Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Задачи курсовой работы:
дать общую характеристику конфликта и его типов;
выявить причины конфликтов;
рассмотреть процесс протекания конфликта и его последствия;
дать характеристику основным методам управления конфликтной ситуацией.
Введение
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. [12] Актуальность данной темы состоит в том, что для управляющего чрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения.
Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком. Конфликты – это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.
Открытый конфликт, в котором разногласия относятся к производственной сфере и выражают, например, различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можно дискутировать и, так или иначе, прийти к общему решению.
Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт — человеческие взаимоотношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты — на самом деле конфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях. Результат: напряжение не устраняется; если деловая часть безупречно отрегулирована, оно переносится на другой «театр военных действий».
Цель курсовой работы: выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования – этап
протекания конфликта,
Данная курсовая работа
5
Самое общее определение
Конфликт – многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п.
Для многих конфликтов характерны следующие явления: резкое возрастание эмоциональной напряженности, выражающееся в неустойчивости и неконтролируемости реакций конфликтующих сторон, в резком возрастании их агрессивности; нежелание и неспособность выслушивать и понимать доводы противника; переход предметного конфликта на личностный; взаимные оскорбления сотрудников; затрагивание жизненно важных интересов конфликтующих сторон, которые трудно, а иногда и просто нельзя поступиться, и когда взаимное удовлетворение этих индивидов невозможно; унижение достоинства личности в рабочей и нерабочей обстановке.
Конфликты имеют кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному чем первоначальное действие.
Итак, конфликт. Какова его природа?
В основе любого конфликта
лежит ситуация, включающая либо
противоположные позиции
6
достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.[9, с 155]
Чтобы конфликт начал
Аналогично и конфликтные
В развитии каждого конфликта
можно фиксировать
Таким образом, конфликт - это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Результат конфликта в
7
Существует различная типология конфликтов, но в основном выделяют следующие их типы:
По уровням организации конфликты можно разделить на:
Внутриличностный конфликт
8
Как правило, межличностные
Межличностный конфликт может
также проявляться и как
3. Конфликт между личностью и
группой. В связи с тем, что
производственные группы устанавливают
нормы поведения и выработки,
бывает так, что ожидания
4. Межгрупповой конфликт –
представляет собой
Основные типы организационных
конфликтов показаны на Рис. 1
9
Рис.1 Основные типы организационных конфликтов
Развитие межгрупповых
Внутриорганизационные конфликты разделяются на четыре группы: вертикальные, т.е. между уровнями; горизонтальные, т.е. между подразделениями одного уровня; линейно-функциональные и ролевые – недостаточная и слабая ролевая подготовка, неудовлетворенность существующим статусом, предъявление противоречивых требований к результатам работы, двойные стандарты деятельности.
Кроме того конфликты
Скрытые конфликты затрагивают
обычно двух человек, которые
до поры до времени стараются
не показывать вида, что конфликтуют.
Но как только у одного из
них «сдают» нервы, скрытый
конфликт превращается в открытый.
Различают также случайные, стихийно возникающие
и хронические, а также сознательно провоцируемые
конфликты. Как разновидность конфликта
выделяют и интриги. Под интригой понимается
намеренное нечестное действие, выгодное
инициатору, которое вынуждает коллектив
или личность к определенным поступкам
и этим наносит коллективу и личности
ущерб. Интриги, как правило, тщательно
продумываются и планируются, имеют свою
сюжетную линию.[4, с 129-131]
10
Я считаю, что знание типов конфликтов может помочь человеку эффективно управлять ими и сводить к минимуму причины их возникновения.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причина – первичный толчок для развития конфликта. На причину обычно ссылаются его участники, и с этой точки зрения она представляет собой как бы оправдание собственных действий членов организации, втянутых в конфликт, и в то же время – источник постоянной подпитки конфликтной ситуации эмоциональной энергией. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать. [15]