Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке методики управления организационным поведением персонала на основе моделей организационного поведения, основывающихся на различных подходах к согласованию целей и интересов менеджмента с целями и интересами персонала.
Введение 8
Глава I . Организационное поведение: история развития понятия и его сущность 11
1.1. История развития отношения к персоналу на предприятии 11
1.2. Понятие и уровни «организационного поведения» 14
1.3. Формирование группового поведения в организации 18
Глава 2. Управление организационным поведением 22
2.1. Ключевые моменты процесса управления 22
2.2. Предельные типы поведения работника в организации 23
2.3. Управление информационными потоками в организации 25
Глава III. Актуальные проблемы отечественной науки и практики управления персоналом и их социальный потенциал 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
3. Публичная (открытая) информация. Такая информация отражает разносторонние личные и общественные интересы. Она не имеет ограничений на использование. К ней относятся публикации в средствах массовой информации, в том числе и отчеты организаций о своей деятельности, сведения, полученные на публичных выставках, презентациях, лекционные материалы17.
Какую же информацию следует относить к конфиденциальной и тщательно охранять? Практика показывает, что руководители компаний причисляют к ней высокоценную информацию. Такой является:
– информация о персонале фирмы (кадровый и профессиональный состав работников);
– персональные данные работников;
– сведения о партнерах и клиентах (клиентские базы);
– инновационные технологии, разработанные данной организацией;
– имущественное положение организации;
– инвестиционные программы и планы инвестиций;
– методы изучения рынка сбыта продукции;
– способ производства продукции и структура ценообразования;
– условия сделок и контрактов;
– данные бухгалтерского учета;
– методы финансового анализа, применяемого в компании, в том числе схемы оптимизации налогового бремени.
Потеря
или утечка 20% конфиденциальной информации
при попадании в распоряжение
конкурирующих фирм может привести
организацию к банкротству18.
Общие задачи, стоящие перед отечественной наукой управления персоналом, можно сформулировать следующим образом.
1.
Разработка общих вопросов
2. Актуализация в отечественной науке и практике управления персоналом современных идей и подходов, достижений всех научных школ.
3.
Исследование специфики
4.
Формирование высокого
5.
Введение в практику принципов,
6.
Углубленное исследование
7. Введение в теорию и практику управления персоналом более адекватного, системного представления об объекте как социально-психологическом явлении, отход от упрощенного «кадрово-ресурсного» понимания персонала19.
Детализируем общие задачи, переведя их в плоскость постановки научных проблем.
Проблема целеполагания: увязка целей развития персонала каждой отдельной организации с целями развития общества, формирование восприятия организации самой себя как коллективного члена общества, воспитание социальной ответственности организации. Как в России определить цели общественного развития и включить их в практику планирования персонала организации как части этого общества?
Проблемы гносеологические: как перейти от обыденного сознания в восприятии персонала к научным методам его познания, уйти от восприятия людей как «кадров», «ресурсов»; какие теории и научные дисциплины включить в качестве подходов к познанию субъектов организации (личности, группы, коллектива в целом); каковы факторы, определяющие специфику субъектов организации, и регуляторы их поведения; как познавать, исследовать хозяйственные организации, их поведение, а также поведение и развитие субъектов организации в условиях дефицита ресурсов, закрытости и незаинтересованности отечественного бизнеса? Как познать особенности отечественных систем, закономерности их развития — общие и специфические — и степень применимости зарубежных теорий и опыта (которые также требуют исследования)? В частности, особого внимания заслуживают системы с горизонтальной коммуникацией (подход, называемый «тоётизмом»), возможности и условия адаптации и переноса опыта японских систем менеджмента и управления персоналом на российскую почву.
Проблемы методические: как формировать современный подход к персоналу? Как обучать и воспитывать у руководителей правильное и адекватное природе и потенциалу персонала отношение к нему, кто это должен делать и как готовить этих специалистов? Очевидно различие подходов к обучению линейных и функциональных менеджеров «неповеденческих» направлений, с одной стороны, и менеджеров в области управления персоналом, с другой. Преподавание во всех случаях должны осуществлять ученые и специалисты, знания которых в области управления персоналом имеют фундаментальный характер, и проводящие самостоятельные исследования в этой области.
С данной проблемой связана и другая — психологическая: как внедрять в сознание современных и будущих руководителей идеи гуманизма, стремление ориентироваться на социально-значимые цели, руководствоваться социально значимыми императивами поведения и достойно относиться к другим людям — персоналу?
Проблема организационно-экономическая: как обеспечить убедительные доказательства и пропаганду экономической выгоды социально-ответственного поведения бизнеса, в том числе по отношению к персоналу организации? Как повысить статус службы управления персоналом до уровня ведущего подразделения организации?
Проблема политическая: как может общество заставить власть, государство повернуться к решению социальных проблем, к приоритету социального перед экономическим и кланово-эгоистическим? Как осуществить совершенствование стандартов образования и учебных программ, исходя в первую очередь из перспективных целей общественного развития?
Сформулируем проблемы в форме постановки научных задач, требующих исследования и решения:
Постановка этих проблем находится в русле перспективного и наиболее адекватного подхода к персоналу: персонал — главное достояние организации20.
Социально-экономическая и психологическая эффективность такого подхода к управлению персоналом достаточно велика и многообразна. Факторы этой эффективности можно определить следующим образом:
1. На макроуровне:
2. На микроуровне:
повышение роли и профессионализма менеджеров и специалистов по персоналу.
Назовем некоторые очевидные проблемы, создающие препятствия движению по такому социально-значимому пути:
Что
может делать общество в лице преподавателей
высшей школы уже сейчас, к выполнению
каких мероприятий нужно