Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:14, реферат
Цель данной работы: изучить причины возникновения конфликтов, методы их диагностики и способы профилактики для эффективного управления коллективом.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить литературу на тему: управление конфликтами, профилактика и диагностика конфликтов в коллективе.
2.Представить социально-психологические методы разрешения конфликтов в коллективе.
3. Сделать выводы по указанной теме.
1. Введение 3
2. Основная часть
Глава 1. Теоретические аспекты конфликта 6
1.1. Понятие конфликта, его виды, причины и функции 6
1.2. Структура и уровни конфликта 21
Глава 2. Диагностика и профилактика конфликтов
в коллективе 25
2.1. Условия, препятствующие возникновению
Конфликтов 25
2.2. Профилактика конфликтов 31
2.3. Оптимальные управленческие решения как условие предотвращения возникновения конфликтов 37
3. Заключение 39
4. Библиография 42
Задача предотвращения надвигающегося конфликта или ослабление нежелательных проявлений распадается на две, существенно разнящиеся между собой.
Чтобы избежать повторения случавшихся уже конфликтов, то для решения проблемы целесообразно использовать прошлые эпизоды, тщательно исследовав которые, можно выявить причины столкновений и попытаться их устранить, компенсировать, нейтрализовать или смягчить. Если причины недоступны воздействиям, усилия могут быть направлены на изменение условий. Если ставится задача предотвратить и такие конфликты, которые пока что не давали о себе знать, полезно позаботиться о всесторонней оценке возможных конфликтных последствий принимаемых собственных решений или совершаемых поступков [15, с.57].
Глава 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
Известно, что многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективах организаций является снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию.
Работа по осуществлению данного подхода может идти по двум направлениям:
2.1.
Условия, препятствующие
конфликтов
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
1. Выверенная кадровая политика
В первую очередь следует назвать выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных «анкетных» показателей, но и психологических качеств персонала существенно уменьшают вероятность приема на работу конфликтных личностей и склонных вовлекаться в конфликты. Основой психологического сопровождения является психологическая диагностика персонала при приеме на работу и расстановке. В настоящее время психологическая диагностика осуществляется преимущественно с помощью тестирования.
С помощью
психологической диагностики
2. Высокий авторитет руководителя
Важным фактором
снижения конфликтности личности является
высокий авторитет
Поднятию
авторитета способствуют развитые умения
конструктивно и справедливо
разрешать конфликты. Такие умения
формируются с опытом и специальной
социально-психологической
Авторитетной личность становится только тогда, когда она обладает явными преимуществами, позволяющими достигать значимых, прежде всего, социально-позитивных, результатов. Эти преимущества могут быть интеллектуальными, волевыми, характерологическими, связанными с профессиональными умениями или компетентностью. Главное, чтобы благодаря им достигались полезные результаты. Поэтому для любого руководителя очень важно иметь свою индивидуальную программу опережающего личностно-профессионального развития. Ее отсутствие, нежелание осуществлять рост своего профессионализма создают благоприятную почву для возникновения псевдо авторитета. Практика свидетельствует: в организациях, где руководитель обладает высоким авторитетом, конфликты возникают не часто, а конфликтные личности ведут себя весьма сдержанно.
3. Наличие высокой организационной культуры.
Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, правил, запретов, традиций, разделяемых всеми членами организации. В контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует обратить на один аспект — наличие положительных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтной личности. Положительные традиции выступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения. Их следует всячески поощрять, но при этом помнить, что и в этом деле нужна мера, иначе они станут самоцелью и тогда уже — консервативным фактором. Коллективы с высокой организационной культурой отличаются сформированным общественным мнением, являющимся также мощным регулятором поведения людей. Конфликтные личности, как правило, все же зависимы от отношения окружающих, их оценки. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают болезненно, вследствие чего иногда готовы перестать конфликтовать.
В психологических исследованиях неоднократно отмечалось, что конфликтность персонала ниже в тех организациях, где высокая мотивация труда, профессиональных или статусных достижений. Высокая мотивация в ряде случаев элиминирует даже психологическую несовместимость. Мотивация достигается различными способами: материальным или моральным стимулированием, отчетливыми перспективами профессионального или кадрового роста, престижем, высоким социальным статусом должности или профессиональной деятельности.
Организованный коллектив отличается высокой устойчивостью благодаря своей целостности. Конфликтные личности в высокоорганизованных коллективах, как правило, не имеют реальных и убедительных поводов апеллировать к наличию «объективных противоречий» и угроз для них. Организованность является сильным сдерживающим фактором, мобилизующим их функции самоконтроля. Надо заметить, что конфликты, слухи, сплетни характерны для организации, где сотрудники мало загружены и у них много свободного времени. Или наоборот, где перегрузки — регулярное явление. Это следствие низкой организованности.
4.
Престиж деятельности и
Значимым
психологическим фактором, снижающим
уровень конфликтных
5. Благоприятный психологический климат
Наконец, благоприятный
психологический климат в коллективе
является фактором, существенно снижающим
уровень конфликтности
На климат в организации влияет множество факторов: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений персонала, удовлетворенность, моральные нормы, сплоченность, организованность, численность коллектива, время совместной трудовой деятельности, половозрастной состав, наличие неформальной структуры и пр. [1, с.11].
Предотвращение возникновения конфликта - это комплекс мероприятий, направленных на оттягивание или недопущения его возникновения, а также на снижение деструктивного влияния последствий конфликта на различные стороны социальной системы.
Стратегия предотвращения конфликтов включает в себя систему конкретных действий, совокупность этапов и методов управления конкретными процессами противоречивых взаимоотношений общественных субъектов.
Различают этапы
Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта, ограничения его негативного влияния на интересы оппонентов.
Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса факторов, детерминирует конфликт, позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества для реализации общих интересов.
2.2. Профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, которая заключается в своевременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтных факторов и ограничении, таким образом, возможности их возникновения или деструктивного решения в будущем. Это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которое исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. [23, с.18].
Профилактику конфликтов разделяют на:
первичную и вторичную.
Первичная профилактика заключается в психологическом образовании возможных участников конфликта.
Вторичную профилактику
связано с проведением
При этом
следует учитывать и
Основными конфликтогенами являются - угрозы, приказы, неконструктивная критика, оскорбления, проявление агрессивности, эгоизм, утаивание информации, ложь и др. В ответ на них обычно применяются аналогичные по силе или даже сильнее конфликтогены. Повышение психологической культуры и психологической образования способствуют предупреждению агрессивности вероятных участников конфликтов, психологического давления и конфликтогенности общения.
Работа и профилактика по предупреждению конфликтов должна проводиться руководителями, ведущими специалистами и членами коллективов, психологами и конфликтологами по следующим основным направлениям:
Компетенция человека формируется на основе знаний, навыков и способов общения в коллективе. Этапы компетенции включают обучение человека, активное использование знаний и их устаревание. Для того чтобы компетенция сотрудников находилась на должном уровне, этими процессами необходимо управлять как на уровне организации (оценки имеющихся ресурсов, их сопоставление с потребностями, принятия решений по достижению необходимого уровня компетенции), так и на уровне отдельной личности (повышение квалификации, улучшение навыков общения и т. п.). [6, с.89].
Управление компетенцией работников способствует сужению объективных зон конфликтов, а, следовательно, их предотвращению и профилактике.
Важным направлением
работы в этой сфере является также
учет социально-психологических
социальных ролей
Каждый человек в своей жизни «играет» определенную роль: супруга (супруги), брата (сестры), руководителя, подчиненного и т. п. Если ожидаемая роль соответствует требованиям партнера (или организации, в которой он работает), то противоположная сторона не предъявляет к ней претензий. В то же время человек, в свою очередь, ожидает чего-либо от противоположной стороны. Если и его ожидания оправдываются, то наблюдается баланс социальных ролей. В этих условиях основания для конфликта отсутствуют. Нарушение баланса является фактором, способствующим развитию конфликтных отношений.
Информация о работе Управление конфликтами в условиях современного предприятия