Управление адаптацией персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления адаптацией персонала
1.1 Сущность адаптации
1.2 Система управления адаптацией персонала
1.3 Опыт зарубежных и российских компаний по адаптации персонала
2. Управление системой адаптацией персонала на ОАО «ЗМА»
2.1 Общая характеристика ОАО «ЗМА»
2.2 Система управления персоналом на ОАО «ЗМА»
2.3 Управление системой адаптации персонала на ОАО «ЗМА»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 112.25 Кб (Скачать)

­  руководство реализацией программы;

­  меры всестороннего обеспечения реализации программы;

­  порядок осуществления контроля за реализацией программы;

­  порядок подведения итогов реализации программы;

­  другие сведения, являющиеся существенными для реализации программы в целом и ее отдельных мероприятий.

Структура программы  включает следующие основные разделы.

1. Мероприятия общей  (первичной, предварительной и  пр.) социальной адаптации.

2. Мероприятии общей (первичной, предварительной и пр.) профессиональной адаптации.

3. Мероприятия частной  (вторичной, углубленной и пр.) социальной адаптации.

Далее на основе утвержденной программы экспресс-адаптации разрабатывается  план становления в должное —  документ, определяющий перечень основных мероприятий (заданий, поручений и  пр.), направленных на обеспечение наиболее быстрой и полной социально-профессиональной адаптации работника к условиям выполнения поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) и реализуемых самим  работником под руководством должностных  лиц предприятия (структурного подразделения) .

Условно процесс  адаптации можно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной  программы адаптации.

Если сотрудник  имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных  подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, дравидами поведения и т.д.

Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями  и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются так, как представлено в таблице. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих  местах или с определенным оборудованием). 

Функции и мероприятия по ориентации Обязанности
непосредственного руководителя менеджера

по персоналу

Составление программы ориентации Выполняет Ассистирует
Ознакомление  новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда  и правилами Выполняет Выполняет
Объяснение  задач и требований, предъявляемых  к работе Выполняет  
Введение  работника в рабочую группу Выполняет  
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных  работников Выполняет  
 

Этап 3. Действенная  адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени  обусловливается его включением в межличностные отношения с  коллегами. В рамках данного этапа  необходимо дать новичку возможность  активно действовать в различных  сферах, проверяя на себе и апробируя  полученные знания об организации. Важно  в рамках этого этапа оказывать  максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить  оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с  коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс  адаптации, он характеризуется постепенным  преодолением производственных и межличностных  проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала . 

1.2 Система управления  адаптацией персонала 

Система адаптации  представляет собой комплекс необходимых  действий для новых сотрудников  любого уровня. Вместе с тем процесс  адаптации сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Существенные различия касаются объема и содержания представляемой в начальный период информации. Различия могут относится и к участникам самого процесса адаптации. Для рабочего наставником может быть коллега по подразделению. В адаптации и контроле руководителя среднего уровня необходимо активное участие руководителей более высокого уровня и сотрудников службы управления персоналом.

Адаптация молодых  специалистов. Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком  смысле. В узком смысле - юридическое  понятие, при котором молодыми специалистами  в течение трех лет после окончания  читаются выпускниками высших и средних  специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие  государственные экзамены.

В широком смысле - это молодежь с высшим и средним  специальным образованием в возрасте до 30 лет, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения  и обладает рядом специфических  признаков, отличающих ее от других Поколений.

Специфическими социальными  и возрастными особенностями  молодых специалистов являются:

- труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий;

- начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей;

- относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой стороны - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж (опыт) практической работы;

- молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в результате чего представляют для организации особую ценность.

Быстрое включение  молодых специалистов в производственную деятельность организации имеет  большое значение, поскольку от степени, сроков и результатов адаптации  в определенной мере зависит эффективность  всей последующей трудовой деятельности молодых специалистов, их стабильность, уровень активности, состояние трудовой дисциплины, процесс формирования личности.

Результаты адаптации  молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации  в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией, и др. сокращение текучести кадров в настоящее время в определенной мере зависит от адаптации человека к производственной и социальной среде, вхождения человека в новый  для него коллектив.

К числу основных факторов, влияющих на адаптацию молодых  специалистов, относятся:

- соответствие работы полученной в вузе специальности;

- возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным;

- создание условий для внутриорганизационной мобильности, творческого созидания и профессионального продвижения;

- внедрение научной организации труда на рабочем месте;

- микроклимат в коллективе;

- социально – бытовое обеспечение;

- организация свободного времени.

Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются основой  успешной их адаптации, способствуют росту  трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства.

Для молодого специалиста  в период адаптации большую опасность  представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам и потребностям и чинящий различные препятствия  вместо помощи.

Процесс адаптации  молодых специалистов состоит из шести этапов.

Первый этап. Служба управления персоналом информирует  о коллективе в целом, о будущей  работе. Более подробные сведения он получает от руководителя подразделения, группы при знакомстве с будущим  местом работы и формально принимается  в коллектив. Посредниками в вопросах деловых отношений должны быть руководители.

Второй этап. Расширяется  круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются  нормальные деловые взаимоотношения. Приход на работу воспринимается положительно, так как коллектив в основном приятен. В конфликтных ситуациях  молодой специалист себя еще не проявил, поэтому он «хорош» для коллектива. Ничем плохим он еще не отличился.

Третий этап. Молодой  специалист быстро улавливает общее  настроение, сам настроен благожелательно  по отношению к коллективу. Положительное, с точки зрения коллектива, поведение  в нескольких конфликтных ситуациях  приводит к тому, что с ним считаются, он приобретает авторитет.

Четвертый этап. Молодой  специалист принимает участие в  общественной жизни, нововведениях, предлагает новые идеи. У него появляется определенный творческий накал в работе, способствующий дальнейшему продвижению.

Пятый этап. Все успехи и неудачи коллектива воспринимает как личные. Часто выступает на собраниях коллектива, где отстаивает свою точку зрения. С его мнением  начинают считаться.

Шестой этап. Демонстрирует  хорошую работу по специальности. Проявляет  уравновешенность и здравый смысл  при разборе конкретных производственных ситуаций. Его выдвигают на ответственные  должности.

Процесс адаптации  можно считать завершенным лишь в том случае, если производственным успехам молодого специалиста сопутствуют  хорошие отношения в производственном коллективе. Критерием оценки такой  адаптации служит чувство удовлетворенности  работой. В этом случае различные  производственные помехи не будут влиять на ритмичность выполняемой работы, что само по себе – гарантия стабилизации кадров.

Зная темп различных  этапов адаптации, организациям легко  установить, на каком этапе находится  в данный момент молодой специалист, задержался ли он на этом этапе по сравнению  с нормой или прошел его быстрее.

Если адаптация  проходит успешно, то достигается стабилизация коллектива, означающая, что работник нашел свое место в нем, стал его  органической частью.

Адаптация новых  сотрудников. Приход в новую организацию - психологически сложный момент для  любого человека. Если он не ощущает  поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины  которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии  человека.

Отношение новичка  к организации, к работе во многом зависит от того, насколько реальность соответствует его ожиданиям. Если в газетных объявлениях или в  личных беседах истинное положение  дел на будущем месте работы было сознательно приукрашено, вряд ли стоит  обижаться, если новый работник почувствует  себя обманутым.

Тот, кто хочет  привлечь новичка на свою сторону, должен знать: первые дни работы должны быть четко расписаны.

Необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Подготовлено и оборудовано ли рабочее место.

2. Были ли официально проинформированы коллеги о фамилии, образовании, предыдущей деятельности и будущих функциональных обязанностях нового работника.

3. Подготовлены ли все документы, которые должны быть ему вручены при приветствии: описание рабочего места, план организации, список всех руководителей высшего и среднего звена, список ближайших сотрудников.

4. Когда и в какой форме новый работник будет ознакомлен с задачами организации и основными принципами управления.

5. Были ли четко определены и письменно зафиксированы его полномочия.

6. К выполнению, каких задач сразу же подключить нового работника.

7. Кто из сотрудников будет сопровождать его в первые дни в столовую.

Информация о работе Управление адаптацией персонала