Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать развитие духовной потребности в творческом труде как условие повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - качество жизни как социально-психологический феномен.
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.
Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать психологическую структуру духовных потребностей как условия повышения качества жизни.

Содержание

Глава
I. Психологическое содержание категории «качество жизни»
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию качества жизни в психологической науке с
1.2. Психологическая структура духовных потребностей как условия повышения качества жизни с
1.3. Психологические факторы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
II. Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни
2.1. Психологическая модель повышения качества жизни с
2.2. Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с
2.3. Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с

Работа содержит 1 файл

Автореферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Внешний (объективный) критерий раскрывается через систему  частных внешних критериев: • Объективный критерий - эффективность решения возникающих задач.

Показателями  выраженности выступают: рост числа  постоянных клиентов с  
25,4% до 63,6%, улучшение материального положения каждого сотрудника за период проведения эксперимента (зарплаты в среднем в 4,2 раза, премии - в 3,05  
раза), положительная социально значимая цель деятельности, соотношение цели и достигнутого результата и т.д.

• Субъективный критерий - улучшение морально-психологического климата и изменения в поведении  сотрудников фирмы. Показателями являются: положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности и после ее завершения; доброжелательная атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, снижение числа конфликтов, совместное обсуждение вопросов и принятие решений, помощь в разрешении ошибок и трудностей, создание системы наставничества и т.д.

Полученные результаты по развитию потребности в творческом труде можно считать подтверждением гипотезы о том, что качество жизни  есть система объективных условий  и субъективных показателей удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения, связано с удовлетворением духовной потребности в творческом труде под влиянием таких психологических факторов, как: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода» при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.

Добиться развития духовных потребностей можно, создав необходимые  условия для саморазвития и самореализации личности. Психологические факторы мотивации: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода», - это первые шаги искомого алгоритма повышения качества жизни.

В этом заключается  отличие нашего подхода: вместо манипулятивного  отношения к человеку, которое преследует цель - добиться максимальной производительности, необходимо обратиться к тому главному, что превращает работу в творчество, делает труд ареной самореализации личности.

VI. По итогам  эксперимента были разработаны  рекомендации по развитию потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни:  
1. Создать оптимальные условия для работы и оплаты труда. Необходимо обеспечить такой уровень заработной платы, который не воспринимался бы работниками как унизительный или несоответствующий вложенным усилиям.

2. Разработать  разнообразную систему поощрений.  Причем вознаграждаться должен  каждый успех, даже самые малые  победы. Поощрения могут быть  материальные, но часто сильнее  оказываются слова благодарности  и признания из уст руководства и коллег.

3. Предоставить  возможности для повышения квалификации.

4. Организовать  переживание свободы и самостоятельности.  Работа превращается в творчество  когда, человек сам определяет,цели  и задачи своей работы, сам  ищет способы и средства достижения целей и сам распоряжается ресурсами - своим временем, силами, инструментарием и т.д., вплоть до получаемой прибыли. Самостоятельность выбора ведет к расцвету, обретению и раскрытию талантов личности, ответственности, инициативности и многим другим качествам личности.

5. Изменить формы  контроля - с ревизорско-надзирательского  на опекающий. Контроль к работнику  в процессе работы должен быть  скорее помогающий, опекающий. Положительное  влияние на работу коллектива  оказывает создание системы «наставничества».

6. Превратить  работу из занятия по производству  продукции в занятие по развитию  личности работника путем реализации  духовных потребностей.

Коллективом задается определенная система ценностей, который  он (коллектив) стремится через систему  социальных отношений передать своим членам. В процессе самореализации работник, совершенствуя свои способности, выступает образцом поведения и катализатором при развитии ближайшего социального окружения, активно влияет на ценности своего коллектива, развивая и преобразуя при этом всю профессиональную среду в целом.

7. Создать общность  высокой цели, дух команды. Смысл  существования команды означает  создание цели, которая способна  воодушевить и сплотить коллектив.  Мировосприятие по модусу бытия  может быть достигнуто через осознание личностью своей незаменимой полезности.

8. Сформировать  отношения производственной демократии. Одним из путей является делегирование  полномочий в организации.

9. Создать импульс  к саморефлексии. Толчок к саморефлексии  означает выход на новый более совершенный уровень акмеологического совершенствования. Работа приобретает основные признаки жизнедеятельности, получаст самостоятельную ценность и становится ведущим мотивом деятельности.

И тот эмоциональный  настрой, который создает ощущение удовлетворенности жизнью, можно рассматривать как подлинное качество жизни личности.

Вместе с тем  следует отметить, что проведенное  исследование не решает всех вопросов развития духовных потребностей, но его  результаты являются основой для  разработки дальнейшей программы исследований.

Список литературы: 

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни Текст. / К.А.  Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991.-299 с.  
2. Авдеева, Н.Н. Человеческий потенциал: опыт комплексного системного подхода Текст. / И.Н. Авдеева. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 173 с.  
3. Агапова, Е.В. Уровень и качество жизни населения: дис....канд. экон. наук Текст. /Е.В Агапова. - СПб., 2003. - 192 с.  
4. Акмеологический словарь Текст. / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАТС, 2004. - 160 с.  
5. Акумова, Н. В. Социальная политика, уровень и качество жизни. Слов.Всерос. центр уровня жизни при М-ве труда и соц. развития РФ Текст. / Под общ. ред. В. Ы. Бобкова, А. П. Починка. - М. : Изд-во ВЦУЖ, 2001. - 287 с.  
6. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих : сб. ст. Текст. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2001.-300 с.  
7. Алферова, М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения Текст. / Алферова М.Н. [и др.] // Технологии качества жизни. - 2002. - Т.2. - 1-10.  
8. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Текст. / А.Я. Анцупов. - М. : Юнити, 2006. - 391 с.  
9. Бабинцев, В.П. Региональная программа улучшения КЖ населения: технологии разработки Текст. / В.П. Бабинцев, А.А. Гармашев //Технологии качества жизни. -2003.-Т.З.- №1.-С.9  
10. Баранова, А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни Текст. : дис....канд. психол. наук: 19.00.05 / Баранова Анна Викторовна. - М., 2005. - 197 с.  
11. Бердяев, Н.А. Смысл творчества Электронный ресурс. / Н.А. Бердяев. - Электрон, тестовые дан. - Режим доступа: http://orel.rsl.ru/nettcxt/russian/ berdyaev/smisl_tvorchestva.htm#_edn5. - Загл. с экрана.  
12. Бестужев-Лада, И.В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М. : Ин-т социолог, иссл. АН СССР, 1978. - 477с.  
13. Биктимирова, 3.3. Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения : монография. / З.З.Биктимирова// Рос. акад. наук, УрО, Ин-т экономики. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН., 2006. - 201 с.  
14. Бобков, В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики Текст. / В.Н. Бобков, П.С. Масловский-Мстиславский, Н.С. Маликов. - М. : ВЦУЖ, 2000. - 20 с.  
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. - М. : «Просвещение», 1968. - 398 с.  
16. Бойцов, Б.В. Системная целостность качества жизни Текст. / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Стандарты и качество. — 1999. — № 5. - 19-23  
17. Бойцов, Б.В. Качество жизни Текст. / Б.В. Бойцов. Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов. - М. : изд-во МАИ, 2004. - 267 с.  
18. Бойцов, Б.В. Концепция качества жизни Текст. / Б.В. Бойцов, М.А. Кузнецов, Г.И. Элькин. - М. : Академия проблем качества, 2007. - 238 с.  
19. Бочкарев, В.К. Уровень и качество жизни населения как объект управления: Региональный аспект Текст. : дис....канд. социол. наук: 22.00.08 / Бочкарев Василий Кузьмич. - М., 2002. - 310 с.  
20. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие Текст. / Под ред. В.Г. Игнатова. - М.: Ростов-н/Д : ИКЦ «МарТ», 2003. - 591 с.  
21. Быченко, Ю.Г. Управление развитием человеческого капитала Текст. / Ю.Г. Быченко. - Саратов : изд-во ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2005. - 190 с.  
22. Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация Текст. / А.Л. Васильев, - М. : РИА «Стандарты и качество», 2003. - 438 с.  
23. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества жизниТекст. / А.Л. Васильев //Стандарты и качество. - 2007. - №4. - 80-84  
24. Васильева, З.А. Качество жизни населения: методология оценки и прогнозирования: монография Текст. / З.А. Васильева, Т.П. Лихачева, И.В. Филимоненко; Федер. агентство по образованию, Краснояр. гос. техн. ун-т. -Красноярск : КГТУ, 2006. - 154 с.  
25. Венцковская, И.Ю. Качество и уровень жизни населения: пути их повышения Текст. : дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / Венцковская Ирина Юрьевна. - М., 2007.-140 с.  
26. Вишнякова, Н.Ф. Психологические основы креативности в профессиональной акмеологии Текст.: дис....д-ра психол. наук: 19.00.13 / Вишнякова Наталия Федоровна. - М., 1996. - 394 с.  
27. Воронин, Г.П. Воспитание культуры качества Электронный ресурс. / Г.П. Воронин // Стандарты и качество. - 2006. - №8. - Электрон, текстовые данные. -Режим доступа: http://www.stq.'ru/stq/adetail.php?ID=5296. - Загл. с экрана.  
28. Вьюнова, Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого- педагогического образования Текст. /Н. И. Вьюнова. - М. ; Воронеж, 1999. - 236 с.  
29. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности Текст.; дис....д-ра. психол. наук: 19.00.01 /Галажинский Эдуард Владимирович. -Томск, 2002. - 320 с.  
30. Генкин, Б.М. Эффективность труда и качество жизни Текст.. Учеб. пособие по курсу «Экономика и социология труда» для студентов всех специальностей / Б.М. Генкин. - СПб.: СПбГИЭА, 1997. - 112 с.  
31. Герасимов, А.В. Мотивация персонала к труду как проявление самореализации Текст.: дис....канд. психол. наук: 19.00.01 / Герасимов Андрей Владимирович. -Барнаул, 2003. - 192 с.  
32. Гизатуллин, Х.Н. Качество жизни: подходы к исследованию Текст. / Х.Н.Гизатуллин, 3.3. Биктимирова. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004.-42 с.  
33. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Текст. / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: ЧеРо, 1998. - 336 с.  
34. Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения Текст.. Учеб. пособие по специальности 060200<Экономика труда> и др. экон. специальностям / Н. А. Горелов и др.. / -Петерб. гос. ун-т экономики и финансов - СПб. : Питер, 2003.-652 с.  
35. Грэхем, Х.Т, Управление человеческими ресурсами Текст.: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ./ Х.Т. Грэхем, Р. Беннет. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 598 с.  
36. Гундаров, И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофыТекст. / И.А. Гундаров. - М. : Медиа сфера, 1995. - 100 с.  
37. Гундаров, И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России Текст. / И.А. Гундаров; Фонд нац. и междунар. безопасности. - М. : Центр творчества «Беловодье», 2001. - 351 с.  
38. Давыдова, Е.В. Измерение качества жизни Текст. / Е.В. Давыдова, А.А. Давыдов; Рос. АН. Ин-т социол. и др. - М. : ИС, 1993. - 52 с.  
39. Деркач, А.А. Акмеология: Учебное пособие Текст. / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : ПИТЕР, 2003. - 256 с.  
40. Джидарьян, И.А. Ценностная специфика и структура счастья Электронный ресурс.: ИП РАН. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/conf/djidar.htm. - Загл. с экрана.  
41. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность Текст. / И.А. Джидарьян - М. : Наука, 1976.-191 с.  
42. Джой-Меттыоз, Дженнифер. Развитие человеческих ресурсов= Human resource development Текст. / Дженнифер Джой-Меттыоз, Дэвид Меггинсон, Марк Сюрте. -М.:Эксмо, 2006.-428 с.  
43. Доклад о мировом развитии 2003 г. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни Текст. / Пер. с англ. - М. : Весь мир, 2003. - 256 с.  
44. Доклад о развитии человека 2007/2008 Электронный ресурс.. М. : Весь мир, 2007. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/ HDR_20072008_ Summary_Russian.pdf. - Загл. с экрана.  
45. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. Год 1998-й. По заказу Программы развития ООН (ПРООН) Текст. / Под общ. ред. Проф. Ю.Е. Федорова. -М., 1999.-28 с.  
46. Долишний, М.И. Управление качеством трудового потенциала Текст.: сб. науч. тр./АН УССР, Ин-т экономики; Редкол.: М.И. Долишний (отв. ред.) и др... -Киев:ИЭ, 1985.-152 с.  
47. Друкер, П. Практика менеджмента = The practice of management Текст. / П.Ф. Друкер. - М. : Вильяме, 2000. - 397 с.  
48. Белова, О. Дух здоровья Текст. // Литературная газета. - 2007. - 5 июня. - №24.-С. 14.  
49. Ершов, А.Н. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации Текст. / А.Н. Ершов, Ю.Р. Хайруллина //Социс. - 2004. - №8. - 1-6.  
50. Жалнина, А.В. Формирование и развитие системы управления качеством жизни Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.05 / Жалнина Анастасия Вячеславовна. -Тамбов, 2006.-187 с.  
51. Жуков, В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» Текст. / В.И. Жуков // Социологические исследования. - 1996. - № 4. - 101-112.  
52. Зазыкин, В.Г. Корпоративная культура организации: психолого- акмеологический подход Текст. / В.Г.Зазыкин, И.А.Смирнова. - М. : Независимый ин-т гражд. о-ва, 2005. - 127 с.  
53. Замфир, К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога Текст. / К. Замфир. - М. : Политиздат, 1983. - 142 с.  
54. Землянская, И.И. Качество жизни: политико-экономические проблемы Текст.: автореф. дне...канд. экон. наук: 08.00.01 / Землянская Ирина Ивановна. -М., 1990.-27 с.  
55. Зародин, В.В. Давно пора подумать о качестве жизни Текст. / В.В. Зародин, И.В Марятов, А.К. Юфин // Стандарты и качество. - 1999. - №1. - с.47-50.  
56. Заславская, Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе Текст. / Т.И. Заславская //Общественные науки и современность. - 2005. -№3.-с.5-16.  
57. Иванова, Л.А. Качество жизни - стратегия XXI века Текст. / Л.А. Иванова [и др.. // Материалы научн.-практич. конференции. Саранск, 12 окт. 2002 г. - Саранск. : Изд-во Мордовского ун-та, 2002. - 124 с.  
58. Качество жизни: Факты и тенденции Текст. / М-во труда и занятости населения Респ. Мордовия / Л.А. Иванова и др.. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2002. - 53 с.  
59. Иванова, Л.В. Социально-экономические факторы оптимизации качества жизни Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.01 / Иванова Лариса Владимировна. -Казань, 2004. - 170 с.  
60. Ильин, И.А. О России Текст. / И.А. Ильин. - М. : «ТРИТЭ» , 1996. - 31 с.  
61. Каверин, СБ. Мотивация труда Текст. / СБ. Каверин. - М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-224 с.  
62. Каверин, СБ. Акмеологическая теория потребностей Текст. / СБ. Каверин. - Тамбов : изд-во ТГУ им Г.Р.Державина, 2004. - 300 с.  
63. Калмакан, Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты Текст. / Н.А. Калмакан, В.Д. Патрушев. - М.: Наука, 1993. - 111 с.  
64. Капустин, Е.И. Уровень, качество и образ жизни населения России Текст. / Е. И. Капустин. - М. : Наука, 2006. - 323 с.  
65. Каракотова, А.О. Социально-философский анализ качества жизни Текст.: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11 / Каракотова Асият Орусбиевна. -Ставрополь, 2002. - 22 с.  
66. Качество жизни населения и социальная политика в регионах Текст. / Под ред. А.В. Дмитриева, В.В. Маркина // Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. 15-16 февраля 2002 г. - Пенза : Приволж. дом знаний, 2002. - 174 с.  
67. Качество жизни: проблема системного научного обоснования Текст. / В.Ф.Чернова и др.. // Материалы международной научно-практической конференции. 20-22 марта 2000 г. - Липецк : ЛГПИ, 2000. - 215 с.  
68. Качество жизни - стратегия XXI века Текст. / Л.А. Иванова [ и др.]. // Материалы респ. науч.-практ. конф. Саранск, 12 окт. 2002 г. - Саранск : Изд-во Морд, ун-та, 2002. - 124 с.  
69. Качество жизни: теория и практика социальной экономики Текст. / Под ред. Л.Г. Галкина // Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 2002. - 21 с.  
70. Качество образования - качество жизни Текст. / Под ред. Р.Н. Авербуха [и др.] // Материалы междунар. семинара, Анапа, 26 сент.-З окт. 2002 г.: Акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых 2002» в России. - Гатчина : Изд-во ЛОИЭФ. 2003. -21 с.  
71. Квалиметрия жизни Текст.: Проблемы измерения качества жизни и направления их решения / Под ред. А.И. Субетто // Материалы краткосроч. семинара, 6-7 июня. - Л. : ЛДНТП, 1991. - 101 с.  
72. Кильдюшева, О.А. Феномен бедности в социальной структуре современного российского общества Текст.: дис....канд. социол. наук: 22.00.04/ Кильдюшева Ольга Александровна. - Саранск, 2005. - 167 с.  
73. Кирьянова, Ю.В. Качество жизни населения реформируемого общества: Региональный аспект Текст.: дис....канд. социол. наук: 22.00.08 / Кирьянова Юлия Валентиновна. - Майкоп, 2004. - 170 с.  
74. Клегг, Б. Как мотивировать людей Текст.: Станьте подлин. лидером. Создайте команду. Добейтесь результатов от сотрудников / Брайан Клегг ; пер. с англ. В. Пападаки. - СПб.: Нева, 2003. - 222 с.  
75. Клинцова, Н.Н. Социальная модернизация как фактор оптимизации качества жизни населения Текст.: дис....канд. социол. наук: 22,00.04 / Клинцова Наталья Николаевна. - Казань, 2003. - 193 с.  
76. Коваль, Н.А. Психология духовности личности: монография. / Н.А. Коваль. - Тамбов : Изд.-полигр. центр Тамб. гос. ун-та, 1996. - 153 с.  
77. Ковынева, О.А. Факторы формирования системы качества жизни населения Текст.: дис....канд. экон.наук: 08.00.05 / Ковынева Олеся Анатольевна. - Тамбов, 2006.-210 с.  
78. Колинченко, И.П. Уровень и качество жизни населения и пути их повышнеия в Российской Федерации Текст.: дис....канд. экон. наук: / Колинченко Ирина Павловна. - Воронеж, 2006. - 167 с.  
79. Кон, И.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Постиндустриальное общество и судьбы России Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.neuro.net.ru/sexology/book9_102.html. - Загл. с экрана.  
80. Кондратьев, О.В. Мотивация персонала. Нет мотива - нет работы Текст. / О.В. Кондратьев, М.В. Снежинская, Ю.Е. Мелихов. - М. : Альфа-Пресс, 2005. - 215 с.  
81. Копнов, В.А. Качество жизни и региональное развитие Текст. /В.А. Копнов // Технологии качества жизни. - Т.1. - №1. - 2001. - 1-6.  
82. Копнов, В.А. Эксплуатация, возобновление и управление ресурсами Текст. / В.А. Копнов, Н.В. Егорова // Технологии качества жизни. - Т.2. - 2002. - №1. - 1-6.  
83. Котик, М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде Текст. / М.А. Котик //Вопросы психологии. - 1989. - №6. - 81-92.  
84. Кравченко, А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация Текст. /А.И. Кравченко //Социс. - 1997. - №4. - 15-28.  
85. Кравченко, Ю. Качество образования - фактор повышения качества жизни Текст. / Ю. Кравченко //Стандарты и качество. - 2007. - №6. - 20-22.  
86. Кривоносова, Л.А. Качество жизни населения региона: оценка состояния и пути оптимизации средствами управления Текст.: дис...доктора социол. наук: 22.00.08 / Кривоносова Людмила Александровна. - Москва, 2006. - 422 с.  
87. Кривошей, В.А. Качество жизни: сущность, содержание, критерии, измерение Текст. / В.А. Кривошей. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 193 с.  
88. Кузьмичев, Л.А. Методика оценки качества жизни Текст. / Л.А. Кузьмичев, М.В. Федоров, Е.Е. Задесенец. - М. : ВНИИТЭ, 2000. - 46 с.  
89. Кулайкин, В.И. Социально-психологические параметра качества жизни в различных социальных группах Текст.: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05/ Кулайкин Владимир Ильич. - Кострома, 2006. - 298 с.  
90. Кулапов, М.Н. Управление кадрами: в помощь начинающему руководителю Текст.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Экономика труда» / М.Н. Кулапов / Под ред. И.А. Кокорева. - М. : Дашков и К, 2004. - 153 с.  
91. Ландсберг, М. Коучинг: повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете Текст./ Макс Ландсберг. - М. : Эксмо, 2004. -149 с.  
92. Левина, А. Качество жизни как социокультурное явление Текст.: дис. . . канд. социол. наук: 22.00.01 / Левина Светлана Александровна . - Саратов, 1998. -129 с.  
93. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 345 с.  
94. Лига, М.Б. Качество жизни: позиция Римского клуба Текст./ М.Б.Лига. - Чита : Изд-во Забайкальского гос. пед. ун-та им. Н.Г.Чернышевского. 2005. - 158 с.  
95. Логинов, Г.К. Управление процессом повышения качества жизни в социальном пространстве организации Текст.: дис...канд. социол. наук: 22.00.08 / Логинов Григорий Константинович. - Белгород, 2003. - 211 с.  
96. Макаренко, Т.Д. Оценка качества жизни населения: монография. / Т.Д. Макаренко, Н.М. Вдовина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 155 с.  
97. Малышева, Т.В. Качество жизни населения и его региональная дифференциация Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.05 / Малышева Татьяна Витальевна. - Казань. 2001. - 214 с.  
98. Маренков, Н.Л. Инновации, интеллект и качество жизни в России: монография. / Н.Л. Маренков. - М. : Наука, 2006. - 310 с.  
99. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка Текст. / В.Н. Марков / Под ред. А.А.Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2001. -54 с.  
100. Маркс, К., Соч. Т.З Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1981. - 704 с.  
101. Маруга, Э.В. Социально-психологические проблемы повышения качества труда и эффективности производства Текст.: уч. пособие / Э.В. Маруга, В.Э. Реньге. - Рига: МИПКСНХ ЛатвССР. 1981. - 103 с.  
102. Марченко, Т.А. Потребности как внутренняя детерминанта образа жизни Текст.: дис...доктора социол. наук: 09.00.11 / Марченко Татьяна Александровна. -Ростов н/Дону, 1993. - 322 с.  
103. Маслоу, А. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория Текст. / А. Маслоу. - М. : Питер , 2003. -413 с.  
104. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / Абрахам Г. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999.-351 с.  
105. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия Текст.. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 270 с.  
106. Матвеева, Т.Ф. Теоретико-методологические аспекты системного управления качеством жизни населения региона Текст.: автореф. дис...канд. экон. наук: 08.00.05 / Матвеева Татьяна Федоровна . - Кемерово, 2005. - 22 с.  
107. Матвеева, Н.В. Качество жизни и духовность Текст. / Н.В. Матвеева // Стандарты и качество. - 1999. - №5. - 14-17.  
108. Методы социальной психологии Текст. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977 г. - 176 с.  
109. Михайлова, Н. Современный менеджмент и кадры Электронный ресурс. / Н. Михайлова, Л. Федорова. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/modernmanagement.htm. - Загл. с экрана.  
110. Мордовченков, Н.В. Повышение качества жизни населения региона и эффективная экономическая инфраструктура: методология, опыт, перспективы: монография. / Н.В. Мордовченков, М.Г. Николаева. - Нижний Новгород : Изд. центр «Полиграф» ВГИПУ, 2006. - 218 с.  
111. Морозов, А.А. Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель социально-экономической ситуации в России Текст.: дис...канд. экон. наук: 08.00.05 / Морозов Андрей Алексеевич. - М., 2006. - 144 с.  
112. Мотивация в психологии управления Текст.: сб. материалов Ш-ей межвузовской научн.-практич. конф-ии, 2-3 окт. 2004 г., Самара / Под ред. А.В. Капцов. - Самара: Изд-во Самар. гуманит. Акад., 2004. - 178 с.  
113. Муздыбаев, К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев / Под ред. В.Е. Семенова. - Л. : Наука, 1983. - 240 с.  
114. Немов, Р.С. Психология Текст. / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 686 с.  
115. Никитин, Р.П. Качество жизни работника в процессе производстваТекст.: автореф. дис....канд. экон. наук: 08.00.01 / Никитин Роман Петрович. - Казань, 2005.-19 с.  
116. Нюттен, Ж. Мотивация Текст. / Ж. Нюттен // Экспериментальная психология. - М. : Смыссл, 1975. - 607 с.  
117. Организация объединенных наций: Краткий справочник Текст. / Сост. В.Н. Березовский. М.: Международные отношения, 1980. - 143 с.  
118. Пак, К.Р. Качество жизни населения региона как объект прикладного социального анализа: на примере Ленинградской области Текст.: дис....канд. социол. наук / Пак Кирилл Романович. - СПб., 2006. - 154 с.  
119. Петиченко, А. Измените систему мотивации Текст./ А. Петиченко // Стандарты и качество. - 2007. - №1. - 56-61.  
120. Петрова, Н.П. Искусство работать с людьми, или человеческий фактор в российском бизнесе Текст. / Н.П. Петрова - М. :ЭКСМО, 2004. - 222 с.  
121. Петровский, В.А. К пониманию личности в психологии Текст. / В.А. Петровский // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - 40-46.  
122. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.  
123. Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. - 1982. - №3. - 47  
124. Печчеи, А. Человеческие качества Электронный ресурс. / А. Печчеи. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-bibl/articlcs/peccei. - Загл. с экрана.  
125. Питере, Т. В поисках эффективного управления Текст. / Т. Питере, Р. Уотермен. - М. : Прогресс , 1986. -418 с.  
126. Пономарев, Я.А. Исследование творческого потенциала человека Текст. / Я.А. Пономарев // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - 3-11.  
127. Поп, Е.Н. Социальная политика, уровень и качество жизни словарь. / Н.В. Акумова и др.. / Под ред. В.Н. Бобкова, А.П. Починка. - М. : ВЦУЖ, 2001 .- 288с.  
128. Попов, С И . Проблемы «качества жизни» в современной идеологической борьбе Текст. /С. И. Попов. - М. : Политиздат, 1977. - 279 с.  
129. Практики управления персоналом на современных российских предприятиях / Под ред. В.И. Кабалиной. - М. : ИСИТО, 2005. - 195 с.  
130. ПРООН. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. Год 2001 Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://\vww.undp.ra/index.phtml?iso=RU&lid-2&pid=74&cmd=text&id=37. - Загл. с экрана.  
131. Психологическая энциклопедия. 2-ое изд. Текст. /Под ред. Р. Корсики, А. Ауэрбаха ; пер. на рус. яз. А.А. Алексеева. - СПб. : Питер, 2003. - 1094 с.  
132. Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности Текст. / Под ред. Ю.В. Синягина, И.В. Калинина. - Ульяновск : Изд-во Средневолж. науч. центра, 1997. - 192 с.  
133. Психологический практикум. Страховка от неудачи Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.stm.ru/archive/03-04/shadrikov.shtml. - Загл. с экрана.  
134. Психология личности и образ жизни Текст. / Под ред. Е.В. Шороховой. - М. : Наука, 1987.-219 с.  
135. Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности Текст.: дис....канд. психол. наук: 19.00.01 / Пучкова Галина Леонидовна. - Хабаровск, 2003. - 163 с.  
136. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе Текст. / Дж. Равен. - М.: Когито-центр, 2002. - 396 с.  
137. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности Текст. / ЮМ. Резник, Е.А. Смирнов. - М. : Независимый ин-т гражд. о-ва , 2002. - 259 с.  
138. Ренкас, Н.Н. Качество жизни: региональный аспект: монография. / Н.Н. Ренкас, А.Н. Жохов, П.В. Никифоров, О.Ю. Трезорова. - Великий Новгород : Инст-т экон. и упр-я., 2006. - 224 с.  
139. Роджерс, К. Становление личности Текст. / К. Роджерс ; пер. с англ. М. Золотник. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.  
140. Рубинштейн, Л. Основы общей психологии Текст. / Л.Рубинштейн. - СПб. : ПИТЕР, 1998. - 705 с.  
141. Савченко, Т.Н. Круглый стол: «Качество жизни: понятия, методы оценки» Текст. / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина // Психологический журнал. - 2004. - №6. -С.106-108.  
142. Савченко, Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы, оценки, прикладные исследования Текст. / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. - М. : Ин-т психологии РАН, 2006. - 168 с.  
143. Салимов, М.Ш. Оценка качества жизни населения в регионе Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.05 / Салимов Марат Шамилевич . - Саранск, 2004. -168 с.  
144. Семенов, А.И. Духовность: социально-философские аспекты исследования Текст.: дис....канд. филос. наук: 09.00.11 /Семенов Александр Иванович. -Волгоград, 2001. - 146 с.  
145. Симонов, Ю. Качество жизни через призму форума Текст. / Ю. Симонов // Стандарты и качество. - 2007. - №5. - 12-13.  
146. Смирнов, Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности Текст. / Г.Л. Смирнов. - М. : Политиздат, 1980. - 463 с.  
147. Современные проблемы управления персоналом организации Текст.: всероссийская науч.-практич. конф., 30-31 окт. 2006 г. / Под ред. Д. Резника. -Пенза : Приволжский Дом знаний, 2006. - 141 с.  
148. Соловьев, Е.С. Качество жизни как фактор управления деятельностью человека в условиях современного российского общества: социологический анализ Текст.: дис. . . канд. социол. наук: 22.00.08 / Соловьев Евгений Сергеевич. -Пятигорск, 2004. - 144 с.  
149. Сонин, В.А. Учитель как социальный тип личности Текст. / В.А. Сонин. - СПб. : Речь, 2007. - 400 с.  
150. Сонин, В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия Текст. / В.А. Сонин. - СПб. :Речь, 2006.-256 с.  
151. Социальные проблемы развития человеческих ресурсов Текст.: сб. науч. трудов / Под ред. В.Н. Ярской и др... - Саратов : Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1997. -211 с.  
152. Спивак, В.А. Развивающее управление персоналом Текст.: уч. пособие/ В.А. Спивак. - СПб. : Нева, 2004. - 441 с.  
153. Стрельченко, Д.С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологический подход) Текст./ Д.С. Стрельченко. - М. : Международ, акад. акмеолог. наук, 2003. - 74 с.  
154. Тодоров, А.С. Качество жизни Текст.. Критический анализ буржуазных концепций; пер. с болг. / Под ред. С И . Попова. - М. : Прогресс, 1980. - 223 с.  
155. Тойнби, А.Дж. Постижение истории Текст.: сб. / А.Дж. Тойнби. - М. : Прогресс, 1996. - 606 с.  
157. Толковый словарь живого великорусского языка Вл. Даля Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ dict/dal/. - Загл. с экрана.  
158. Травин, В.В. Управление человеческими ресурсами Текст.: уч.-практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М. : Дело, 2004. - 127 с.  
159. Угланова, Е.А. Социально-психологическая концепция качества жизни словарь-справочник. / Е.А. Угланова. - Ярославль : Ремдер, 2003. - 70 с.  
160. Ухтомский, А.А. Из неопубликованного Текст./ А.А. Ухтомский // Психологический журнал. - СПб. - Т. 15. - №3. - 158-168.  
161. Фатхутдинов, Р. Организационно-экономический механизм повышения качества жизни Текст. / Р. Фатхутдинов // Стандарты и качество. - 2003. - № 7. -С.61-63.  
162. Федорова, Н.М. Качество жизни населения города в период социально- экономических трансформаций Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.05 / Федорова Наталья Михайловна. - СПб., 2002. - 194 с.  
163. Фейдимен, Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации Электронный ресурс. / Дж. Фейдимен, Р.Фрейгер // Личность и личностный рост. -Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/ index.htm/. - Загл. с экрана.  
164. Фомина, З.В. Проблемы человеческой духовности: онтологический и аксиологический аспекты Текст.: дис....д-ра филос. наук: 09.00.01 / Фомина Зинаида Васильевна. - Саратов, 1997. - 319 с.  
165. Фонарев, А.Р. Этическое отношение к человеку как основа развития его способностей Электронный ресурс. / А.Р. Фонарев. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://wvvw.ipras.ru/conf/fonar2.htm. - Загл. с экрана.  
166. Фролова, М.Г. Качество и уровень жизни населения: вопросы теории и практики Текст.: дис....канд. экон. наук: 08.00.05 / Фролова Марина Григорьевна. - Новосибирск, 2003. -207 с.  
167. Фромм, Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм / Под ред. В.И. Добренькова.; Пер. с англ. Н.И. Войскунской, И.И. Каменкович. - М. : Прогресс, 1986. - 238 с.  
168. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм / Под ред. П.С. Гуревича. ; пер. с англ. Г.Ф. Швейника. - М. : Прогресс, 1990. - 269 с.  
169. Ход ос, Е.М. Социально-философские аспекты качества жизни Текст.: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Ходос Екатерина Максовна. - Пенза, 2000. - 164 с.  
170. Царский, В. Современный психологический справочник менеджера Текст. / В. Царский. - М. : Рипол Классик, 2002. - 445 с.  
171. Цыганков, В.А. Теория и методология исследования качества трудовой жизни Текст. / В.А. Цыганков. - М. : Экономика, 2006. - 277 с.  
172. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса Текст.: уч. пособие / В.П. Колесов / Под ред. В.П. Колесова, Т. Маккинли. - М. : Права человека, 2000. - 464 с.  
173. Чернышевский, Н.Г. Русский человек на рандеву Текст.. Поли. собр. соч. в пяти томах. - Т.5.  
174. Чечет, Б.Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности Текст.: дис....канд. филос. наук: 09.00.11/ Чечет Борис Федорович. - Иркутск, 2002.-157 с.  
175. Шалашова, Е.О. Психологические основы мотивации персонала Текст. / Е.О. Шалашова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 32 с.  
176. Шамсутдинова, Т.С. Система управления персоналом (социокультурный аспект) Текст.: дис....д-ра филос. наук: 22.00.06 / Шамсутдинова Тамара Садретдиновна. - М., 2000. - 311 с.  
177. Шилков, В.И. Стратегические аспекты менеджмента Текст. / В.И. Шилков, - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2001.-107 с.  
178. Шингаров, Г.Х. Человеческий потенциал современной России Текст.: сб. статей / Г.Х. Шингаров, - М. : Изд-во совр. гуманит. ун-та, 2005. - с.263  
179. Шингаров, Г.Х. О соотношении понятий «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «человеческий капитал» Текст. / Под редакцией Г.Х. Шингарова, И.Е. Задорожнюка // Человеческий потенциал современной России. -М.: СГУ, 2005.  
180. Яковлев, В.А. Политика доходов и качество жизни населения Текст. / В.А. Яковлев / Под ред. Н.А. Горелова. - СПб. : Питер, 2003. - 652 с.  
181. Anand S. Human Development Index: methodology and measurement/ S. Anand, A. Sen Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://hdr.undp.org. - Загл. с экрана.  
182. Cobb C.W. Measurement tools and the quality of life/C.W.Cobb Электронный ресурс.. - Электрон, текстовые данные. - Режим доступа: http://www.rprogress.org/ publications/2000/measure_ qol.pdf. - Загл. с экрана.  
183. Flanagan J.C. Measurement of quality of life Text.: current state of art. - Arch. Phys. Med. Rehabil.. 1982. - 59 pp.197. Freed M.M. Quality of life: the physicians dilemma. - Arch. Phys. Med. Rehabil., 1984. - 109 pp.  
184. Ronald Inglehart. Modernization and Postmodemization. Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies Text.. Princeton University Press, 1997. - 440 pp.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Части VI и VII (главы 15—19) 
«Эдинбургские опросники» и результаты предварительного исследования

В главе 15 детально описаны  «Эдинбургские опросники», которые были созданы для сбора информации в целях развития организаций, помощи в кадровой политике и повышения квалификации работников. Результаты предварительного опроса (уже подытоженные в главе 7), полученные с помощью пробных

версий  этих опросников, представлены в части VII (главы 16—19). Необходимо подчеркнуть, что эта книга была задумана не как очередной отчет, который будет годами пылиться на полке. Она задумана как объемное руководство, позволяющее на практике применять разработанную нами систему понятий и средств. Прогрессу общества будет способствовать не накопление академических знаний в университетах, но вооружение его деятелей, граждан, учителей, служащих, менеджеров, администраторов и политиков необходимыми для эффективной работы концепциями и методиками.

Часть II 
Компетентность в современном обществе

Глава 3 
Потребность современного общества в компетентностях высокого уровня

Цель  описанного в этой книге исследования – найти оптимальные способы  анализа и оценки мотивации. Соответствующая  мотивация побуждает людей проявлять  такие виды компетентности, как инициатива, лидерство и эффективная работа в сотрудничестве с другими.

Но каковы свидетельства того, что эти качества действительно важны в современном  обществе и особенно в профессиональной деятельности?

Ряд исследований (АпСО 1973; Little 1983; Gray etal., 1983; Hunt, Small, 1983) показывает, что работодатели, нанимая служащих, заинтересованы в наличии у них таких черт, как гибкость, энтузиазм, честность, настойчивость, уверенность и способность уживаться с коллегами.

Может быть, эти работодатели просто пытались произвести благоприятное впечатление на исследователей? Или они искренне выразили свое мнение?

Мы сделали  несколько попыток оценить качества, востребованные на рабочем месте. В  одном из ранних исследований (Morton-Williams et al., 1968) мы анализировали те вакансии, которые занимают молодые люди – выпускники школ. Мы спрашивали выпускников, что им нравится в работе, а взрослых (большая часть которых являлась работодателями) – какие качества, по их мнению, должна формировать в учащихся образовательная система.

На вопрос, какие качества необходимы для выполнения предлагаемой молодым людям работы, мы получили следующий список ответов (Raven, 1977): способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность  брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); и умение принимать решения на основе здравых суждений – т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически. Бывшие ученики, у которых мы брали интервью, работали на местах, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами; проявлять изобретательность и настойчивость; пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах.

Мы также  спрашивали этих бывших учеников (которые, кстати говоря, окончили школу пять лет назад), что им нравится в их работе. Они сказали: ответственность и то, что с ними обращаются как со взрослыми и компетентными людьми, а не как с безответственными и некомпетентными детьми. Им нравилось, что у них есть возможность проявить себя с лучшей стороны и взять на себя инициативу и что именно это ценится на работе – по контрасту с ситуацией, которая преобладала в школе. Им нравилось, что их поощряют принимать самостоятельные решения и что их мнение имеет вес. В отличие от надоевшей школьной рутины им хотелось самим находить решение в разных сложных ситуациях. Им больше нравилось применять на практике конструктивные виды компетентности, чем постоянно работать над заданиями, которые казались им слишком трудными и неинтересными и, с их точки зрения, не приносили пользы ни им самим, ни кому-либо другому.

Короче  говоря, они открыли для себя возможность  проявлять перечисленные выше виды компетентности высокого уровня. Оказалось, что работа вовсе не то скучное, угнетающее и бессмысленное занятие, каким  ее считают многие преподаватели  школ и высших учебных заведений. Правда, изображенную здесь картину следует дополнить одной оговоркой: несмотря на общий оптимистический результат, примерно четверть выпускников школ, работавших на фабриках, не были удовлетворены своей работой. Поэтому подчеркнем еще раз: необходимо вооружить молодых людей практическими навыками (умением планировать, уверенностью в себе, инициативностью, способностью учиться по собственному почину и способностью разбираться в устройстве и функционировании социальных структур). Эти навыки понадобятся и при перемене работы, и при попытке сделать свое окружение на рабочем месте менее похожим на школу.

Информация о работе Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни