Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследовать развитие духовной потребности в творческом труде как условие повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - качество жизни как социально-психологический феномен.
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.
Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать психологическую структуру духовных потребностей как условия повышения качества жизни.

Содержание

Глава
I. Психологическое содержание категории «качество жизни»
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию качества жизни в психологической науке с
1.2. Психологическая структура духовных потребностей как условия повышения качества жизни с
1.3. Психологические факторы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
II. Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни
2.1. Психологическая модель повышения качества жизни с
2.2. Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с
2.3. Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с

Работа содержит 1 файл

Автореферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Глава 
I. Психологическое содержание категории «качество жизни» 
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию качества жизни в психологической науке с 
1.2. Психологическая структура духовных потребностей как условия повышения качества жизни с 
1.3. Психологические факторы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с 
Глава 
II. Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни 
2.1. Психологическая модель повышения качества жизни с 
2.2. Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с 
2.3. Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с

Введение: 

Актуальность  исследования духовных потребностей как условия повышения качества жизни обусловлена развитием современной социокультурной ситуации (И.А.Гундаров, М.С.Каган, И.С.Кон, Ф.Е.Конверс, Дж.Равен, У.Роджерс, Т.Н.Савченко и др.).

Удовлетворение  духовных потребностей обеспечивает духовный рост личности, который рассматривается как самореализация и совершенствование всех компонентов духовности. Развитие духовных потребностей поможет сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, саморазвиваться и достигать успеха, что становится условием повышения ее качества жизни.

Психологическим выражением процесса повышения качества жизни является состояние субъективного  благополучия, ощущение полноты бытия  и удовлетворенности жизнью.

Наиболее остро  проблема качества жизни встает в сфере трудовой деятельности. Исследование закономерностей развития новых качеств человека, поиск путей для творческого самовыражения, выбор факторов мотивационного воздействия и эффективных форм организации трудовой деятельности позволит людям не только повышать свою производительность, но и иметь хорошее качество жизни.

Состояние и  степень разработанности проблемы.

Исследование  различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук (П.С.Гуревич, В.В.Журавлев, А.Г.Здравомыслов, П.В.Симонов. Ф.С.Файзуллин, В.АДдов и др.).

Под духовностью  преимущественно подразумевается: та область бытия, в которой объективная  реальность дана в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека (В.Д.Шадриков), идеальная потребность познания (П.М.Ершов, А.В.Петровский, П.В.Симонов и др.), цели и ценности человеческого общества (М.С.Каган, В.Г.Федотова), специфический вид деятельности (И.А.Гайдученок, Л.И.Казакова), система личностной активности в отношении к различным сферам жизнедеятельности человека, реализуемой в целостности познания, духовных чувств и целеполагания (В.А.Бачинин, И.Ф.Ведин, Н.Н.Ярошенко и др.).

К числу духовных потребностей относятся: потребность  быть личностью (А.В.Петровский, В.А.Петровский), нравственная и эстетическая потребности (И.А.Джидарьян. Н.А.Коваль, В.К.Скатерщиков), потребность смысла жизни (А.Маслоу, В.Франкл), потребность в подготовленности и преодолении (П.В.Симонов), потребность в творческом труде (С.Б.Каверин, Г.Л.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Д.Шадриков). Все вместе они составляют сущность процесса, названного А.Маслоу, потребностью в самоактуализации.

Анализ последних  публикаций по качеству жизни показывает, что, духовное состояние человека, субъективное восприятие качества жизни определяет социальную ситуацию в большей степени, чем объективное состояние дел.

Качество жизни  рассматривается не столько как  данность, сколько как поиск оптимальных  путей функционирования и развития общества (И.А.Гундаров, В.А.Копнов), как субъективная удовлетворенность реализацией потребностей (Г.М.Головина, Г.М.Зараковский, И.С.Кон, В.И.Кулайкин, Т.Н.Савченко), как благосостояние, которое обеспечивается развитием компетентности и эффективной работой всех сфер нашей жизни (Дж.Равен), как результат объединения систем и правильного выбора путей их развития в достижении совместной цели (Б .В.Бойцов).

Базовыми для  изучения роли духовных потребностей в повышении качества жизни являются научные работы В.В.Знакова, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтова, Б.Крымского. В.А.Пономаренко, В.А.Сонина, В.Д.Шадрикова и др.

Вместе с тем, несмотря на большое количество концепций  и подходов к категории духовности, проблема развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни еще недостаточно изучена. Тем самым возникают противоречия: - между необходимостью изучения проблемы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и фактическим уровнем ее разработанности в акмеологической науке; - между имеющимися знаниями в области повышения качества жизни и недостаточной изученностью вопросов развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни; - между имеющимися теоретическими исследованиями в области развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и их практическим воплощением.

Нерешенность  данных вопросов обусловила появление  научной проблемы, которая заключается  в необходимости практического  изучения возможности развития духовных потребностей и их влияния на повышение  качества жизни личности.

Цель - исследовать  развитие духовной потребности в  творческом труде как условие  повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования - качество жизни как социально-психологический  феномен.

Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.

Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы  к пониманию качества жизни в  психологической науке.

2. Охарактеризовать  психологическую структуру духовных  потребностей как условия повышения качества жизни.

3. Исследовать  психологические факторы развития  духовной потребности в творческом  труде как условия повышения  качества жизни.

4. Построить  акмеологическую модель повышения  качества жизни и апробировать  ее в ходе опытно-экспериментальной работы по развитию духовной потребности в творческом труде.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении  о том, что повышение качества жизни как системы объективных  условий и субъективных показателей  удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения, связано с удовлетворением духовной потребности в творческом труде под влиянием таких психологических факторов, как: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода» при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: - фундаментальные  принципы психологии: единства сознания и деятельности, активности субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.Рубинштейн и др.); - достижения психологии развития (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, М.А.Степанова и др.); - основные положения акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.А.Коваль, Н.В.Кузьмина и др.); теории профессионального самосознания личности (К.М.Гуревич, О.В.Москаленко, В.А.Сонин и др.); психолого-акмеологические исследования, раскрывающие особенности мотивационно-потребностной сферы (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Ф.Герцберг, И.А.Джидарьян, Б.И.Додонов, Б.Каверин, В.Н.Косырев. Дж.МакКлелланд, А.Маслоу, Г.Олпорт, А.А.Реан, П.В.Симонов, В.Э.Чудновский и др.); - исследования духовности личности (Е.И. Исаев, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтов.

С.Б.Крымский. В.А.Пономаренко, В.И. Слободчиков. В.Д.Шадриков и др.).

Теоретическими  основами исследования проблемы развития духовных потребностей как условия  повышения качества жизни послужили: положение Л.Рубинштейна о человеке как субъекте собственной жизни; выводы К.А.Абульхановой-Славской о стратегии жизни как выборе способа жизни и разрешении противоречий между потребностями и возможностями. Исследование будет осуществляться с опорой на психологический механизм «возвышения» потребностей (С.Б.Каверин), принцип доминирования, механизм «сдвига мотива на цель» (А.Н.Леонтьев).

Методы исследования. Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ изучаемой  проблемы в научной литературе; эксперимент; включенное наблюдение; интервьюирование; опрос; беседа; контент-анализ; анализ результатов деятельности; тестирование; «Самоактуализационный тест» CAT (Л.Я.Гозман и др.); модифицированный вариант методики семантического дифференциала (по Ч.Осгуду); методика «Эдинбургские опросники» (Дж.Равена), б направленная на изучение удовлетворенности качеством трудовой жизни; опросник «Удовлетворенность жизнью» Э.Дайнера для определения степени общей удовлетворенности жизнью; тест потребностей Б.Каверина (ТПК); опросник «Качество жизни» (Н.Н.Вадковская) для изучения представлений людей о качестве жизни.

Для обработки  данных применялись: компьютерная программа OSGOOD (методика И.Л.Соломина), пакет статистического  анализа SPSS for Windows v. 13.0.

Значимые различия переменных по результатам эксперимента определялись с помощью t-критерия Стьюдента. непараметрического Т-критерия Вилкоксона.

Научная новизна  исследования заключается в следующем: - раскрыто акмеологическое содержание понятия «качество жизни» как  процесса перехода от потребительства к созидательному преобразованию действительности.

Описан процесс  развития духовной потребности в  творческом труде и его влияние  на повышение качества жизни под  воздействием факторов: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода»; - доказано, что удовлетворенность жизнью и удовлетворенность трудом положительно взаимосвязаны и зависят от возможности реализации потребности в творческом труде; - выявлено, что психологические факторы мотивации, влияющие на развитие духовной потребности в творческом труде, выступают одновременно факторами повышения качества жизни; - доказана возможность развития духовных потребностей и их влияния на повышение качества жизни на примере развития потребности в творческом труде в ходе опытно-экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования: - конкретизировано понятие качества жизни как системы  объективных условий и субъективных показателей удовлетворенности  духовных потребностей, где объективные  условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения; - доказана эффективность психологического механизма развития духовной потребности в творческом труде как необходимой предпосылки самореализации личности и повышения качества ее жизни; - систематизированы эмпирические данные, которые были представлены в акмеологической модели повышения качества жизни; - разработана и апробирована в ходе эксперимента акмеологическая модель, включающая блоки: психологические условия развития духовных потребностей и повышения качества жизни, механизмы развития, психолого-акмеологические характеристики качества жизни, способы и сферы проявления качества жизни, показатели качества жизни.

Практическая  значимость исследования заключается  в новом методическом подходе к развитию духовных потребностей как условию повышения качества жизни, направленному на формирование нового творческого, созидательно-преобразующего отношения к труду. На основе акмеологической модели повышения качества жизни были созданы условия и разработаны рекомендации по развитию духовной потребности в творческом труде, что позволило повысить удовлетворенность качеством жизни и создать предпосылки для дальнейшего саморазвития личности. Предложенные материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах «Мотивация труда», учебных предметах «Психология личности», «Психология управления», «Введение в акмеологию».

Разработана и  готова к использованию анкета для  изучения качества жизни работающих граждан.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена опорой на единую методологию как при построении гипотезы, так и при выборе методов, оценке полученных результатов, их сравнении с результатами других исследований по проблеме качества жизни, проверкой полученных выводов в ходе экспериментального исследования. Использование валидных методик, проверенных на практике, их корректное • использование, длительность эксперимента также позволяют считать результаты диссертации достоверными и надежными.

Положения, выносимые  на защиту: 1. Проблема повышения качества жизни с позиций потребительской психологии является ограниченной без учета духовных аспектов развития личности. Психологическое изучение проблемы качества жизни ведется с позиций системного подхода, деятельностного подхода, субъектного подхода, целевого подхода, аксиологического подхода, синергетического подхода и др.

2. Психологическая  структура духовных потребностей  представляет собой совокупность  мотивов поведения, ведущих к  удовлетворению духовных потребностей  и повышению качества жизни  личности. В их числе: стремление к самовыражению, самостоятельность и постоянный поиск новых решений, признание и самоуважение, престижности, повышения уровня профессионализма и др.

3. На развитие  духовной потребности в творческом  труде как условия повышения  качества жизни оказывают влияние психологические факторы: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода».

4. Психологическая  модель повышения качества жизни  включает следующие блоки: психологические  условия развития духовных потребностей  и повышения качества жизни, механизмы развития, психолого-акмсологические характеристики качества жизни, способы и сферы проявления качества жизни, показатели повышения качества жизни. Комплекс психологических мероприятий, направленный на развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни, включает в себя программу развития потребности в творческом труде с учетом психологических факторов при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.

Информация о работе Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни