Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель - исследовать развитие духовной потребности в творческом труде как условие повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - качество жизни как социально-психологический феномен.
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.
Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать психологическую структуру духовных потребностей как условия повышения качества жизни.
Глава
I. Психологическое содержание категории «качество жизни»
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию качества жизни в психологической науке с
1.2. Психологическая структура духовных потребностей как условия повышения качества жизни с
1.3. Психологические факторы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
II. Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни
2.1. Психологическая модель повышения качества жизни с
2.2. Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с
2.3. Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
I. Психологическое содержание категории
«качество жизни»
1.1. Теоретико-методологические подходы
к исследованию качества жизни в психологической
науке с
1.2. Психологическая структура духовных
потребностей как условия повышения качества
жизни с
1.3. Психологические факторы развития
духовных потребностей как условия повышения
качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
II. Удовлетворенность духовных потребностей
как индикатор качества жизни
2.1. Психологическая модель повышения
качества жизни с
2.2. Опытное развитие духовной потребности
в творческом труде как условия повышения
качества жизни с
2.3. Анализ результатов опытного развития
духовной потребности в творческом труде
как условия повышения качества жизни
с. Выводы к главе с
Введение:
Актуальность исследования духовных потребностей как условия повышения качества жизни обусловлена развитием современной социокультурной ситуации (И.А.Гундаров, М.С.Каган, И.С.Кон, Ф.Е.Конверс, Дж.Равен, У.Роджерс, Т.Н.Савченко и др.).
Удовлетворение духовных потребностей обеспечивает духовный рост личности, который рассматривается как самореализация и совершенствование всех компонентов духовности. Развитие духовных потребностей поможет сформировать личность, способную преодолевать жизненные невзгоды, саморазвиваться и достигать успеха, что становится условием повышения ее качества жизни.
Психологическим выражением процесса повышения качества жизни является состояние субъективного благополучия, ощущение полноты бытия и удовлетворенности жизнью.
Наиболее остро проблема качества жизни встает в сфере трудовой деятельности. Исследование закономерностей развития новых качеств человека, поиск путей для творческого самовыражения, выбор факторов мотивационного воздействия и эффективных форм организации трудовой деятельности позволит людям не только повышать свою производительность, но и иметь хорошее качество жизни.
Состояние и
степень разработанности
Исследование различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук (П.С.Гуревич, В.В.Журавлев, А.Г.Здравомыслов, П.В.Симонов. Ф.С.Файзуллин, В.АДдов и др.).
Под духовностью
преимущественно
К числу духовных потребностей относятся: потребность быть личностью (А.В.Петровский, В.А.Петровский), нравственная и эстетическая потребности (И.А.Джидарьян. Н.А.Коваль, В.К.Скатерщиков), потребность смысла жизни (А.Маслоу, В.Франкл), потребность в подготовленности и преодолении (П.В.Симонов), потребность в творческом труде (С.Б.Каверин, Г.Л.Смирнов, И.Т.Фролов, В.Д.Шадриков). Все вместе они составляют сущность процесса, названного А.Маслоу, потребностью в самоактуализации.
Анализ последних публикаций по качеству жизни показывает, что, духовное состояние человека, субъективное восприятие качества жизни определяет социальную ситуацию в большей степени, чем объективное состояние дел.
Качество жизни рассматривается не столько как данность, сколько как поиск оптимальных путей функционирования и развития общества (И.А.Гундаров, В.А.Копнов), как субъективная удовлетворенность реализацией потребностей (Г.М.Головина, Г.М.Зараковский, И.С.Кон, В.И.Кулайкин, Т.Н.Савченко), как благосостояние, которое обеспечивается развитием компетентности и эффективной работой всех сфер нашей жизни (Дж.Равен), как результат объединения систем и правильного выбора путей их развития в достижении совместной цели (Б .В.Бойцов).
Базовыми для изучения роли духовных потребностей в повышении качества жизни являются научные работы В.В.Знакова, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтова, Б.Крымского. В.А.Пономаренко, В.А.Сонина, В.Д.Шадрикова и др.
Вместе с тем, несмотря на большое количество концепций и подходов к категории духовности, проблема развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни еще недостаточно изучена. Тем самым возникают противоречия: - между необходимостью изучения проблемы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и фактическим уровнем ее разработанности в акмеологической науке; - между имеющимися знаниями в области повышения качества жизни и недостаточной изученностью вопросов развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни; - между имеющимися теоретическими исследованиями в области развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни и их практическим воплощением.
Нерешенность данных вопросов обусловила появление научной проблемы, которая заключается в необходимости практического изучения возможности развития духовных потребностей и их влияния на повышение качества жизни личности.
Цель - исследовать
развитие духовной потребности в
творческом труде как условие
повышения качества жизни в ходе
опытно-экспериментальной
Объект исследования
- качество жизни как социально-
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.
Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать
психологическую структуру
3. Исследовать
психологические факторы
4. Построить
акмеологическую модель
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что повышение качества жизни как системы объективных условий и субъективных показателей удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения, связано с удовлетворением духовной потребности в творческом труде под влиянием таких психологических факторов, как: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода» при реализации психологического механизма развития духовных потребностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: - фундаментальные принципы психологии: единства сознания и деятельности, активности субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.Рубинштейн и др.); - достижения психологии развития (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, М.А.Степанова и др.); - основные положения акмеологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.А.Коваль, Н.В.Кузьмина и др.); теории профессионального самосознания личности (К.М.Гуревич, О.В.Москаленко, В.А.Сонин и др.); психолого-акмеологические исследования, раскрывающие особенности мотивационно-потребностной сферы (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Ф.Герцберг, И.А.Джидарьян, Б.И.Додонов, Б.Каверин, В.Н.Косырев. Дж.МакКлелланд, А.Маслоу, Г.Олпорт, А.А.Реан, П.В.Симонов, В.Э.Чудновский и др.); - исследования духовности личности (Е.И. Исаев, Н.А.Коваль, В.И.Ксенофонтов.
С.Б.Крымский. В.А.Пономаренко, В.И. Слободчиков. В.Д.Шадриков и др.).
Теоретическими
основами исследования проблемы развития
духовных потребностей как условия
повышения качества жизни послужили:
положение Л.Рубинштейна о
Методы исследования. Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ изучаемой проблемы в научной литературе; эксперимент; включенное наблюдение; интервьюирование; опрос; беседа; контент-анализ; анализ результатов деятельности; тестирование; «Самоактуализационный тест» CAT (Л.Я.Гозман и др.); модифицированный вариант методики семантического дифференциала (по Ч.Осгуду); методика «Эдинбургские опросники» (Дж.Равена), б направленная на изучение удовлетворенности качеством трудовой жизни; опросник «Удовлетворенность жизнью» Э.Дайнера для определения степени общей удовлетворенности жизнью; тест потребностей Б.Каверина (ТПК); опросник «Качество жизни» (Н.Н.Вадковская) для изучения представлений людей о качестве жизни.
Для обработки данных применялись: компьютерная программа OSGOOD (методика И.Л.Соломина), пакет статистического анализа SPSS for Windows v. 13.0.
Значимые различия переменных по результатам эксперимента определялись с помощью t-критерия Стьюдента. непараметрического Т-критерия Вилкоксона.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - раскрыто акмеологическое содержание понятия «качество жизни» как процесса перехода от потребительства к созидательному преобразованию действительности.
Описан процесс развития духовной потребности в творческом труде и его влияние на повышение качества жизни под воздействием факторов: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода»; - доказано, что удовлетворенность жизнью и удовлетворенность трудом положительно взаимосвязаны и зависят от возможности реализации потребности в творческом труде; - выявлено, что психологические факторы мотивации, влияющие на развитие духовной потребности в творческом труде, выступают одновременно факторами повышения качества жизни; - доказана возможность развития духовных потребностей и их влияния на повышение качества жизни на примере развития потребности в творческом труде в ходе опытно-экспериментального исследования.
Теоретическая
значимость исследования: - конкретизировано
понятие качества жизни как системы
объективных условий и
Практическая значимость исследования заключается в новом методическом подходе к развитию духовных потребностей как условию повышения качества жизни, направленному на формирование нового творческого, созидательно-преобразующего отношения к труду. На основе акмеологической модели повышения качества жизни были созданы условия и разработаны рекомендации по развитию духовной потребности в творческом труде, что позволило повысить удовлетворенность качеством жизни и создать предпосылки для дальнейшего саморазвития личности. Предложенные материалы исследования могут быть использованы в спецкурсах «Мотивация труда», учебных предметах «Психология личности», «Психология управления», «Введение в акмеологию».
Разработана и готова к использованию анкета для изучения качества жизни работающих граждан.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена опорой на единую методологию как при построении гипотезы, так и при выборе методов, оценке полученных результатов, их сравнении с результатами других исследований по проблеме качества жизни, проверкой полученных выводов в ходе экспериментального исследования. Использование валидных методик, проверенных на практике, их корректное • использование, длительность эксперимента также позволяют считать результаты диссертации достоверными и надежными.
Положения, выносимые на защиту: 1. Проблема повышения качества жизни с позиций потребительской психологии является ограниченной без учета духовных аспектов развития личности. Психологическое изучение проблемы качества жизни ведется с позиций системного подхода, деятельностного подхода, субъектного подхода, целевого подхода, аксиологического подхода, синергетического подхода и др.
2. Психологическая
структура духовных
3. На развитие
духовной потребности в
4. Психологическая
модель повышения качества
Информация о работе Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни