Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель - исследовать развитие духовной потребности в творческом труде как условие повышения качества жизни в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования - качество жизни как социально-психологический феномен.
Предмет - развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни.
Задачи: 1. Проанализировать теоретике - методологические подходы к пониманию качества жизни в психологической науке.
2. Охарактеризовать психологическую структуру духовных потребностей как условия повышения качества жизни.
Глава
I. Психологическое содержание категории «качество жизни»
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию качества жизни в психологической науке с
1.2. Психологическая структура духовных потребностей как условия повышения качества жизни с
1.3. Психологические факторы развития духовных потребностей как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Глава
II. Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни
2.1. Психологическая модель повышения качества жизни с
2.2. Опытное развитие духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с
2.3. Анализ результатов опытного развития духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни с. Выводы к главе с
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в 2004-2007 гг. и осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2004 г.) - разработка содержания, выбор и обоснование гипотезы, определение задач эксперимента, подбор группы испытуемых, проведение пилотажного исследования.
Второй этап (2004-2005 гг.) - проведение констатирующего эксперимента с помощью метода включенного наблюдения, батареи тестов, анкетирования и индивидуальных бесед; обработка статистических данных и анализ полученных результатов.
Третий этап (2005-2007 гг.) - проведение формирующего эксперимента; систематизация, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы; формулировка выводов, разработка рекомендаций, предлагаемых для внедрения в практику управления организацией, оформление результатов исследования в виде диссертации.
Всего в исследовании принимали участие 121 человек в возрасте от 20 до 64 лет, работники сферы госуправления, частных предприятий, работающие аспиранты. Исследование проводилось с 2004 по 2007 гг. Базу экспериментального исследования составили сотрудники одной из частных фирм г.Тамбова в возрасте от 22 до 43 лет.
Апробация и
внедрение результатов
Структура и содержание диссертации. Текст диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 10 приложений.
Экспериментальные данные представлены 9 рисунками и 9 таблицами.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, дается характеристика степени ее разработанности в литературе, формулируется цель и задачи работы, определяется предмет, объект, научная новизна исследования, показана теоретическая и практическая исследования, представлены положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Психологическое содержание категории «качество жизни» посвящена анализу теоретико-методологических подходов к проблеме качества жизни в психологии, философских и естественных науках, в частности, структурным компонентам и критериям оценки «качества жизни». Основной акцент делается на изучении духовных потребностей, их влияния на развитие личности и повышение качества жизни. Каждый параграф завершается оформлением выводов.
Во второй главе «Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни» содержится подробное теоретическое описание акмеологической модели повышения качества жизни, ее содержательных, структурных, процессуальных характеристик, изложена программа и описана организация эксперимента, проанализированы полученные данные. Отмечены результаты методов факторного анализа и включенного наблюдения как основных методов анализа данных при исследовании развития духовных потребностей.
Определены внешние и внутренние критерии оценки изучаемых явлений.
Завершается глава разработкой рекомендаций по развитию духовной потребности в творческом труде как условия повышения качества жизни.
В заключении содержатся основные выводы по результатам проведенного исследования, подтверждающие положения выдвинутой нами гипотезы.
Заключение:
I. Основываясь на общепсихологической парадигме, утверждающей, что личность есть порождение общественных отношений, можно говорить о необходимости включить в понятийный аппарат акмеологической науки категорию «качество жизни», как предпосылку развития личности, благодаря которой целое научное направление «психология развития» приобретает методологические основания.
Изучение категории
качества жизни идет в основном в
русле решения социально-
Наиболее существенный вклад в понимание термина «качество жизни» внесли психологи Э.Фромм и А.Маслоу. Э.Фромм в книге «Иметь или быть» показал многовековое противоречие в понимании цели и смысла человеческой жизни, противоречие между примитивным «модусом обладания» и подлинно человеческим «модусом бытия». Мы считаем, что идеи, заложенные автором, снимают противоречие между концепцией «качество жизни» и концепцией «образ жизни» и ставят в центр исследований ориентированного на бытие человека.
Поэтому целью и смыслом существования всех общественных институтов должно быть создание гаких условий, в которых каждый человек мог бы не только пользоваться благами современной цивилизации, а также имел возможность развивать свои способности и применять полученные знания в общественной жизни.
II. В настоящее
время дискуссионным остается
вопрос об определении и
В качестве основных критериев качества жизни в научной литературе выделяют объективные характеристики, свойственные человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению: здоровье, уровень образования, условия окружающей среды, уровень жизни и т.д.
Проблема повышения
качества жизни с позиции
Психологизация концепции качества жизни состоит в признании субъективного характера используемых показателей удовлетворенности жизнью. В качестве основных критериев, составляющих сущность «качества жизни» нами выделяются: уровень благосостояния и здоровье, социально-психологическое благополучие, духовность.
Развитие духовных потребностей, прежде всего, связано с развитием человека как личности. В концепции нашего исследования духовность выступает в качестве важнейшего компонента качества жизни, фундамента, который создает возможность для творческого самовыражения личности, получения удовлетворения жизненным путем и повышения качества жизни. Духовность, формирует личность и является тем высшим невидимым духовным центром, вокруг которого и в котором весь смысл человеческого существования.
III. Проблема
отчуждения труда, ставшая
Способность к самореализации у человека становится возможной, если личность имеет мотив к ней, а также направляет на это свою активность. Отсюда, психологическая структура духовных потребностей представляет собой совокупность различных мотивов, побуждающих определенный вид деятельности.
К таким мотивам относятся: стремление к самовыражению, самостоятельность и постоянный поиск новых решений, общественное признание и самоуважение, принадлежности, интерес к повышению своего профессионального мастерства, самоорганизация и т.д.
Именно стремление
человека к развитию в динамике дает
ему чувство переживания
Важную роль
в развитии потребности в творческом
труде как условия повышения качества
жизни играют психологические факторы
мотивации:
1. Фактор «обеспечение» - включает материальное
стимулирование, различные символы социального
признания достижений личности, а также
обеспечение благоприятных технических
условий для работы.
2. Фактор «признание» - отражает систему поощрений, внешних оценок руководителя в адрес своих подчиненных и сотрудников друг к другу.
3. Фактор «соответствие» - совпадение знаний и умений занимаемой должности.
4. Фактор «свобода» - предполагает самостоятельность работника, возможность проявления инициативы благодаря причастности к принятию управленческих решений, что превращает работу в творчество.
IV. Основной особенностью
многих научных теорий о «
Повышение качества
жизни осуществляется через акмеологическую
модель, включающую следующие блоки:
психологические условия
Проведенное в нашей работе исследование основано на признании одинаковости и равенства основных потребностей личности. Отмечается, что психологический механизм развития («возвышения») потребностей состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность извлекать из своей работы максимум положительных эмоций посредством удовлетворения всего набора потребностей от низших, базовых до уровня духовных.
Мотивирование рождает в человеке положительное отношение к труду.
Именно тогда работа становится не только средством зарабатывания денег, а главное, способом проявления таланта и потенциала работника, ареной самоактуализации и творчества. Трудовая деятельность, как возможность самореализации личности, становится ведущим мотивом, позволяющим удовлетворить потребность в самоактуализации. То удовлетворение, которое испытывает личность от реализации потребности в труде и дает в итоге высокое качество жизни, деятельности.
С целью доказательства гипотезы о том, что качество жизни есть система объективных условий и субъективных показателей удовлетворенности духовных потребностей, где объективные условия обеспечивают удовлетворение потребностей, а субъективные показатели характеризуют степень их удовлетворения, связано с удовлетворением духовной потребности в творческом труде под влиянием таких психологических факторов, как: «обеспечение», «признание», «соответствие», «свобода» при реализации психологического механизма развития духовных потребностей, нами было проведено экспериментальное исследование.
V. В проведенном
нами экспериментальном
Внутренний (субъективный) критерий раскрывается через: • операционально - деятельностный критерий - появление новообразований и/или актуализация имеющихся личностно значимых и профессионально важных качеств в характере и отношении сотрудников к работе: добросовестное и ответственное выполнение поручений, самостоятельная разработка и воплощение проектов; способность рефлексировать, самоопределяться и критериально действовать (достигать цели), тем способность к эффективной сознательной саморегуляции; • мотивационно-ценностный критерий - положительная динамика изменений в ценностно-смысловой и мотивационнои структурах, установках личности; пололштельное отношение к своей работе, приоритет духовных ценностей над материальными; удовлетворенность сотрудников организации личными результатами и достижениями в своей профессиональной деятельности; • гностический критерий выражается через: познание и самопознание, непрерывное самообразование, развитие интеллектуальной сферы, стремление к приобретению знаний, умений, отвечающих требованиям деятельности; • эмоциональный критерий - удовлетворенность субъектов процессом и результатами собственной деятельности. Показателями выраженности являются: адекватная самооценка, позитивный настрой на работу; высокая субъективная оценка влияния изменений в организации, вызванных воздействием психологических факторов; определение работы как «любимой»; удовлетворенность процессом и результатами совместной работы и достигнутыми успехами и т.д.
Информация о работе Удовлетворенность духовных потребностей как индикатор качества жизни