Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:18, реферат
Типология К.Г. Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер.
1. Введение
2. Общие типы установки
3. Основные психологические функции
4. Описание психологических типов.
4.1. Экстравертный тип
4.1.1. Экстравертный мыслительный тип
4.1.2. Экстравертный чувствующий тип
4.1.3. Экстравертный ощущающий тип
4.1.4. Экстравертный интуитивный тип
4.2. Интровертный тип
4.2.1. Интровертный мыслительный тип
4.2.2. Интровертный чувствующий тип
4.2.3. Интровертный ощущающий тип
4.2.4. Интровертный интуитивный тип
Заключение
которую сразу же можно узнать. Интуиция, как функция бессознательного
восприятия, в экстравертной установке всецело обращена на внешние объекты. В
сознании интуитивная функция представлена в виде известной выжидательной
установки, известного созерцания и всматривания, причем всегда только
последующий результат может установить, сколько было «всмотрено» в объект и
сколько действительно было в нем «заложено». Так как интуиция ориентируется
по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций, однако род
этой зависимости вполне отличается от зависимости отличающего типа.
Интуитивный человек никогда не находится там, где прибывают общепризнанные
реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое
чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он всегда находится в
поисках за новыми возможностями, он очень интенсивно берется за новые
объекты, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер
объектов установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного
развития, такой тип тот час же хладнокровно бросает их без всякого пиетета,
и, по-видимому, даже не вспоминая больше о них. Пока существует какая-нибудь
возможность интуитивный прикован к ней как бы силой рока. Кажется, будто бы
вся его жизнь растворяется в новой ситуации. Создается впечатление, - и он
сам разделяет его, - как будто он только что достиг поворота в своей жизни и
как будто он отныне не способен ни мыслить, ни чувствовать ничего другого.
Как бы то ни было разумно и целесообразно, ничто не удержит данного типа от
того, чтобы в один прекрасный день не усмотреть тюрьму в той самой ситуации,
которая казалось ему освобождением и спасением. Ни разум, ни чувство не
смогут удержать его или отпугнуть от новой возможности, даже если она идет
вразрез с его прошлыми убеждениями. Мышление и чувствование, эти неизбежные
компоненты убеждения, являются у него менее дифференцированными функциями,
которые не имеют решающего веса и поэтому не способны противопоставлять силе
интуиции упорное сопротивление. Так как интуиция данного типа занимается
внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно
берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее
многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, «акулы»
бизнеса, продюсеры, политики и т.д.
Юнг обозначал интуитивный и ощущающий типы как иррациональные, на том
основании, что они основывают свой образ действия не на суждении разума, а на
абсолютной силе восприятия.
Интровертный тип.
Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется
преимущественно не на объект и не на объективно данном как экстравертный, а
на субъективных факторах. У интровертного типа между восприятием объекта и
его собственным
действием выдвигается его
которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному.
Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в
качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип руководствуется, стало
быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою
субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение.
Интровертный мыслительный тип.
Интровертное мышление прежде всего ориентируется на субъективном факторе.
Субъективный фактор представлен по крайней мере субъективным чувством
направленности, которое в конечном счете определяет суждения. Мышление может
быть занято конкретными или абстрактными величинами, но в решительный момент
оно всегда ориентируется на субъективно данном. Следовательно из конкретного
опыта оно не ведет обратно к объективным вещам, а к субъективному содержанию.
Интровертный мыслительный тип является приматом описанного выше мышления. Он,
как и параллельный ему экстравертный случай, находится под влиянием идей,
которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы.
Он, как и экстравертный, будет следовать своим, но только в обратном
направлении, - не наружу, а вовнутрь. По этой основе он в вышей степени и
характеристически отличается от параллельного ему экстравертного случая.
Суждение интровертного мыслительного типа является холодным, непреклонным,
произвольным и ни с чем не считающимся, потому что оно менее относится к
объекту, чем к субъекту. В нем нельзя почувствовать ничего, что придавало бы
объекту более высокую ценность, но оно скользит всегда несколько поверх
объекта и дает почувствовать превосходство субъекта. Объект всегда подлежит
некоторому пренебрежению, или же, в худшем случае, он окружается ненужными
мерами предосторожности. Таким образом, этот тип охотно исчезает за облаком
недоразумений, которое становится тем более густым, чем больше он,
компенсируя, старается с помощью своих неполноценных функций надеть маску
некоторой общительности, которая, однако нередко стоит в самом резком
контрасте с его действительным существом. Если он уже при построении своего
идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от
мышления какой бы то ни было мысли, то его охватывает робость, как только его
дерзанию
приходится стать внешней
свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а
подкидывает их, и, самое большое, сердится, если они не прокладывают себе
дорогу самостоятельно. Если его продукт кажется ему субъективно верным и
правильным, то он и должен быть верным, а другим остается просто преклонится
перед этой истиной. Он вряд ли предпримет шаги, чтобы склонить кого-нибудь на
свою сторону, особенно кого-нибудь, кто имеет влияние. В преследовании своих
идей, он по большей части бывает упорен, упрям и не поддается воздействию.
Странным контрастом тому является его внушаемость со стороны личных влияний.
Он позволяет грубо обращаться с собой и самым гнусным образом эксплуатировать
себя, если только ему не мешают преследовать свои идеи. Так как он додумывает
свои проблемы по возможности до конца, то он осложняет их и поэтому остается
в плену у всевозможных сомнений. Насколько ему ясна внутренняя структура его
мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к
действительному миру. Он лишь с трудом может допустить, что вещи, ясные для
него, могут быть неясными для других. Работа у него идет с трудом.
Интровертный чувствующий тип.
Интровертное чувство в основе своей определено субъективным фактором. Это
чувство, которое, по-видимому, обесценивает объекты и поэтому в большинстве
случаев заявляет о себе в отрицательном смысле. О существовании
положительного чувства можно, так сказать, лишь косвенно догадываться.
Интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить
себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить лежащие в нем
образы. Поэтому оно постоянно ищет не встречающегося в действительности
образа, который оно до известной степени видело раньше. Оно стремится к
внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большое, дают лишь
толчок.
Примат интровертного чувства встречается главным образом у женщин. К этим
женщинам применима пословица «в тихом омуте.». В большинстве случаев они
молчаливы, трудно доступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной
маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом. Они не
блестят и не выступают вперед. Так как они преимущественно отдают себя
руководству своего, субъективного ориентирующего чувства, то их истинные
мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Вовне они проявляют
гармоническую стушеванность, приятное спокойствие, симпатичный параллелизм,
который не стремится вызвать другого, произвести на него впечатление,
переделать или изменить. Если эта внешняя сторона выражена несколько ярче, то
возникает легкое подозрение в безразличии или холодности, которое может дойти
до подозрения в равнодушии к радостям и горестям других.
За настоящими эмоциями объекта этот тип не следует, он подавляет их и
отклоняет
или, лучше сказать, «охлаждает»
их отрицательным суждением
Иногда объект начинает чувствовать, что все его существование излишне. По
отношению к какому-нибудь порыву или проявления энтузиазма этот тип сначала
проявляет благосклонный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и
критики, от которого у чувствительного объекта легко опускаются крылья.
Напористая
же эмоция может быть подчас резко
и убийственно холодно
если только она случайно не захватит индивида со стороны бессознательного, то
есть иными словами, не оживит какой-нибудь окрашенный чувствами изначальный
образ и тем самым не полонит чувство этого типа. Отношение к объекту
поддерживается по возможности в спокойных и умеренных тонах чувств, при
Информация о работе Учение об экстраверсии и интроверсии К.Юнга