Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

Работа содержит 1 файл

arhipova.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

Статистика  различий самооценки студентами филологического факультета недостатков в профессиональной деятельности в зависимости от мест проживания (критерий Фишера)

                Курс  

                

I курс 2005 г. III курс 2005 г.   V курс 2005 г.
Оценка   Сел. 

М.г.

 Сел. 

Б.г.

 М.г. 

Б.г.

 Сел. 

М.г.

 Сел. 

Б.г.

 М.г. 

Б.г.

   Сел. 

М.г.

  Сел. 

Б.г.

   М.г. 

Б.г.

Недостаточность знаний по специальности 57% 57% 54% 45% 45% 40% 31% 31% 29%
54% 45% 45% 40% 33% 33% 29% 23% 23%
Критерий  φ* 0,20 0,81 0,47 -0,29 -0,75 0,41 0,13 0,54 0,40
Недостаточность практических навыков 36% 36% 64% 30% 30% 53% 28% 28% 25%
64% 17% 17% 53% 38% 38% 25% 18% 18%
Критерий  φ* -1,49 1,49 2,84 -1,37 -0,51 0,86 0,20 0,71 0,50
Организационные 15% 15% 18% 20% 20% 33% 31% 31% 41%
18% 7% 7% 33% 5% 5% 41% 17% 17%
Критерий  φ* 0,21 0,88 0,96 -0,86 1,46 2,21 -0,63 1,02 1,61
Психологические (работа с людьми) 35% 35% 27% 35% 35% 20% 10% 10% 18%
27% 22% 22% 20% 15% 15% 18% 17% 17%
Критерий  φ* 0,58 0,98 0,30 0,98 1,44 0,37 -0,70 -0,61 0,07
Личностные особенности 57% 57% 27% 15% 15% 46% 10% 10% 11%
27% 25% 25% 46% 27% 27% 11% 23% 23%
Критерий  φ* 1,67 2,26 0,13 -2,03 -0,91 1,13 -0,09 1,06 -0,95
 

     Проведенный статистический анализ различий по критерию Фишера обнаружил в показателях трудностей, отмеченных студентами филфака из большого города и сельских районов на 1курсе, «недостаточность практических знаний по специальности» φ*=1,49 (ρ=0,07), «психологические» - критерий φ*=2,26 (ρ=0,01). На 3 курсе филфака выявлены показатели «организационные» φ*=1,46 (ρ=0,07) и «психологические» - критерий φ*=1,44 (ρ=0,07).

     Выводы

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «учебно-профессиональное сознание студентов вуза» и его структурных компонентов.  Учебно-профессиональное сознание студентов вуза - определяемое как система приобретаемых в процессе высшего образования учебных и профессиональных знаний, представлений и субъективных отношений.  Структурные компоненты учебно-профессионального сознания включают: когнитивные представления (представления о специальности, целевые установки в системе учебно-профессиональной деятельности студентов и представления о трудностях будущей работы), эмоционально-оценочные отношения (субъективная оценка получаемой профессиональной подготовки, удовлетворенность процессом и качеством образования), учебные и профессиональные намерения студентов.
  2. Изменения учебно-профессионального сознания студентов педагогического вуза различны на начальном (1 курс), промежуточном (2-3 курсы) и завершающем (4-5 курсы) этапах профессиональной подготовки. Эмоционально-оценочное отношение студентов к выбранной профессии снижается от начального этапа к завершающему. Более адекватным становится объем и представление о трудностях от начального этапа к завершающему. На завершающем этапе студентам свойственна в большей мере, чем студентам на промежуточном этапе, субъектная включенность в профессиональную подготовку; вместе с тем на старших курсах более выражена неопределенность профессиональных планов и нежелание работать по избранной специальности.
  3. В результате экспериментальной работы было установлено, что существуют определенные различия в учебно-профессиональном сознании студентов на разных этапах профессиональной подготовки по разным специальностям (гуманитарной и естественнонаучной), отраженные в компонентах учебно-профессионального сознания: в эмоционально-оценочном отношении (критичность студентов физико-математического факультета в отношении профессиональной подготовки в вузе значительно выше, чем у студентов филологического факультета). В когнитивном представлении студенты физико-математического факультета прогнозируют больше трудностей в будущей профессии, связанных с недостатком теоретических знаний и практических навыков. Наиболее ярко у студентов физико-математического факультета на старших курсах представлен аспект педагогическая практика, а на младших - общепрофессиональная и теоретическая подготовка по специальности. Показатель сформировавшихся профессиональных намерений выше у студентов естественнонаучного направления, чем у студентов гуманитарного направления.
  4. Студенты из сельской местности, обучающиеся в вузе, в силу особенностей социально-психологического и личностного характера, обладают более низкой самооценкой, чем городские студенты; выше оценивают подготовку  профессиональной деятельности и предполагают больше трудностей в предстоящей работе. У сельских студентов с высокой личностной тревожностью больше развито умение самостоятельно работать, позволяющее им лучше учиться по специальности и при этом быть более удовлетворенными своей учебой, чем городским студентам.
  5. Эмоционально-оценочное отношение к профессиональной подготовке студентов из большого города значительно выше, чем у сельских студентов; студенты из большого города демонстрируют более высокую требовательность к своей подготовке, чем студенты из сельских районов. У студентов из сельской местности больше проявилось удовлетворенность своей учебой в вузе, чем у студентов из большого города. У сельских студентов на младших курсах по значимости целей больше выражены личностные качества студента и теоретическая подготовка, а у городских общепрофессиональная подготовка.   Профессиональные намерения у сельских студентов более определены, чем у городских студентов.
  6. При помощи статистического анализа в ходе экспериментального исследования была выявлена зависимость между компонентами учебно-профессионального сознания студентов на разных этапах профессиональной подготовки и фиксированными личностными качествами. Эмоционально-оценочное отношение на начальном этапе у городских студентов физико-математического факультета с высокой самооценкой за время обучения в вузе не изменилось, в отличие от сельских студентов. На промежуточном этапе сельские студенты филологического факультета с высокой реактивной тревожностью оценивают свою подготовку к профессиональной деятельности в вузе как высокую, в отличие от городских студентов. Когнитивные представления сельских студентов 1 курса филологического факультета с заниженной самооценкой, в отличие от городских студентов, зависит от увеличения времени производственной практики, дающего возможность самосовершенствоваться и работать над собой. Городские студенты 3 курса физико-математического факультета с высокой самооценкой, в отличие от сельских студентов, низко оценивают профессиональную подготовку в вузе, что является причиной трудностей в будущей профессии. Сельские студенты 3 курса филологического факультета с высокой реактивной тревожностью, в отличие от городских студентов, считают, что необходимо расширять свой кругозор, чтобы стать профессионалом в своей специальности. У городских студентов 5 курса физико-математического факультета, в отличие от сельских студентов, высокий показатель уровня жизненной удовлетворенности зависит от успешной работы в будущей специальности, для которой студентам необходим  расширенный кругозор.
  7. Разработанные рекомендации преподавателям и студентам по направленной рефлексии (компоненты учебно-профессионального сознания, личностные качества, ментальность) апробированы в учебном процессе вуза.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

научные статьи:

    а) опубликованные в  ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений кандидатской диссертации:

  1. Архипова, И.В. Исследование ментальной и профессиональной специфики взаимодействия с эмоциональными установками./ И.В. Архипова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – 2006. – № 4. – Самара: СНЦ РАН. – 0,5 п.л.

    б) опубликованные в  российских, региональных периодических изданиях, журналах, сборниках статей и материалах конференций:

     2. Архипова, И.В. Роль психологических знаний в подготовке будущего учителя в вузе. / И.В. Архипова // Достижения биологической функциологии и их место в практическом образовании. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Самара, 2003.- 0,2 п.л.

     3. Архипова, И.В. Место психологической подготовки  в общепрофессиональном образовании учителя. / И.В. Архипова // Психология обучения и воспитания. Ученые записки кафедры психологии. Сборник статей. Том 1./ Под общей редакцией кафедры психологии СГПУ, Бусыгиной А.Л. Самара,  2004. – 0,6 п.л.

     4. Архипова, И.В. Проблема ценностных ориентаций как гуманистическая составляющая в философской и психологической науке./ И.В. Архипова // Вторые ознобишенские чтения: сборник материалов Юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию Д.П.Знобишина. (14-15 мая 2004 года) Том 2 / Научная редакция: д.пед.н., профессор О.М. Буранок, к.ист.н., доцент В.Н. Шкунов. – Инза-Самара: Изд-во СГПУ-СНЦ РАН, 2004. – 280 с. – 0,35 п.л.

     5. Архипова, И.В. Исследование особенностей взаимосвязи самооценки личностных качеств и профессиональной направленности студентов. / И.В. Архипова // Аспирантский вестник Поволжья: научно-информационный межвузовский журнал - 2006 - № 1 (11)- 0,35 п.л.

     6. Архипова, И.В. Содержание и структура предложений студентов по совершенствованию учебного процесса в вузе. / И.В. Архипова // III-я межвузовская научно-практическая конференция преподавателей вуза, ученых, специалистов, аспирантов, студентов на тему «Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве» (19 декабря 2008 г.) г.Нижний-Новгород – 0,25 п.л.

  методические рекомендации

     7. Психологический практикум (проективные методики) : учеб.-метод. пособие для студентов, преподавателей, психологов / авт.-сост. И. В. Архипова, Ю. А. Минская, Т. А. Фирсова. – Самара : ОФОРТ, 2002. – 7,0 п.л.

     8. Архипова, И.В. Как писать рефераты по дисциплине «Психология». Методические рекомендации по подготовке и оформлению / авт.-сост. И.В.Архипова, Т.А. Фирсова // – Самара. СГПУ, 2008.- 3,0 п.л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГОУ ВПО 

     «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»:

     443099, г.Самара, ул. М.Горького, 65/67 

     Подписано в печать 22.06.2009.

Тираж 120 экз. Заказ №

Бумага  ксероксная. Печать оперативная.

Формат 60*84/16  Объем - 1,5 усл. п.л.  

Отпечатано  в типографии ООО «Инсома-пресс»

г. Самара, ул. Сов. Армии, 217 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе