Статистика
различий самооценки
студентами филологического
факультета недостатков
в профессиональной
деятельности в зависимости
от мест проживания
(критерий Фишера)
Курс
|
I
курс 2005 г. |
III
курс 2005 г. |
V
курс 2005 г. |
Оценка
|
Сел.
М.г. |
Сел.
Б.г. |
М.г.
Б.г. |
Сел.
М.г. |
Сел.
Б.г. |
М.г.
Б.г. |
Сел.
М.г. |
Сел.
Б.г. |
М.г.
Б.г. |
Недостаточность
знаний по специальности |
57% |
57% |
54% |
45% |
45% |
40% |
31% |
31% |
29% |
54% |
45% |
45% |
40% |
33% |
33% |
29% |
23% |
23% |
Критерий
φ* |
0,20 |
0,81 |
0,47 |
-0,29 |
-0,75 |
0,41 |
0,13 |
0,54 |
0,40 |
Недостаточность
практических навыков |
36% |
36% |
64% |
30% |
30% |
53% |
28% |
28% |
25% |
64% |
17% |
17% |
53% |
38% |
38% |
25% |
18% |
18% |
Критерий
φ* |
-1,49 |
1,49 |
2,84 |
-1,37 |
-0,51 |
0,86 |
0,20 |
0,71 |
0,50 |
Организационные |
15% |
15% |
18% |
20% |
20% |
33% |
31% |
31% |
41% |
18% |
7% |
7% |
33% |
5% |
5% |
41% |
17% |
17% |
Критерий
φ* |
0,21 |
0,88 |
0,96 |
-0,86 |
1,46 |
2,21 |
-0,63 |
1,02 |
1,61 |
Психологические
(работа с людьми) |
35% |
35% |
27% |
35% |
35% |
20% |
10% |
10% |
18% |
27% |
22% |
22% |
20% |
15% |
15% |
18% |
17% |
17% |
Критерий
φ* |
0,58 |
0,98 |
0,30 |
0,98 |
1,44 |
0,37 |
-0,70 |
-0,61 |
0,07 |
Личностные
особенности |
57% |
57% |
27% |
15% |
15% |
46% |
10% |
10% |
11% |
27% |
25% |
25% |
46% |
27% |
27% |
11% |
23% |
23% |
Критерий
φ* |
1,67 |
2,26 |
0,13 |
-2,03 |
-0,91 |
1,13 |
-0,09 |
1,06 |
-0,95 |
Проведенный
статистический анализ различий по критерию
Фишера обнаружил в показателях трудностей,
отмеченных студентами филфака из большого
города и сельских районов на 1курсе, «недостаточность
практических знаний по специальности»
φ*=1,49 (ρ=0,07), «психологические» - критерий
φ*=2,26 (ρ=0,01). На 3 курсе филфака выявлены
показатели «организационные» φ*=1,46 (ρ=0,07)
и «психологические» - критерий φ*=1,44 (ρ=0,07).
Выводы
- Теоретический
анализ психолого-педагогической литературы
позволил определить понятие
«учебно-профессиональное
сознание студентов
вуза» и его структурных компонентов.
Учебно-профессиональное сознание студентов
вуза - определяемое как система приобретаемых
в процессе высшего образования учебных
и профессиональных знаний, представлений
и субъективных отношений. Структурные
компоненты учебно-профессионального
сознания включают: когнитивные
представления (представления о специальности,
целевые установки в системе учебно-профессиональной
деятельности студентов и представления
о трудностях будущей работы), эмоционально-оценочные
отношения (субъективная оценка получаемой
профессиональной подготовки, удовлетворенность
процессом и качеством образования),
учебные и профессиональные
намерения студентов.
- Изменения
учебно-профессионального сознания студентов
педагогического вуза различны на начальном
(1 курс), промежуточном (2-3 курсы) и завершающем
(4-5 курсы) этапах профессиональной подготовки.
Эмоционально-оценочное отношение студентов
к выбранной профессии снижается от начального
этапа к завершающему. Более адекватным
становится объем и представление о трудностях
от начального этапа к завершающему. На
завершающем этапе студентам свойственна
в большей мере, чем студентам на промежуточном
этапе, субъектная включенность в профессиональную
подготовку; вместе с тем на старших курсах
более выражена неопределенность профессиональных
планов и нежелание работать по избранной
специальности.
- В результате
экспериментальной работы было установлено,
что существуют определенные
различия в учебно-профессиональном сознании
студентов на разных этапах профессиональной
подготовки по разным специальностям
(гуманитарной и естественнонаучной),
отраженные в компонентах учебно-профессионального
сознания: в эмоционально-оценочном отношении
(критичность студентов физико-математического
факультета в отношении профессиональной
подготовки в вузе значительно выше, чем
у студентов филологического факультета).
В когнитивном представлении студенты
физико-математического факультета прогнозируют
больше трудностей в будущей профессии,
связанных с недостатком теоретических
знаний и практических навыков. Наиболее
ярко у студентов физико-математического
факультета на старших курсах представлен
аспект педагогическая практика,
а на младших - общепрофессиональная
и теоретическая подготовка по специальности.
Показатель сформировавшихся профессиональных
намерений выше у студентов естественнонаучного
направления, чем у студентов гуманитарного
направления.
- Студенты
из сельской местности, обучающиеся в
вузе, в силу особенностей социально-психологического
и личностного характера, обладают более
низкой самооценкой, чем городские студенты;
выше оценивают подготовку профессиональной
деятельности и предполагают больше трудностей
в предстоящей работе. У сельских студентов
с высокой личностной тревожностью больше
развито умение самостоятельно работать,
позволяющее им лучше учиться по специальности
и при этом быть более удовлетворенными
своей учебой, чем городским студентам.
- Эмоционально-оценочное
отношение к профессиональной подготовке
студентов из большого города значительно
выше, чем у сельских студентов; студенты
из большого города демонстрируют более
высокую требовательность к своей подготовке,
чем студенты из сельских районов. У студентов
из сельской местности больше проявилось
удовлетворенность своей учебой в вузе,
чем у студентов из большого города. У
сельских студентов на младших курсах
по значимости целей больше выражены личностные
качества студента и теоретическая подготовка,
а у городских общепрофессиональная подготовка.
Профессиональные намерения у сельских
студентов более определены, чем у городских
студентов.
- При помощи
статистического анализа в ходе экспериментального
исследования была выявлена зависимость
между компонентами учебно-профессионального
сознания студентов на разных этапах профессиональной
подготовки и фиксированными личностными
качествами. Эмоционально-оценочное отношение
на начальном этапе у городских студентов
физико-математического факультета с
высокой самооценкой за время обучения
в вузе не изменилось, в отличие от сельских
студентов. На промежуточном этапе сельские
студенты филологического факультета
с высокой реактивной тревожностью оценивают
свою подготовку к профессиональной деятельности
в вузе как высокую, в отличие от городских
студентов. Когнитивные представления
сельских студентов 1 курса филологического
факультета с заниженной самооценкой,
в отличие от городских студентов, зависит
от увеличения времени производственной
практики, дающего возможность самосовершенствоваться
и работать над собой. Городские студенты
3 курса физико-математического факультета
с высокой самооценкой, в отличие от сельских
студентов, низко оценивают профессиональную
подготовку в вузе, что является причиной
трудностей в будущей профессии. Сельские
студенты 3 курса филологического факультета
с высокой реактивной тревожностью, в
отличие от городских студентов, считают,
что необходимо расширять свой кругозор,
чтобы стать профессионалом в своей специальности.
У городских студентов 5 курса физико-математического
факультета, в отличие от сельских студентов,
высокий показатель уровня жизненной
удовлетворенности зависит от успешной
работы в будущей специальности, для которой
студентам необходим расширенный кругозор.
- Разработанные
рекомендации преподавателям и студентам
по направленной рефлексии (компоненты
учебно-профессионального сознания, личностные
качества, ментальность) апробированы
в учебном процессе вуза.
Материалы
исследования отражены
в следующих публикациях
автора:
научные
статьи:
а)
опубликованные в
ведущих российских
периодических изданиях,
рекомендованных ВАК
РФ для публикации основных
положений кандидатской
диссертации:
- Архипова,
И.В. Исследование ментальной и профессиональной
специфики взаимодействия с эмоциональными
установками./ И.В. Архипова // Известия
Самарского научного центра Российской
Академии наук. – 2006. – № 4. – Самара: СНЦ
РАН. – 0,5 п.л.
б)
опубликованные в
российских, региональных
периодических изданиях,
журналах, сборниках
статей и материалах
конференций:
2.
Архипова, И.В. Роль психологических знаний
в подготовке будущего учителя в вузе.
/ И.В. Архипова // Достижения биологической
функциологии и их место в практическом
образовании. Материалы Всероссийской
конференции с международным участием.
Самара, 2003.- 0,2 п.л.
3.
Архипова, И.В. Место психологической подготовки
в общепрофессиональном образовании учителя.
/ И.В. Архипова // Психология обучения и
воспитания. Ученые записки кафедры психологии.
Сборник статей. Том 1./ Под общей редакцией
кафедры психологии СГПУ, Бусыгиной А.Л.
Самара, 2004. – 0,6 п.л.
4.
Архипова, И.В. Проблема ценностных ориентаций
как гуманистическая составляющая в философской
и психологической науке./ И.В. Архипова
// Вторые ознобишенские чтения: сборник
материалов Юбилейной международной научно-практической
конференции, посвященной 200-летию Д.П.Знобишина.
(14-15 мая 2004 года) Том 2 / Научная редакция:
д.пед.н., профессор О.М. Буранок, к.ист.н.,
доцент В.Н. Шкунов. – Инза-Самара: Изд-во
СГПУ-СНЦ РАН, 2004. – 280 с. – 0,35 п.л.
5.
Архипова, И.В. Исследование особенностей
взаимосвязи самооценки личностных качеств
и профессиональной направленности студентов.
/ И.В. Архипова // Аспирантский вестник
Поволжья: научно-информационный межвузовский
журнал - 2006 - № 1 (11)- 0,35 п.л.
6.
Архипова, И.В. Содержание и структура
предложений студентов по совершенствованию
учебного процесса в вузе. / И.В. Архипова // III-я
межвузовская научно-практическая конференция
преподавателей вуза, ученых, специалистов,
аспирантов, студентов на тему «Теоретические
и прикладные проблемы развития личности
в образовательном пространстве» (19 декабря
2008 г.) г.Нижний-Новгород – 0,25 п.л.
методические рекомендации
7.
Психологический практикум (проективные
методики) : учеб.-метод. пособие для студентов,
преподавателей, психологов / авт.-сост.
И. В. Архипова, Ю. А. Минская, Т. А. Фирсова.
– Самара : ОФОРТ, 2002. – 7,0 п.л.
8.
Архипова, И.В. Как писать рефераты по дисциплине
«Психология». Методические рекомендации
по подготовке и оформлению / авт.-сост.
И.В.Архипова, Т.А. Фирсова // – Самара. СГПУ,
2008.- 3,0 п.л.
ГОУ
ВПО
«Поволжская
государственная социально-гуманитарная
академия»:
443099,
г.Самара, ул. М.Горького, 65/67
Подписано
в печать 22.06.2009.
Тираж 120
экз. Заказ №
Бумага
ксероксная. Печать оперативная.
Формат
60*84/16 Объем - 1,5 усл. п.л.
Отпечатано
в типографии ООО «Инсома-пресс»
г. Самара,
ул. Сов. Армии, 217