Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

Работа содержит 1 файл

arhipova.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

      Теоретическая значимость исследования определяется расширением научных представлений о закономерностях формирования и развития профессионального сознания в процессе становления будущего педагога на этапах обучения в вузе; уточнением характера психологических закономерностей профессионального становления личности в системе высшего профессионального образования. Исследование вносит определенный вклад в дальнейшее решение проблем, связанных с педагогической психологией высшего образования. Определено понятие учебно-профессионального сознания студентов вуза, раскрыта его структурно-содержательная характеристика, выделены аспекты компонентов структуры учебно-профессионального сознания студентов педагогических специальностей.

     Практическая  значимость исследования заключается в возможности совершенствования процесса подготовки будущих учителей в аспекте развития учебно-профессионального сознания специалиста на разных этапах профессиональной подготовки с учетом личностных особенностей и ментальной специфики (основное место проживания – большой город, малый город и сельские районы); в дополнении программного содержания подготовки студентов, обучающихся по разным профилям образования; в большей результативности развития учебно-профессионального сознания студентов при условии субъектного включения в профессиональную подготовку и педагогическую практику; в разработке рекомендаций по развитию учебно-профессионального сознания студентов.

     Материалы исследования могут быть использованы для оптимизации профессиональной подготовки в вузе и усовершенствования технологий обучения, а также могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов педагогической психологии, спецкурсов.

     Методологической  основой исследования являются основные принципы культурно-исторического и деятельностного подходов, современные психологические и педагогические теории и концепции, рассматривающие сущность, структуру и функции профессионального сознания педагогов.

    Источниками исследования являются:

  • взгляды отечественных учёных, изучавших теории, содержание и компоненты сознания, взаимосвязанные с личностными показателями: Л.С. Рубинштейна (сознание-субъект), А.Н. Леонтьева (сознание-деятельность), Д.Н. Узнадзе (сознание-установка), В.Н. Мясищева (сознание-отношение); А.Г. Асмолова (сознание-деятельность-установка).
  • теоретико-методологические подходы к пониманию сущности структуры и процесса формирования профессионального сознания будущих педагогов в отечественной психологии, представленные в работах Г.В. Акопова, А.В. Горбачёвой, С.А. Днепрова, В.А. Демичева, И.Ф. Исаева, Л.М. Митиной, Н.Н. Нечаева, С.В. Пазухиной, Д.В. Ронзина, Е.Г. Юдиной и др.;
  • концепции, раскрывающие функции и свойства профессионального сознания (Г.В. Акопов, С.А. Днепров, И.Ф. Исаев, С.Г. Косарецкий, Т.Г. Лешкевич, С.В. Пазухина и др.).
  • работы, посвященные анализу психологических механизмов учебно-профессиональной деятельности (А.М. Аронов, З.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, Н.Н. Решетников, В.И. Слободчиков, В.Н. Янушевский и др.).
  • исследования, посвященные анализу динамики учебно-профессиональных установок и профессионального сознания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, Т.П. Варфоломеева, Л.В. Карпушина, О.Ю. Шевченко и др.).
  • исследования проблемы особенностей ментальных различий в различных условиях проживания – т.е. психологических особенностей жителей больших, малых городов и сельских районов (А.Я. Гуревич, В.Е. Семёнов, В.А. Сонин, В.В. Новиков, Н.Л. Иванов, Т.Г. Стефаненко, А.С. Чернышев и др.).

     Теоретическую основу исследования составляют идеи о содержании и развитии учебно-профессионального сознания, теоретико-методологические подходы к пониманию сущности понятия, структуры и процесса формирования профессионального сознания педагогов в отечественной психологии (Г.В. Акопов, А.В. Горбачёва, С.А. Днепров, В.А. Демичев,  И.Ф. Исаев, Л.М. Митина, Н.Н. Нечаев, С.В. Пазухина, Д.В. Ронзин, Е.Г. Юдина и др.); положения теорий отечественных исследователей, изучавших контекст будущей профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий, Н.Н. Нечаев и др.); концепции, раскрывающие функции и свойства профессионального сознания (С.А. Днепров, И.Ф. Исаев, С.Г. Косарецкий, Т.Г. Лешкевич, С.В. Пазухина и др.); работы, посвященные анализу психологических механизмов учебно-профессиональной деятельности (А.М. Аронов, З.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, Н.Н. Решетников, В.И. Слободчиков, В.Н. Янушевский и др.); исследования, посвященные анализу динамики учебно-профессиональных установок и профессионального сознания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, Т.П. Варфоломеева, Л.В. Карпушина, О.Ю. Шевченко и др.); исследования по проблемам ментальных особенностей различий в условиях проживания, представляющие анализ психологических особенностей личности студентов больших, малых городов и сельских районов (см. работы: А.Я. Гуревича, В.Е. Семёнова, В.В. Сонина, В.В. Новикова, Н.Л. Иванова, Т.Г. Стефаненко и др.).

     Положения, выносимые на защиту:

  1. Учебно-профессиональное сознание студентов вуза определяется как система приобретаемых в процессе высшего образования учебных и профессиональных знаний, представлений и субъективных отношений. Структура учебно-профессионального сознания студентов включает: когнитивные представления (представления о специальности, целевые установки в системе учебно-профессиональной деятельности студентов и представления о трудностях будущей работы), эмоционально-оценочные отношения (субъективная оценка получаемой профессиональной подготовки, удовлетворенность процессом и качеством образования), учебные и профессиональные намерения студентов.
  2. Учебно-профессиональное сознание студентов имеет специфические отличия на начальном (1-2 курс) и завершающем (4-5 курс) этапах.
  3. Учебно-профессиональное сознание студентов дифференцируется в зависимости от избранной специальности (естественнонаучной и гуманитарной).
  4. Структурные составляющие учебно-профессионального сознания взаимосвязаны с определенными личностными качествами студентов (самооценкой, тревожностью, уровнем жизненной удовлетворенности).
  5. Учебно-профессиональное сознание дифференцируется в зависимости от места постоянного жительства студентов (большой город, малый город, сельские районы).

     Методы  исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; наблюдение (включенное и стороннее); экспериментальные методы; опросно-диагностические методы; праксиометрические методы (анализ и оценка продуктов учебной деятельности); эмпирические методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); методы статистической обработки данных эксперимента.

     Для реализации целей и задач исследования и проверки гипотетических положений  использовалась совокупность общенаучных  и психологических методов: метод теоретического анализа и синтеза; методы сбора эмпирических данных - интервьюирование, анкетирование, тестирование, анализ документов; методики эмпирического исследования («Студенты о профессиональной подготовке» Г.В. Акопова; «Самооценка личностных качеств» Т.А. Ратановой, Н.Ф. Шляхта; «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной (1993); «Методика самооценки уровня реактивной и личностной тревожности» Спилберга (США), адаптированная Ю.Л. Ханиным в 1982г.); математико-статистические методы анализа данных по параметрическим критериям и непараметрическим критериям, включающие группировочные таблицы вычисления коэффициентов различий между группами и признаками (показатель Манни-Уитни), выявление связи между структурными компонентами и составляющими (метод ранговой корреляции Спирмена), критерий Крускала-Уоллиса, критерий Фишера.

     Работа  выполнялась на базе Самарского государственного педагогического университета (позднее - Поволжская государственная социально-гуманитарная академия). Всего в исследовании на разных этапах приняли участие 334 студента 1, 3 и 5 курсов Института филологического образования и Института математики, физики и информатики. Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2003-2009 гг.

     Исследование  проводилось в несколько этапов.

     1 этап (2003-2004гг.) Изучена и проанализирована  философская, социально-психологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме; определены объект, предмет, цели и задачи, разработана рабочая гипотеза исследования.

     2 этап (2004-2006гг.) Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить основные проблемы и различия в учебно-профессиональном сознании студентов (естественного и гуманитарного профиля подготовки) с учетом мест проживания. Результатом этого этапа явилось уточнение рабочей гипотезы, создание концепции исследования механизмов учебно-профессионального сознания в педагогической деятельности.

     3 этап (2006-2009гг.) Результаты исследования обрабатывались и обобщались. Осуществлялись систематизация, обработка и интерпретация материалов, накопленных на протяжении всего исследования. Сформулированы практические выводы и рекомендации студентам и преподавателям вуза, результаты исследования оформлены в виде кандидатской диссертации.

     Достоверность результатов обеспечивается целостным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических позиций и теоретико-методологической проработанностью проблемы; целостным подходом к решению поставленной проблемы учебно-профессионального сознания будущих специалистов; комплексным использованием общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, целям, задачам и логике исследования; обеспечением внешней и внутренней валидности полученных экспериментальных результатов; экспериментальной и практической проверкой основных теоретических положений исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы, применением математической статистики, репрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатов.

     Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии (межфак), кафедры социальной психологии СГПУ (позднее – ПГСГА). Основные положения исследования, теоретические и экспериментальные данные нашли свое отражение в практико-ориентированных монографиях, учебных программах и программе спецкурса «Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в вузе»; излагались автором в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях:

    1. II Всероссийская конференция с международным участием «Достижения биологической функционологии и их место в практическом образовании» 13-15 февраля 2003г., г.Самара;
    2. Вторые ознобишинские чтения: Юбилейная международная научно-практическая конференция, посвященной 200-летию Д.П. Ознобишина 14-15 мая 2004г., г.Самара;
    3. III-я межвузовская научно-практическая конференция преподавателей вуза, ученых, специалистов, аспирантов, студентов «Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве» 19 декабря 2008 г., г.Нижний Новгород.

     Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

     Во  введении обосновывается актуальность темы; определяются проблема, предмет и цель; выдвигается гипотеза; сформулированы задачи исследования; раскрываются его методологические основы; обозначены новизна, теоретическая и практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту; характеризуются организация и этапы исследования; освещаются  апробация работы и внедрение её результатов.

     В первой главе «Понятие, структура и особенности учебно-профессионального сознания студентов в процессе обучения в вузе» определено понятие «профессиональное сознание студентов»; обоснованы психологические составляющие учебно-профессионального сознания, включающие функции и свойства; определены этапы формирования и развития учебно-профессионального сознания; проведен анализ исследований динамики учебно-профессионального сознания студентов, обучающихся в вузах разного типа; описана ментальная специфика учебно-профессионального сознания студентов: (проанализированы психологические особенности студентов больших, малых городов и сельских районов).

    Во  второй главе «Эмпирическое исследование динамики учебно-профессионального сознания и личностных качеств будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе» содержатся методики изучения и динамика учебно-профессионального сознания и личностных качеств (самооценки, тревожности, уровня жизненной удовлетворенности) студентов из различных мест проживания (большой город и малый город, сельские районы), излагаются ход и результаты исследовательской работы; описание и интерпретация результатов, раскрываются психолого-педагогические рекомендации, обеспечивающие формирование учебно-профессионального сознания будущей психолого-педагогической деятельности, выводы.

     В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и самостоятельность положений, выносимых на защиту.

     В приложении содержатся анкеты, тесты и рекомендации для студентов и преподавателей. 

            ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Развитие  учебно-профессионального сознания будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в вузе – важная социально-педагогическая проблема, затрагивающая насущные вопросы не только образования, но и общества в целом. Профессиональное становление личности специалиста на разных этапах профессионализации обусловлено объективной необходимостью развития высокообразованных, высоконравственных, высококультурных педагогов разных специальностей, способных эффективно решать учебные и жизненные задачи, связанные с воспитанием и обучением молодого поколения в различных условиях жизнедеятельности (большой, малый город и сельские районы).

Информация о работе Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе