Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат
Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.
На
правах рукописи
Архипова
Ирина Владимировна
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Специальность
19.00.07 - педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
психологических наук
Самара 2009
Работа выполнена на кафедре социальной психологии
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Поволжская
государственная социально-
Научный руководитель | доктор психологических
наук, профессор
Гарник Владимирович АКОПОВ |
Официальные оппоненты: | доктор психологических
наук, профессор,
Елена
Александровна
СОРОКОУМОВА кандидат психологических наук, доцент Анна Викторовна БЫКОВА |
Ведущая организация - | ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» |
Защита
состоится 10 сентября 2009 г. в 14.00 час. на
заседании диссертационного совета Д
212. 216.01 по защите диссертаций на соискание
ученой степени кандидата психологических
наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия» по
адресу: 443099, г. Самара, ул. М.Горького, д.
65/67.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная
социально-гуманитарная академия» по
адресу: 443099 г. Самара, ул. М. Горького, д.
65/67.
Автореферат разослан
«26» июня 2009 г.
Объявление о защите было размещено на сайте ПГСГА (www.pgsga.ru) –
7 августа 2009
г.
Ученый
секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, профессор |
|
Л.В. Вершинина |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.
С решением социальных проблем в обществе тесно связан вопрос развития сознания в теоретической и практической подготовке будущих специалистов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни. При этом важное значение для развития сознания будущих педагогов имеет продуктивный, творческий характер учебной деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
Становление педагога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности. В вузе закладываются основы учебно-профессионального сознания, профессионально значимых и личностных качеств специалиста, которые в последующем обеспечивают профессиональное становление личности в процессе педагогической деятельности. Будущий специалист должен гибко реагировать на процессы, происходящие в обществе, и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач.
В современных условиях социально-экономических преобразований особое значение приобретает проблема формирования профессионального сознания в целом и учебно-профессионального сознания студента, в частности. Спектр соответствующих задач относится к области психологии высшего образования как составной части современной педагогической психологии, представленной в работах О.А. Абдуллиной, К.А. Абульхановой-Славской, С.И. Архангельского, А.А. Зиновьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Н.Н. Нечаева и др. На стыке педагогической психологии и социальной психологии с 70-х г. прошлого столетия активно разрабатывалось направление, представленное в трудах Б.А. Бенидиктова, И.А. Зимней, Я.Л. Коломенского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Реана, А.С. Чернышева и др.
В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самооценки, тревожности и уровня жизненной удовлетворенности, так как именно этот возраст является сензитивным периодом становления мировоззрения, черт характера и социального интеллекта. Так, в центре внимания Б.Г. Ананьева, М.И. Ковель, А.Н. Леонтьева, Л.М. Митиной, Л.А. Небытовой, И.И. Чесноковой и других находятся вопросы, связанные с изучением самооценки, тревожности, уровня жизненной удовлетворенности.
Проблема формирования и развития профессионального сознания студентов в вузе – далеко не новая научная проблема. Анализ научной литературы показывает, что проблема профессионального сознания личности исследовалась в различных аспектах: профессиональное сознание как феномен, пронизывающий все стороны профессиональной деятельности - от профессионального самосознания до действия или поступка; профессиональное сознание как отношение личности к себе, к профессиональной ситуации, проявляющееся в стремлении исполнять требования профессиональной деятельности (Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, Т.П. Варфоломеева, Л.В. Карпушина, О.Ю. Шевченко и др.).
Несмотря на различия в понимании профессионального сознания человека, исследователи единодушны в том, что, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: изменяется отношение к будущей профессии, конкретизируется направленность личности, формируются опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества.
Вопросы психологических особенностей личности жителей больших, малых городов и сельских районов исследовались А.Я. Гуревичем, Н.Л. Ивановым, В.В. Новиковым, В.Е. Семёновым, В.А. Сониным, Т.Г. Стефаненко и др., обосновавшими взаимосвязь специфики образа жизни и особенностей личностных и профессиональных качеств жителей из сельской местности в сравнении с жителями большого и малого города и описавшими психологический портрет сельчанина, жителя крупного и малого города.
Необходимо отметить, что учебно-профессиональное сознание связано с многообразными аспектами теоретического осмысления практики современного образования в учебно-профессиональной деятельности. Представляется, что изучение учебно-профессионального сознания студентов и особенностей его развития в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста позволит выявить новые методы и формы повышения эффективности высшего профессионального образования.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований, посвященных проблеме формирования учебно-профессионального сознания, следует отметить, что вопросы изучения учебно-профессионального сознания студента на разных этапах профессиональной подготовки в вузе не были предметом специального изучения.
В процессе подготовки будущих учителей, наряду с формируемыми профессиональными знаниями и соответствующими умениями, у студентов на разных этапах обучения развиваются определенные субъективные представления, отношения, позиции, связанные с их учебной и будущей профессиональной деятельностью. В учебно-профессиональном сознании будущих учителей можно выделить внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя составляющая, формируемая в процессе освоения учебно-профессиональных дисциплин и разных видов практики, выявляется системой вузовского контроля, реализуемой в экзаменационно-зачетных и тестовых формах. Таким образом, внешняя составляющая выявляется на всех этапах подготовки. Внутренняя, субъективная, составляющая остается скрытой (не выявленной) и может расходиться в той или иной степени с внешней составляющей учебно-профессионального сознания, что не способствует необходимому качеству профессиональной подготовки (релевантности внешне выражаемого и внутренне переживаемого) и высокому результату будущей профессиональной деятельности.
Очевидным становится противоречие между известными современными требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя и изменчивой системой субъективных представлений о профессии, обусловленной этапом и профилем обучения и личностными характеристиками учащихся вуза.
Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема выявления психологических составляющих учебно-профессионального сознания. В практическом плане – проблема выявления особенностей формирования учебно-профессионального сознания студентов на разных этапах профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования - учебно-профессиональное сознание студентов.
Предмет исследования - динамика учебно-профессионального сознания во взаимосвязи с личностными качествами студентов вуза на разных этапах профессиональной подготовки будущего учителя.
Цель исследования - определить специфику и взаимосвязь компонентов учебно-профессионального сознания и личностных качеств студентов естественнонаучной и гуманитарной специальностей в педагогическом вузе на различных этапах профессиональной подготовки в контексте актуальных задач информационного и организационного управления качеством высшего образования.
Задачи исследования:
Гипотеза
исследования. Учебно-профессиональное
сознание студентов вуза, определяемое
как система приобретаемых в процессе
высшего образования учебных и профессиональных
знаний, представлений и субъективных
отношений, дифференцируется в зависимости
от этапа подготовки к профессиональной
деятельности, избранной специальности,
ментальной специфики учащихся (студенты
из сельской местности, большого и малого
города) и определенных личностных качеств
студентов.
Научная новизна исследования заключается в следующем: