Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

Работа содержит 1 файл

arhipova.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

На  правах рукописи 

 
 
 
 
 
 

Архипова Ирина Владимировна 
 
 
 
 
 

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ 
 

Специальность 19.00.07 - педагогическая психология 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 

кандидата психологических наук 
 
 
 
 

Самара 2009

Работа  выполнена на кафедре социальной психологии

    Государственного образовательного учреждения

    высшего профессионального образования 

    «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 
 

Научный руководитель доктор психологических  наук, профессор

Гарник  Владимирович АКОПОВ

Официальные оппоненты: доктор психологических  наук, профессор,

Елена Александровна СОРОКОУМОВА 

кандидат  психологических наук, доцент

Анна  Викторовна БЫКОВА

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Мордовский  государственный университет им. Н.П.Огарева»
 
 
 
 

    Защита  состоится 10 сентября 2009 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212. 216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М.Горького, д. 65/67. 
 

    С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099 г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67. 

Автореферат разослан  «26»  июня  2009 г. 

Объявление о  защите было размещено на сайте ПГСГА (www.pgsga.ru) –   

7 августа 2009 г. 
 

Ученый  секретарь 
диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор

 
 
 
 
 
 
Л.В. Вершинина
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

    Актуальность  исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала,  способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

    С решением социальных проблем в обществе тесно связан вопрос развития сознания в теоретической и практической подготовке будущих специалистов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни. При этом важное значение для развития сознания будущих педагогов имеет продуктивный, творческий характер учебной деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

     Становление педагога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности. В вузе закладываются основы учебно-профессионального  сознания, профессионально значимых и личностных качеств специалиста, которые в последующем обеспечивают профессиональное становление личности в процессе педагогической деятельности. Будущий специалист должен гибко реагировать на процессы, происходящие в обществе, и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач.

    В современных условиях социально-экономических преобразований особое значение приобретает проблема формирования профессионального сознания в целом и учебно-профессионального сознания студента, в частности. Спектр соответствующих задач относится к области психологии высшего образования как составной части современной педагогической психологии, представленной в работах О.А. Абдуллиной, К.А. Абульхановой-Славской, С.И. Архангельского, А.А. Зиновьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Н.Н. Нечаева и др. На стыке педагогической психологии и социальной психологии с 70-х г. прошлого столетия активно разрабатывалось направление, представленное в трудах Б.А. Бенидиктова, И.А. Зимней, Я.Л. Коломенского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Реана, А.С. Чернышева и др.

    В многочисленных психологических исследованиях, посвященных юношескому возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах развития самооценки, тревожности и уровня жизненной удовлетворенности, так как именно этот возраст является сензитивным периодом становления мировоззрения, черт характера и социального интеллекта. Так, в центре внимания Б.Г. Ананьева, М.И. Ковель, А.Н. Леонтьева, Л.М. Митиной, Л.А. Небытовой, И.И. Чесноковой и других находятся вопросы, связанные с изучением самооценки, тревожности, уровня жизненной удовлетворенности.

     Проблема  формирования и развития профессионального  сознания студентов в вузе – далеко не новая научная проблема. Анализ научной литературы показывает, что проблема профессионального сознания личности исследовалась в различных аспектах: профессиональное сознание как феномен, пронизывающий все стороны профессиональной деятельности - от профессионального самосознания до действия или поступка; профессиональное сознание как отношение личности к себе, к профессиональной ситуации, проявляющееся в стремлении исполнять требования профессиональной деятельности (Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, Т.П. Варфоломеева, Л.В. Карпушина, О.Ю. Шевченко и др.).

     Несмотря  на различия в понимании профессионального сознания человека, исследователи единодушны в том, что, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: изменяется отношение к будущей профессии, конкретизируется направленность личности, формируются опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества.

     Вопросы психологических особенностей личности жителей больших, малых городов и сельских районов исследовались А.Я. Гуревичем, Н.Л. Ивановым, В.В. Новиковым, В.Е. Семёновым, В.А. Сониным, Т.Г. Стефаненко и др., обосновавшими взаимосвязь специфики образа жизни и особенностей личностных и профессиональных качеств жителей из сельской местности в сравнении с жителями большого и малого города и описавшими психологический портрет сельчанина, жителя крупного и малого города.

     Необходимо  отметить, что учебно-профессиональное сознание связано с многообразными аспектами теоретического осмысления практики современного образования в учебно-профессиональной деятельности. Представляется, что изучение учебно-профессионального сознания студентов и особенностей его развития в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста позволит выявить новые методы и формы повышения эффективности высшего профессионального образования.

     При всей несомненной теоретической  и практической значимости исследований, посвященных проблеме формирования учебно-профессионального сознания, следует отметить, что вопросы изучения учебно-профессионального сознания студента на разных этапах профессиональной подготовки в вузе не были предметом специального изучения. 

     В процессе подготовки будущих учителей, наряду с формируемыми профессиональными знаниями и соответствующими умениями, у студентов на разных этапах обучения развиваются определенные субъективные представления, отношения, позиции, связанные с их учебной и будущей профессиональной деятельностью. В учебно-профессиональном сознании будущих учителей можно выделить внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя составляющая, формируемая в  процессе освоения учебно-профессиональных дисциплин и разных видов практики, выявляется системой вузовского контроля, реализуемой в экзаменационно-зачетных и тестовых формах. Таким образом, внешняя составляющая выявляется на всех этапах подготовки. Внутренняя, субъективная, составляющая остается скрытой (не выявленной) и может расходиться в той или иной степени с внешней составляющей учебно-профессионального сознания, что не способствует необходимому качеству профессиональной подготовки (релевантности внешне выражаемого и внутренне переживаемого) и высокому результату будущей профессиональной деятельности.

     Очевидным становится противоречие между известными современными требованиями к профессиональной подготовке будущего учителя и изменчивой системой субъективных представлений о профессии, обусловленной этапом и профилем обучения и личностными характеристиками учащихся вуза.

     Стремление  найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема выявления психологических составляющих учебно-профессионального сознания. В практическом плане – проблема выявления особенностей формирования учебно-профессионального сознания студентов на разных этапах профессиональной подготовки в вузе.

     Объект  исследования - учебно-профессиональное сознание студентов.

     Предмет исследования - динамика учебно-профессионального сознания во взаимосвязи с личностными качествами студентов вуза на разных этапах профессиональной подготовки будущего учителя.

     Цель  исследования - определить специфику и взаимосвязь компонентов учебно-профессионального сознания и личностных качеств студентов естественнонаучной и гуманитарной специальностей в педагогическом вузе на различных этапах профессиональной подготовки в контексте актуальных задач информационного и организационного управления качеством высшего образования.

     Задачи  исследования:

  1. Раскрыть содержание понятия "учебно-профессиональное сознание студента" и определить его структуру.
  2. Спроектировать и обосновать измерительный инструментарий и программу психодиагностического обследования учащихся.
  3. Выявить динамику развития учебно-профессионального сознания студентов в зависимости от специальности, на разных этапах профессиональной подготовки студентов с учетом ментальной специфики (студенты из сельской местности, большого и малого города).
  4. Определить взаимосвязь структурных компонентов учебно-профессионального сознания с определенными личностными качествами (самооценкой, тревожностью, уровнем жизненной удовлетворенности) студентов.
  5. Разработать рекомендации преподавателям и студентам по направленной рефлексии (компоненты учебно-профессионального сознания, личностные качества, ментальность) в учебном процессе вуза.

      Гипотеза  исследования. Учебно-профессиональное сознание студентов вуза, определяемое как система приобретаемых в процессе высшего образования учебных и профессиональных знаний, представлений и субъективных отношений, дифференцируется в зависимости от этапа подготовки к профессиональной деятельности, избранной специальности, ментальной специфики учащихся (студенты из сельской местности, большого и малого города) и определенных личностных качеств студентов. 
 
 
 

     Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • Определено понятие «учебно-профессиональное сознание студента» (учебно-профессиональное сознание студентов вуза определяется как система приобретаемых в процессе высшего образования учебных и профессиональных знаний, представлений и субъективных отношений).
  • Обосновано содержание структуры учебно-профессионального сознания студентов. Структура учебно-профессионального сознания студентов включает: когнитивные представления (представления о специальности, целевые установки в системе учебно-профессиональной деятельности студентов и представления о трудностях будущей работы), эмоционально-оценочные отношения (субъективная оценка получаемой профессиональной подготовки, удовлетворенность процессом и качеством образования), учебные и профессиональные намерения студентов.
  • Определено психологическое содержание структуры учебно-профессионального сознания студентов на разных этапах профессиональной подготовки. В эмоционально-оценочном отношении студентов от начального этапа к завершающему наблюдается позитивная динамика оценки выбранной профессии и предъявляемой ими высокой требовательности к профессиональной подготовке в вузе. Когнитивные представления студентов на завершающем этапе выражены в большей мере, чем у студентов 1 и 3 курса. Студенты 5 курса в большей степени, чем студенты 3 курса, способны к прогнозированию трудностей в предстоящей работе, связанных с недостатком знаний и практических навыков по специальности. На завершающем этапе фиксируется низкая субъектная включенность студентов в профессиональную подготовку, выраженная в профессиональной неопределенности и отсутствии направленности на избранную специальность. 
  • Выявлены динамика и зависимость между компонентами учебно-профессионального сознания студентов вуза на начальном и завершающем этапах профессиональной подготовки и фиксированными личностными качествами (по профилю образования – естественнонаучный и гуманитарный; по личностным качествам – самооценки, тревожности, уровня жизненной удовлетворенности; по основному месту жительства – большой город, малый город и сельские районы).

Информация о работе Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе