Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.

Работа содержит 1 файл

arhipova.doc

— 313.00 Кб (Скачать)
 

      Содержательная перестройка в структуре учебно-профессионального сознания студентов в различных условиях проживания (в селе, большом городе, малом городе) имеет место в процессе обучения от начального этапа к завершающему. Сравнение различных условий проживания студентов показал, что учащиеся сельских районов имеют низкие показатели предложений по совершенствованию учебного процесса в вузе; более активны и психологически подготовлены к обучению в вузе студенты из большого города (на примере г.Самара).

      Высокая оценка этой подготовки к профессиональной деятельности в вузе преобладает у сельских студентов (74%) по сравнению с городскими (58%). Статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий в отношении получаемой профессии между сельскими и городскими студентами 1 курса филологического факультета - критерий φ*=1,29 (ρ=0,09) и между сельскими и городскими студентами 5 курса филологического факультета - критерий φ*=1,64 (ρ=0,05).

     У студентов 3-го и 5-го курсов при оценке, получаемой в вузе профессиональной подготовки видно увеличение негативных оценок. Самыми требовательными оказались студенты из большого города, студенты из малых городов. Проведенный статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий в отношении получаемой профессии между городскими студентами 1 и 5 курсов физико-математического факультета - критерий φ*=1,29 (ρ=0,10) и студентами из малого города 1 и 5 курсов - критерий φ*=1,40 (ρ=0,08).

     Анализируя  полученные результаты, можно сделать  вывод, что между студентами из разных районов проживания есть статистически значимые различия; студенты из большого города в срезах демонстрируют более высокую требовательность к своей подготовке, чем студенты из сельских районов. Студенты старших курсов более требовательны, чем студенты младших курсов.

     Изменение мнения о выбранной  профессии студентов  СГПУ (позднее – ПГСГА) отражено в таблице 2. Из таблицы  видно, что студенты младших курсов главной причиной в изменении оценки за время обучения в вузе выделяют компоненты «глубокое понимание своей профессии» и «профессиональный интерес к выбранной профессии». Так, на изменение мнения студентов 3 курса филологического и физико-математического факультетов повлияло «глубокое понимание содержания выбранной профессии».

       Таблица 2

Статистика  изменения мнения студентов филологического и физико-математического факультетов за время обучения в вузе в 2005 г.

(критерий Фишера)

    Фак-т,

         курс                                                       

Филологический  фак-т Физико-математический фак-т
I III Кр.φ* III V Кр. φ* I III Кр.φ* III V Кр. φ*
Мнение о профессии за время обучения в вузе (изменилось, что именно?)
Разочаровался в профессии 13% 7% 1,07 7% 0% 2,77 20% 9% 1,68 9% 2% 1,69
Понял(а), что это интересная профессия 27% 7% 2,83 7% 24% -2,83 23% 7% 2,45 7% 17% -2,48
Стал(а) глубже понимать свою профессию. 52% 68% -1,84 68% 46% 2,41 47% 57% -1,16 57% 48% 0,93
Появился  опыт и профессиональные навыки. 8% 17% -1,46 17% 30% -1,59 8% 26% -2,63 26% 33% -0,79
 

     Проведенный статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий во мнении студентов о получаемой профессии за время обучения в вузе. Показатель «разочаровался в профессии» у студентов филологического факультета между 1 и 3 курсом - критерий φ*=1,07(ρ=0,09); между 3 и 5 курсом - критерий φ*=2,77 (ρ=0,09); между 1 и 5 курсом - критерий φ*=4,11 (ρ<0,09).

     Так, при ответе «разочаровался в профессии» на этапе между 1 и 3 курсом у студентов физико-математического факультета - критерий φ*=1,68 (ρ=0,09); между 3 и 5 курсом - критерий φ*=1,68 (ρ=0,09); между 1 и 5 - критерий φ*=3,59 (ρ<0,09).

     Таким образом, различия в компоненте «эмоционально-оценочное отношение учебно-профессионального сознания студентов» связано с повышением критичности в оценке вузовской подготовки к профессиональной деятельности по мере перехода от одного этапа обучения к другому и зависит от условий проживания как на младших, так и на старших курсах. Наиболее критичны в отношении к получаемой в университете профессиональной подготовке студенты старших курсов. Основная часть студентов осознанно, целенаправленно и мотивированно делает свой профессиональный выбор.

     Целевой аспект компонента «когнитивные представления учебно-профессионального сознания студентов» на разных этапах профессиональной подготовки в вузе. При исследовании анализа ответов целевого аспекта компонента «когнитивное представление учебно-профессионального сознания» раскрывается структура целеполагания в системе учебно-профессиональной деятельности студентов. Как видно из таблицы 3, на разных этапах профессиональной подготовки студенты отличаются по объему целевых аспектов, поскольку величина объема их учебно-профессионального сознания обусловлена прогрессивной характеристикой динамики профессиональных представлений. Структура  профессиональных целей в сознании студентов разных этапов профессиональной подготовки представлена полно. Выявлены значимые различия в представлениях о целевых аспектах профессиональной подготовки у студентов по критерию Крускала-Уоллиса и критерию Фишера.

     В таблице 3 наиболее ярко на завершающем этапе представлен аспект педагогическая практика, а на начальном этапе - теоретическая подготовка по специальности, затем по убывающей - квалификация преподавателей и их умение работать со студентами, теоретические знания по специальности, личные качества студента. С промежуточного периода обучения в вузе возрастает число студентов, осознающих необходимость практических знаний по специальности, увеличивается доля «базовых» компонентов, из чего можно заключить, что наиболее значительные изменения в сознании обучающихся в целевом аспекте «когнитивных представлений учебно-профессионального сознания» происходят между первым и третьим этапом обучения в вузе.

     В исследовании целеполагания система учебно-профессиональной деятельности студентов выявляет главное в подготовке профессионала и позволяет студентам выбрать самостоятельно необходимые направления для высоких достижений в системе учебно-профессиональной деятельности. 
 
 
 
 

Таблица 3

Статистика целеполагания в системе учебно-профессиональной деятельности студентов филологического и физико-математического факультетов (критерий Фишера)

    Фак-т,

         курс                                                         

Филологический  фак-т  Физико-математический фак-т
I III Кр.φ* III V Кр. φ* I III Кр.φ* III V Кр. φ*
Главное в профессиональной подготовке
Теоретические знания по специальности 35% 39% -0,48 39% 77% -3,85 34% 45% -1,31 45% 70% -3,07
Практика по специальности 28% 48% -2,42 48% 81% -4,09 32% 51% -2,37 51% 79% -3,07
Общепрофессиональная подготовка 18% 22% -0,58 22% 24% -0,23 34% 33% 0,24 33% 31% 0,29
Предметы гуманитарного цикла 0 0 0 0 13% -4,25 7% 0 3,12 0 0 0
Умение самостоятельно работать 15% 22% -1,19 22% 15% -1,04 20% 20% 0,14 20% 24% -0,51
Организация учебного процесса в вузе 21% 14% 1,07 14% 28% -1,88 20% 35% -1,95 35% 13% 2,79
Квалификация преподавателей и их умение работать со студентами 28% 52% -3,00 52% 75% -2,30 22% 53% -3,79 53% 74% -2,24
Личные качества студента (желание, трудолюбие и т.д.) 21% 11% 1,74 11% 67% 6,33 36% 18% 2,39 18% 26% - 1,10
 

     Субъектный  аспект компонента «когнитивные представления учебно-профессионального сознания» на разных этапах профессиональной подготовки. В проведенном исследовании предпринята попытка классифицировать те недостатки, на которые указали студенты в их оценке профессиональной подготовки. В частности, к таковым они отнесли незнание теории (недостаточность знаний по специальности, незнание сути работы), недостаточность практических навыков (отсутствие навыков в работе, слабая практическая подготовка, плохое знание практики). Эти моменты анкетируемые иногда конкретизировали как неумение составлять планы, заключения, отчеты, распределять рабочее время, управлять ситуацией и т.п. Они самокритично констатировали и недостатки в своей личной подготовке, такие, как неумение мыслить творчески, неуверенность в себе, недостаточное профессиональное самоутверждение, отсутствие интереса к профессии или организаторских способностей и т.п.

       В результате исследования  выявлено, что все группы студентов будут  испытывать трудности в предстоящей  работе, причем студенты физико-математического  факультета больше, чем студенты филологического  факультета. Место и условия проживания студентов также влияют на оценку трудностей в работе. Городские студенты предполагают испытывать меньше трудностей как профессионалы, чем группа сельских студентов. Выявлены значимые различия в групповых представлениях о целевых аспектах профессиональной подготовки у студентов по критерию Крускала-Уоллиса и критерию Фишера (Таблица 4).

     Анализируя  результаты, можно отметить, что  во всех обследуемых группах филологического  факультета наблюдается динамика увеличения или уменьшения недостатков профессиональной подготовки студентов от начального к завершающему этапу. Наиболее низкие показатели трудностей в профессиональной подготовке были отмечены у студентов, проживающих в г.Самара. Студенты 1 курса на первое место среди трудностей выносят недостаточность знаний по специальности (45%), личностные особенности (25%) и психологические трудности (22%). Структура недостатков профессиональной подготовки у студентов из сельских районов и малых городов не сохраняется. Студенты из малых городов отмечают недостаточность практических навыков, а студенты из сельских районов - недостаточность знаний по специальности. Самые высокие показатели трудностей профессиональной подготовки отмечены у студентов из сельских районов на всех этапах  профессионализации.

Таблица 4

Информация о работе Учебно-профессиональное сознание будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки в Вузе