Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 13:47, автореферат
Актуальность исследования. В настоящее время высшее образование в России является основным этапом профессиональной подготовки современной молодежи. В учебной деятельности студента, учёт профессионального фактора становится важнейшим условием успешного освоения будущей профессии, включающей формирования не только конкурентоспособного профессионала, способного усваивать и применять определенные знания и умения, но и развитие у студентов «нового» сознания.
Содержательная перестройка в структуре учебно-профессионального сознания студентов в различных условиях проживания (в селе, большом городе, малом городе) имеет место в процессе обучения от начального этапа к завершающему. Сравнение различных условий проживания студентов показал, что учащиеся сельских районов имеют низкие показатели предложений по совершенствованию учебного процесса в вузе; более активны и психологически подготовлены к обучению в вузе студенты из большого города (на примере г.Самара).
Высокая оценка этой подготовки к профессиональной деятельности в вузе преобладает у сельских студентов (74%) по сравнению с городскими (58%). Статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий в отношении получаемой профессии между сельскими и городскими студентами 1 курса филологического факультета - критерий φ*=1,29 (ρ=0,09) и между сельскими и городскими студентами 5 курса филологического факультета - критерий φ*=1,64 (ρ=0,05).
У студентов 3-го и 5-го курсов при оценке, получаемой в вузе профессиональной подготовки видно увеличение негативных оценок. Самыми требовательными оказались студенты из большого города, студенты из малых городов. Проведенный статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий в отношении получаемой профессии между городскими студентами 1 и 5 курсов физико-математического факультета - критерий φ*=1,29 (ρ=0,10) и студентами из малого города 1 и 5 курсов - критерий φ*=1,40 (ρ=0,08).
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что между студентами из разных районов проживания есть статистически значимые различия; студенты из большого города в срезах демонстрируют более высокую требовательность к своей подготовке, чем студенты из сельских районов. Студенты старших курсов более требовательны, чем студенты младших курсов.
Изменение мнения о выбранной профессии студентов СГПУ (позднее – ПГСГА) отражено в таблице 2. Из таблицы видно, что студенты младших курсов главной причиной в изменении оценки за время обучения в вузе выделяют компоненты «глубокое понимание своей профессии» и «профессиональный интерес к выбранной профессии». Так, на изменение мнения студентов 3 курса филологического и физико-математического факультетов повлияло «глубокое понимание содержания выбранной профессии».
Таблица 2
Статистика изменения мнения студентов филологического и физико-математического факультетов за время обучения в вузе в 2005 г.
(критерий Фишера)
Фак-т,
курс |
Филологический фак-т | Физико-математический фак-т | ||||||||||
I | III | Кр.φ* | III | V | Кр. φ* | I | III | Кр.φ* | III | V | Кр. φ* | |
Мнение о профессии за время обучения в вузе (изменилось, что именно?) | ||||||||||||
Разочаровался в профессии | 13% | 7% | 1,07 | 7% | 0% | 2,77 | 20% | 9% | 1,68 | 9% | 2% | 1,69 |
Понял(а), что это интересная профессия | 27% | 7% | 2,83 | 7% | 24% | -2,83 | 23% | 7% | 2,45 | 7% | 17% | -2,48 |
Стал(а) глубже понимать свою профессию. | 52% | 68% | -1,84 | 68% | 46% | 2,41 | 47% | 57% | -1,16 | 57% | 48% | 0,93 |
Появился опыт и профессиональные навыки. | 8% | 17% | -1,46 | 17% | 30% | -1,59 | 8% | 26% | -2,63 | 26% | 33% | -0,79 |
Проведенный статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий во мнении студентов о получаемой профессии за время обучения в вузе. Показатель «разочаровался в профессии» у студентов филологического факультета между 1 и 3 курсом - критерий φ*=1,07(ρ=0,09); между 3 и 5 курсом - критерий φ*=2,77 (ρ=0,09); между 1 и 5 курсом - критерий φ*=4,11 (ρ<0,09).
Так, при ответе «разочаровался в профессии» на этапе между 1 и 3 курсом у студентов физико-математического факультета - критерий φ*=1,68 (ρ=0,09); между 3 и 5 курсом - критерий φ*=1,68 (ρ=0,09); между 1 и 5 - критерий φ*=3,59 (ρ<0,09).
Таким образом, различия в компоненте «эмоционально-оценочное отношение учебно-профессионального сознания студентов» связано с повышением критичности в оценке вузовской подготовки к профессиональной деятельности по мере перехода от одного этапа обучения к другому и зависит от условий проживания как на младших, так и на старших курсах. Наиболее критичны в отношении к получаемой в университете профессиональной подготовке студенты старших курсов. Основная часть студентов осознанно, целенаправленно и мотивированно делает свой профессиональный выбор.
Целевой аспект компонента «когнитивные представления учебно-профессионального сознания студентов» на разных этапах профессиональной подготовки в вузе. При исследовании анализа ответов целевого аспекта компонента «когнитивное представление учебно-профессионального сознания» раскрывается структура целеполагания в системе учебно-профессиональной деятельности студентов. Как видно из таблицы 3, на разных этапах профессиональной подготовки студенты отличаются по объему целевых аспектов, поскольку величина объема их учебно-профессионального сознания обусловлена прогрессивной характеристикой динамики профессиональных представлений. Структура профессиональных целей в сознании студентов разных этапов профессиональной подготовки представлена полно. Выявлены значимые различия в представлениях о целевых аспектах профессиональной подготовки у студентов по критерию Крускала-Уоллиса и критерию Фишера.
В таблице 3 наиболее ярко на завершающем этапе представлен аспект педагогическая практика, а на начальном этапе - теоретическая подготовка по специальности, затем по убывающей - квалификация преподавателей и их умение работать со студентами, теоретические знания по специальности, личные качества студента. С промежуточного периода обучения в вузе возрастает число студентов, осознающих необходимость практических знаний по специальности, увеличивается доля «базовых» компонентов, из чего можно заключить, что наиболее значительные изменения в сознании обучающихся в целевом аспекте «когнитивных представлений учебно-профессионального сознания» происходят между первым и третьим этапом обучения в вузе.
В
исследовании целеполагания система
учебно-профессиональной деятельности
студентов выявляет главное в подготовке
профессионала и позволяет студентам
выбрать самостоятельно необходимые направления
для высоких достижений в системе учебно-профессиональной
деятельности.
Таблица 3
Статистика целеполагания в системе учебно-профессиональной деятельности студентов филологического и физико-математического факультетов (критерий Фишера)
Фак-т,
курс |
Филологический фак-т | Физико-математический фак-т | ||||||||||
I | III | Кр.φ* | III | V | Кр. φ* | I | III | Кр.φ* | III | V | Кр. φ* | |
Главное в профессиональной подготовке | ||||||||||||
Теоретические знания по специальности | 35% | 39% | -0,48 | 39% | 77% | -3,85 | 34% | 45% | -1,31 | 45% | 70% | -3,07 |
Практика по специальности | 28% | 48% | -2,42 | 48% | 81% | -4,09 | 32% | 51% | -2,37 | 51% | 79% | -3,07 |
Общепрофессиональная подготовка | 18% | 22% | -0,58 | 22% | 24% | -0,23 | 34% | 33% | 0,24 | 33% | 31% | 0,29 |
Предметы гуманитарного цикла | 0 | 0 | 0 | 0 | 13% | -4,25 | 7% | 0 | 3,12 | 0 | 0 | 0 |
Умение самостоятельно работать | 15% | 22% | -1,19 | 22% | 15% | -1,04 | 20% | 20% | 0,14 | 20% | 24% | -0,51 |
Организация учебного процесса в вузе | 21% | 14% | 1,07 | 14% | 28% | -1,88 | 20% | 35% | -1,95 | 35% | 13% | 2,79 |
Квалификация преподавателей и их умение работать со студентами | 28% | 52% | -3,00 | 52% | 75% | -2,30 | 22% | 53% | -3,79 | 53% | 74% | -2,24 |
Личные качества студента (желание, трудолюбие и т.д.) | 21% | 11% | 1,74 | 11% | 67% | 6,33 | 36% | 18% | 2,39 | 18% | 26% | - 1,10 |
Субъектный аспект компонента «когнитивные представления учебно-профессионального сознания» на разных этапах профессиональной подготовки. В проведенном исследовании предпринята попытка классифицировать те недостатки, на которые указали студенты в их оценке профессиональной подготовки. В частности, к таковым они отнесли незнание теории (недостаточность знаний по специальности, незнание сути работы), недостаточность практических навыков (отсутствие навыков в работе, слабая практическая подготовка, плохое знание практики). Эти моменты анкетируемые иногда конкретизировали как неумение составлять планы, заключения, отчеты, распределять рабочее время, управлять ситуацией и т.п. Они самокритично констатировали и недостатки в своей личной подготовке, такие, как неумение мыслить творчески, неуверенность в себе, недостаточное профессиональное самоутверждение, отсутствие интереса к профессии или организаторских способностей и т.п.
В результате исследования выявлено, что все группы студентов будут испытывать трудности в предстоящей работе, причем студенты физико-математического факультета больше, чем студенты филологического факультета. Место и условия проживания студентов также влияют на оценку трудностей в работе. Городские студенты предполагают испытывать меньше трудностей как профессионалы, чем группа сельских студентов. Выявлены значимые различия в групповых представлениях о целевых аспектах профессиональной подготовки у студентов по критерию Крускала-Уоллиса и критерию Фишера (Таблица 4).
Анализируя
результаты, можно отметить, что
во всех обследуемых группах
Таблица 4