Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.

Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).

Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.

2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.

3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.

4. Выявить уровень креативности.

5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности

1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6

1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14

Выводы по главе І………………………………………………………..17

Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20

Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………….……………………..27

Работа содержит 1 файл

Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста.doc

— 242.50 Кб (Скачать)
 

 

      Выводы по главе ІІ 

     Проведенные нами диагностики позволили выявить  уровень вербальной и невербальной креативности с помощью: «Адаптация теста Медника – подростковый вариант», «Диагностика невербальной креативности», а так же уровень  механизмов психологической защиты с помощью: «Методика диагностики психологической защиты в общении В.В.Бойко», «Опросник Келлермана - Плутчика» и «Тест Томаса – типы поведения в конфликте»

     С помощью сопоставления вербальной и невербальной креативности и отдельных  механизмов защиты мы выявили (см. Табл.№3):

     1) Отрицательную корреляцию между

    • вербальной креативностью и приспособлением при (p < 0,01)
    • вербальной креативностью и проекцией при (p < 0,01)
    • невербальной креативностью и реактивными образованиями при (p < 0,05)

     2) Положительную корреляцию между

    • вербальной креативностью и миролюбием при ( p < 0,05) 
    • невербальной креативностью и рационализацией при ( p < 0,05) 

     3) Отсутствие корреляции при сопоставлении всех оставшихся компонентов.  

 

       Заключение 

      Как известно проблема механизмов психологической защиты у подростков относится к числу актуальных и сложных проблем современной психологии.

      Как теоретический, так и методологический аспект этой проблемы нуждается в  глубокой и всесторонней разработке.

      Мы проанализировали психологическую, педагогическую, социологическую литературу по данной теме. В результате мы столкнулись с проблемой определения понятия «психологическая защита» и «креативность».

      А также познакомились с основными  механизмами защиты в психоанализе, особенностями теории креативности как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

      Таким образом, мы провели теоретический  анализ проблемы исследования.

      С помощью тестов «Адаптация теста С. Медника - подростковый вариант», «Диагностика невербальной креативности» выявили уровень невербальной и вербальной креативности, а также - методик «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко», «Опросник Келлермана-Плутчика» и «Тест Томаса — типы поведения в конфликте» - уровень механизмов психологической защиты

      Сопоставлением  вербальной и невербальной креативности и отдельных механизмов психологической защиты выявили обратную зависимость вербального уровня креативности и приспособления, обратную зависимость вербального уровня креативности и проекции. В остальных комбинациях креативности и механизмов защиты корреляция не являлась статистически значимой или отсутствовала.

      Возникает вопрос: «почему?»... Егидес А. П пишет, что сильная личность - это человек самоактуализирующейся, то есть реализирующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый подает людям конфликтогены, т. е. удовлетворению их обоснованных с точки зрения широкой морали потре6ностей, поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своем праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это и есть психологическая защита, т. е. переустройство в психике, обусловливающее транквилизирующий (успокаивающий) эффект... Тогда вопрос: «Почему подростки с высоким уровнем креативности не используют ее для развития своей личности» Так как психозащитные механизмы не спасают, они загоняют переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Ответом может быть то, что подростки не осознают своего творческого потенциала или (и) не умеют им пользоваться. ...Если все это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим поверхностно-психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения. Имеет смысл помочь в этом себе и другим [13;С. 13].

      Очень хочется, чтобы вы тоже почувствовали  это и научились отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях, знакомых и близких людях самих себе. Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Сталкиваясь с проявлением креативности, часто ловишь себя на мысли: «Я знаю, что я ничего не знаю». Да и как тут не вспомнишь сократовские терзания - ведь проявления творческого мышления столь разнообразны и неповторимы [5;С.3].

      Думаем, изучение этого вопроса требует новых подходов в исследовании, и на данный период этот вопрос остается открытым.

 

      Список использованной литературы 

    1. Адлер А. Понять природу человека/ Перевод Е. А. Цыпина.–СПб.: «Академический проект», 2006 – 256с.
    2. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 352 с.
    3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //психологический журнал. 2004. Т.15, №1 С.3–19.
    4. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей и родителей. – М. 2007– 144 с.
    5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.– М., 2002,–320с.;С.83
    6. Богоявленская Д. Б. К вопросу о дивергентном мышлении // Психология наука и образование 2006 № 1  С. 85-96
    7. Бодрова Е.В., Князева О.Л., Кудрявцев В.Д. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании.//Вопросы психологии, 2006 – №1 С. 174–176
    8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии 2003 – №4
    9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.– М. 2003.- 512с.
    10. Гиппенрейтер Ю.Б, Введение в общую психологию. Курс лекций.– ЧеРо, 2003.–336с
    11. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности; психологические механизмы. СПб.,2000.
    12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.:Питер,2007. –368с
    13. Егидес А.П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми М.,2003.– 383 с.
    14. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта.- СПб.: 1999.-144 с
    15. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие (статья 2) // Психологический журнал, 2001. Т.22 №5 С64-76.
    16. Ландау Э, Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубва; Научное ред. рус. Текста Н.М. Назарова.–М.: 2002.– 144 с.
    17. Лапланш Ж., Ж.- Б. Понталис Защита. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Сакмара, 2003 – 656 с.
    18. Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы.– М.,1990. С.23
    19. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности. // Вопросы психологии. 2003 № 4
    20. Малкина-Пых И. Г, Психосоматика – М. 2005. – 928 с.;
    21. Налчаджян А. А. Психологические защитные механизмы. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Сакмара, 2003 – 656 с.
    22. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ Под ред. А. М. Матюшкина – М.: 2004–191с.
    23. Одаренные дети : Перевод с англ. / Общ ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого.–М.: Прогресс, 2001.–376 с
    24. Практикум по психологии./Под ред. Гипенрейтер. М.,2003.–288с.
    25. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Уфа, 2002
    26. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду или школе. М. 2000.-232с.
    27. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003.–350 с.; С 340
    28. Степанов С. Продуктивный ум загадки и причуды // ПС Школьный психолог 2004 № 4 С. 2– 5
    29. Тарт Г. Механизмы защиты.  // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Сакмара, 2003 – 656
    30. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 608с
    31. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. –М.,2002
    32. Тулупьева Т. В. Помощь себе: психологическая защита у подростков. – М., 2003
    33. Фрейд А. Защитные механизмы.// Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара, 2005 – 656 с.
    34. Хрусталева Т.М. Психологическое исследования педагогической одаренности в школьных возрастах.//Мир психологии №3, 2005
    35. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивости мире С. 101 – 105.// Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. И общая редакция А. Л. Свеницкого. – СПб: Питер, 2003.–512 с.
    36. Шадриков В. Д. Способности человека. – М., 2007.– 288 с.
    37. Щумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии 2004 №2..

Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста