Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.
Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).
Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.
2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.
3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.
4. Выявить уровень креативности.
5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности
1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6
1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14
Выводы по главе І………………………………………………………..17
Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)
2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20
Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………….……………………..27
Выводы по главе ІІ
Проведенные нами диагностики позволили выявить уровень вербальной и невербальной креативности с помощью: «Адаптация теста Медника – подростковый вариант», «Диагностика невербальной креативности», а так же уровень механизмов психологической защиты с помощью: «Методика диагностики психологической защиты в общении В.В.Бойко», «Опросник Келлермана - Плутчика» и «Тест Томаса – типы поведения в конфликте»
С
помощью сопоставления
1) Отрицательную корреляцию между
2) Положительную корреляцию между
3)
Отсутствие корреляции при сопоставлении
всех оставшихся компонентов.
Заключение
Как известно проблема механизмов психологической защиты у подростков относится к числу актуальных и сложных проблем современной психологии.
Как теоретический, так и методологический аспект этой проблемы нуждается в глубокой и всесторонней разработке.
Мы проанализировали психологическую, педагогическую, социологическую литературу по данной теме. В результате мы столкнулись с проблемой определения понятия «психологическая защита» и «креативность».
А
также познакомились с
Таким образом, мы провели теоретический анализ проблемы исследования.
С помощью тестов «Адаптация теста С. Медника - подростковый вариант», «Диагностика невербальной креативности» выявили уровень невербальной и вербальной креативности, а также - методик «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко», «Опросник Келлермана-Плутчика» и «Тест Томаса — типы поведения в конфликте» - уровень механизмов психологической защиты
Сопоставлением вербальной и невербальной креативности и отдельных механизмов психологической защиты выявили обратную зависимость вербального уровня креативности и приспособления, обратную зависимость вербального уровня креативности и проекции. В остальных комбинациях креативности и механизмов защиты корреляция не являлась статистически значимой или отсутствовала.
Возникает вопрос: «почему?»... Егидес А. П пишет, что сильная личность - это человек самоактуализирующейся, то есть реализирующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый подает людям конфликтогены, т. е. удовлетворению их обоснованных с точки зрения широкой морали потре6ностей, поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своем праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это и есть психологическая защита, т. е. переустройство в психике, обусловливающее транквилизирующий (успокаивающий) эффект... Тогда вопрос: «Почему подростки с высоким уровнем креативности не используют ее для развития своей личности» Так как психозащитные механизмы не спасают, они загоняют переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Ответом может быть то, что подростки не осознают своего творческого потенциала или (и) не умеют им пользоваться. ...Если все это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим поверхностно-психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения. Имеет смысл помочь в этом себе и другим [13;С. 13].
Очень хочется, чтобы вы тоже почувствовали это и научились отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях, знакомых и близких людях самих себе. Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Сталкиваясь с проявлением креативности, часто ловишь себя на мысли: «Я знаю, что я ничего не знаю». Да и как тут не вспомнишь сократовские терзания - ведь проявления творческого мышления столь разнообразны и неповторимы [5;С.3].
Думаем, изучение этого вопроса требует новых подходов в исследовании, и на данный период этот вопрос остается открытым.
Список использованной
литературы
Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста