Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.

Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).

Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.

2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.

3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.

4. Выявить уровень креативности.

5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности

1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6

1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14

Выводы по главе І………………………………………………………..17

Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20

Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………….……………………..27

Работа содержит 1 файл

Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется  лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

     1. отсутствие образца регламентированного  поведения;

     2. наличие позитивного образца  творческого поведения;

     3. создание условий для подражания  творческому поведению;

     4. социальное подкрепление творческого  поведения [13; С 118].

     Выделяют  2 уровня креативности:

      1) стимульно-продуктивный уровень.  Креативность = 0, но начинает все  быстрее применять алгоритм (мотивация  извне).

      2) эвристический: переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).

      3) креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной  цели. Выход за пределы проблемной  ситуации - надситуативность [15;С.118].

     Переходный  возраст характеризуется в целом  ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или перёходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого.

     Но  очень далеко до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, задолго предвещающие грозу, являются указаниями на будущий расцвет этой деятельности [8].

 

      Выводы по главе  І 

     Учение  о психологической защите (или  эго - защитных механизмах) принадлежит классическому психоанализу начала XX в.. Согласно работам А Фрейд, эго - защитные механизмы представляют собой двигательные перцептивные автоматизмы, возникающие благодаря ранним межперсональным конфликтам [14;С.68].

     Становятся  очевидными конкретные проявления психологической защиты, которая, в конечном счете, помогает адаптироваться, приспособиться к жизненным ситуациям и «подогнать» каждого человека с его особенностями, слабостями и способностями к требованиям ближнего и дальнего социального окружения [14;С.68] .

     Подростковый  возраст является особым, критическим  периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен  для решения задач самоопределения  и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, которое может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных молодых людей выступает важным условием облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте [32;С.318].

 

      Глава ІІ

     Эмпирические  исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

     2.1. Организация и  описание методов  исследования

     Диагностика невербальной креативности

     (Краткий вариант теста Торренса)

     Тест  может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

     Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты [12;С.283].

     Адаптация теста С. Медника  – подростковый вариант

     Методика  состоит из разминки и двух серий  заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому, как говорилось выше, не ставилось никаких временных ограничений. Медник придавал большое значение разминке.

     Непосредственно после разминки дается первая серия  основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные решения. Во второй серии испытуемому предлагаются тестовые задания с классической инструкцией, содержащей ориентацию на достижение, стимулирующей появление оригинальных и многочисленных ответов [12.;С325].

     Методика  диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко

     Методика  состоит из 24 вопросов и трех типов  ответов на них. Каждый из которых  определяет тот или иной тип поведения  человека в конфликтной ситуации: «миролюбие», «избегание», «агрессия». По преобладанию одного из них и определяется доминирующая стратегия психологической защиты в общении.

         Опросник  Келлермана-Плутчика

     С помощью данного опросника выявляются характерные для испытуемого  механизмы психологической защиты. Опросник соде6ржит 8 шкал:1. Реактивные образования; 2.Отрицание реальности;3. Замещение; 4.Регрессия; 5. Компенсация; 6. Проекция; 7. Вытеснение; 8. Рационализация [20;С.88].

         Тест  Томаса — типы поведения  в конфликте

     (адаптирован  Гришиной)

     В опроснике по выявлению типичных форм поведения описаны пять перечисленных возможных способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): 1. Соревнование; 2. Приспособление; 3. Компромисс; 4.Избегание; 5. Сотрудничество. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения [25;С.98]. 

           2.2. Анализ результатов  исследования

     Теперь  попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели  вербальной креативности и приспособления.

     Сформулируем  гипотезы.

     H0 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением не отличается от нуля.

     H1 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значимо отличается от 0.

     Результаты  ранжирования представлены в Табл.1.

     Таблица 1

     Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопостиавлении показателей вербальной креативности и приспособлением у подростков (N=20)

Испытуемый Ранг А

Вербальная  креативность

Ранг Б Приспособление d (ранг А - ранг Б)
1. 13,5 11,5 2 4
2. 17 8 9 81
3. 5 14 -9 81
4. 7,5 8 -0,5 0,25
5. 9 17,5 -8,5 72,25
6. 10,5 4 6,5 42,25
7. 18 11,5 6,5 42,25
8. 13,5 2 11,5 132,25
9. 16 8 8 64
10. 10,5 17,5 -7 49
11. 2,5 20 -17,5 306,25
12. 2,5 17,5 -15 225
13. 6 14 -8 64
14. 19 8 11 121
15. 7,5 8 -0,5 0,25
16. 13,5 1 12,5 156,25
17. 1 17,5 -16,5 272,25
18. 13,5 4 9,5 90,25
19. 4 14 -10 100
20.ева 20 4 16 256
Суммы 210 210 0 2159,5

     Коэффициен  ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:  

     где  d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;

     N - количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых.

     Рассчитываем  эмпирическое значение  rs эмп. = -0,624

     По  Табл.XVI [27;С.340] Определяем критическое значение для  (N=20)

                   0,45 ( p < 0,05) 

     rs кр. =

                  0,57 (p < 0,01)

     rs эмп > rs кр (p < 0,01)

     Ответ: H0  отвергается. Принимается Н1. Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значима (p < 0,01) и является отрицательной.

       Теперь попробуем ответить на  вопрос, связаны ли между собой  показатели  невербальной креативности  и приспособления.

     Сформулируем  гипотезы:

     H0 : Корреляция между показателями невербальной креативности и приспособлением не отличается от нуля.

       H1 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значимо отличается от 0.

     Результаты ранжирования и сопоставлении рангов представлены в Табл.2.

     rs эмп.= 0,123

                   0,45 ( p < 0,05) 

     rs кр. =

                  0,57 (p < 0,01)

     rs эмп < rs кр

     Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателям невербальной креативности и приспособлением случайна, не отличается от 0.

     Таблица № 2

     Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопостиавлении показателей невербальной креативности и приспособлением у подростков (N=20)

     
Испытуемый

Ранг А Невербальная креативность Ранг Б

Приспособление

d (ранг А - ранг Б)
1. 9 11,5 -2,5 6,25
2. 5 8 -3 9
3. 13 14 -1 1
4. 7 8 -1 1
5. 15 17,5 -2,5 6,25
6. 2 4 -2 4
7. 1 11,5 -10,5 110,25
8. 19 2 17 289
9. 11,5 8 3,5 12,25
10. 14 17,5 -3,5 12,25
11. 3 20 -17 289
12. 17 17,5 -0,5 0,25
13. 10 14 -4 16
14. 19 8 11 121
15. 11,5 8 3,5 12,25
16. 16 1 15 225
17. 8 17,5 -9,5 90,25
18. 4 4 0 0
19. 6 14 -8 64
20. 19 4 15 225
Суммы 210 210 0 1494
 

     Аналогично  производиться расчет рангового  коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей креативности и механизмов психологической защиты у подростков (N=20) Табл.№ 3 
 
 
 
 
 

     Таблица № 3

    Ранговые коэффициенты корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей креативности и механизмов психологической защиты у подростков (N=20)

Креативность Механизмы психологической защиты
Вербальная Невербальная
rs эмп.= -0,16 rs эмп.= -0,006 Избегание
rs эмп.= 0,45 rs эмп.= 0,42 Миролюбие
rs эмп.=- 0,17 rs эмп.= -0,02 Агрессия 
rs эмп.=-0,05 rs эмп.= 0,47 Рационализация
rs эмп.= -0,33 rs эмп.= 0,02 Компролмисс
rs эмп.= 0,10 rs эмп.= 0,22 Соперничество
rs эмп.= 0,01 rs эмп.= 0,36 Сотрудничество 
rs эмп.=- 0,07 rs эмп.=- 0,48 Реактивные  образования
rs эмп.=- 0,38 rs эмп.= 0,02 Отрицание
rs эмп.=-0,26 rs эмп.= -0,4 Регрессия
rs эмп.=- 0,34 rs эмп.= -0,2 Компенсация
rs эмп.=- 0,58 rs эмп.= -0,16 Проекция 
rs эмп.= -0,12 rs эмп.= -0,14 Вытеснение 
rs эмп.= -0,37 rs эмп.= -0,25 Замещение
rs эмп.= -0,16 rs эмп.= -0,15  Избегание  в КС 

Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста