Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.
Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).
Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.
2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.
3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.
4. Выявить уровень креативности.
5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности
1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6
1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14
Выводы по главе І………………………………………………………..17
Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)
2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20
Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………….……………………..27
В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
1.
отсутствие образца
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3.
создание условий для
4.
социальное подкрепление
Выделяют 2 уровня креативности:
1)
стимульно-продуктивный
2)
эвристический: переход к
3) креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели. Выход за пределы проблемной ситуации - надситуативность [15;С.118].
Переходный
возраст характеризуется в
Но очень далеко до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, задолго предвещающие грозу, являются указаниями на будущий расцвет этой деятельности [8].
Выводы по главе
І
Учение о психологической защите (или эго - защитных механизмах) принадлежит классическому психоанализу начала XX в.. Согласно работам А Фрейд, эго - защитные механизмы представляют собой двигательные перцептивные автоматизмы, возникающие благодаря ранним межперсональным конфликтам [14;С.68].
Становятся очевидными конкретные проявления психологической защиты, которая, в конечном счете, помогает адаптироваться, приспособиться к жизненным ситуациям и «подогнать» каждого человека с его особенностями, слабостями и способностями к требованиям ближнего и дальнего социального окружения [14;С.68] .
Подростковый
возраст является особым, критическим
периодом. Именно в этом возрасте идет
активный процесс формирования личности,
ее усложнение, изменение иерархии
потребностей. Данный период важен
для решения задач
Глава ІІ
Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)
2.1. Организация и описание методов исследования
Диагностика невербальной креативности
(Краткий вариант теста Торренса)
Тест
может проводиться как в
Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты [12;С.283].
Адаптация теста С. Медника – подростковый вариант
Методика состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому, как говорилось выше, не ставилось никаких временных ограничений. Медник придавал большое значение разминке.
Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные решения. Во второй серии испытуемому предлагаются тестовые задания с классической инструкцией, содержащей ориентацию на достижение, стимулирующей появление оригинальных и многочисленных ответов [12.;С325].
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко
Методика состоит из 24 вопросов и трех типов ответов на них. Каждый из которых определяет тот или иной тип поведения человека в конфликтной ситуации: «миролюбие», «избегание», «агрессия». По преобладанию одного из них и определяется доминирующая стратегия психологической защиты в общении.
Опросник Келлермана-Плутчика
С
помощью данного опросника
Тест Томаса — типы поведения в конфликте
(адаптирован Гришиной)
В
опроснике по выявлению типичных
форм поведения описаны пять перечисленных
возможных способов регулирования конфликтов,
обозначенные в соответствии с двумя основополагающими
измерениями (кооперация и напористость):
1. Соревнование;
2. Приспособление; 3. Компромисс;
4.Избегание; 5.
Сотрудничество. В различных сочетаниях
они сгруппированы в 30 пар, в каждой из
которых респонденту предлагается выбрать
то суждение, которое является наиболее
типичным для характеристики его поведения
[25;С.98].
2.2. Анализ результатов исследования
Теперь попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели вербальной креативности и приспособления.
Сформулируем гипотезы.
H0 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением не отличается от нуля.
H1 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значимо отличается от 0.
Результаты ранжирования представлены в Табл.1.
Таблица 1
Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопостиавлении показателей вербальной креативности и приспособлением у подростков (N=20)
Испытуемый | Ранг А
Вербальная креативность |
Ранг Б Приспособление | d (ранг А - ранг Б) | d² |
1. | 13,5 | 11,5 | 2 | 4 |
2. | 17 | 8 | 9 | 81 |
3. | 5 | 14 | -9 | 81 |
4. | 7,5 | 8 | -0,5 | 0,25 |
5. | 9 | 17,5 | -8,5 | 72,25 |
6. | 10,5 | 4 | 6,5 | 42,25 |
7. | 18 | 11,5 | 6,5 | 42,25 |
8. | 13,5 | 2 | 11,5 | 132,25 |
9. | 16 | 8 | 8 | 64 |
10. | 10,5 | 17,5 | -7 | 49 |
11. | 2,5 | 20 | -17,5 | 306,25 |
12. | 2,5 | 17,5 | -15 | 225 |
13. | 6 | 14 | -8 | 64 |
14. | 19 | 8 | 11 | 121 |
15. | 7,5 | 8 | -0,5 | 0,25 |
16. | 13,5 | 1 | 12,5 | 156,25 |
17. | 1 | 17,5 | -16,5 | 272,25 |
18. | 13,5 | 4 | 9,5 | 90,25 |
19. | 4 | 14 | -10 | 100 |
20.ева | 20 | 4 | 16 | 256 |
Суммы | 210 | 210 | 0 | 2159,5 |
Коэффициен ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где d – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N - количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых.
Рассчитываем эмпирическое значение rs эмп. = -0,624
По Табл.XVI [27;С.340] Определяем критическое значение для (N=20)
0,45 ( p < 0,05)
rs кр. =
0,57 (p < 0,01)
rs эмп > rs кр (p < 0,01)
Ответ: H0 отвергается. Принимается Н1. Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значима (p < 0,01) и является отрицательной.
Теперь попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели невербальной креативности и приспособления.
Сформулируем гипотезы:
H0 : Корреляция между показателями невербальной креативности и приспособлением не отличается от нуля.
H1 : Корреляция между показателями вербальной креативности и приспособлением статистически значимо отличается от 0.
Результаты ранжирования и сопоставлении рангов представлены в Табл.2.
rs эмп.= 0,123
0,45 ( p < 0,05)
rs кр. =
0,57 (p < 0,01)
rs эмп < rs кр
Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателям невербальной креативности и приспособлением случайна, не отличается от 0.
Таблица № 2
Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопостиавлении показателей невербальной креативности и приспособлением у подростков (N=20)
Испытуемый
№ |
Ранг А Невербальная креативность | Ранг Б
Приспособление |
d (ранг А - ранг Б) | d² |
1. | 9 | 11,5 | -2,5 | 6,25 |
2. | 5 | 8 | -3 | 9 |
3. | 13 | 14 | -1 | 1 |
4. | 7 | 8 | -1 | 1 |
5. | 15 | 17,5 | -2,5 | 6,25 |
6. | 2 | 4 | -2 | 4 |
7. | 1 | 11,5 | -10,5 | 110,25 |
8. | 19 | 2 | 17 | 289 |
9. | 11,5 | 8 | 3,5 | 12,25 |
10. | 14 | 17,5 | -3,5 | 12,25 |
11. | 3 | 20 | -17 | 289 |
12. | 17 | 17,5 | -0,5 | 0,25 |
13. | 10 | 14 | -4 | 16 |
14. | 19 | 8 | 11 | 121 |
15. | 11,5 | 8 | 3,5 | 12,25 |
16. | 16 | 1 | 15 | 225 |
17. | 8 | 17,5 | -9,5 | 90,25 |
18. | 4 | 4 | 0 | 0 |
19. | 6 | 14 | -8 | 64 |
20. | 19 | 4 | 15 | 225 |
Суммы | 210 | 210 | 0 | 1494 |
Аналогично
производиться расчет рангового
коэффициента корреляции Спирмена
rs при сопоставлении показателей
креативности и механизмов психологической
защиты у подростков (N=20) Табл.№ 3
Таблица № 3
Ранговые коэффициенты корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей креативности и механизмов психологической защиты у подростков (N=20)
Креативность | Механизмы психологической защиты | |
Вербальная | Невербальная | |
rs эмп.= -0,16 | rs эмп.= -0,006 | Избегание |
rs эмп.= 0,45 | rs эмп.= 0,42 | Миролюбие |
rs эмп.=- 0,17 | rs эмп.= -0,02 | Агрессия |
rs эмп.=-0,05 | rs эмп.= 0,47 | Рационализация |
rs эмп.= -0,33 | rs эмп.= 0,02 | Компролмисс |
rs эмп.= 0,10 | rs эмп.= 0,22 | Соперничество |
rs эмп.= 0,01 | rs эмп.= 0,36 | Сотрудничество |
rs эмп.=- 0,07 | rs эмп.=- 0,48 | Реактивные образования |
rs эмп.=- 0,38 | rs эмп.= 0,02 | Отрицание |
rs эмп.=-0,26 | rs эмп.= -0,4 | Регрессия |
rs эмп.=- 0,34 | rs эмп.= -0,2 | Компенсация |
rs эмп.=- 0,58 | rs эмп.= -0,16 | Проекция |
rs эмп.= -0,12 | rs эмп.= -0,14 | Вытеснение |
rs эмп.= -0,37 | rs эмп.= -0,25 | Замещение |
rs эмп.= -0,16 | rs эмп.= -0,15 | Избегание в КС |
Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста