Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.

Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).

Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.

2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.

3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.

4. Выявить уровень креативности.

5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности

1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6

1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14

Выводы по главе І………………………………………………………..17

Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20

Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………….……………………..27

Работа содержит 1 файл

Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………… 3

     Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности

     1.1 Особенности психологических механизмов  защиты….………….…  6

     1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14

     Выводы  по главе І………………………………………………………..17

     Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)

     2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18

     2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20

     Выводы  по главе ІІ……………………………………………………….24

     Заключение……………………………………………………………….25

     Список  литературы……………………………….……………………..27

     Приложения……………………………………………………………….30 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Задачей любого общества является развитие всех его представителей. Далеко не каждый человек реализует полностью данные ему возможности. Условия обучения, особенности семейного воспитания, культурная среда и т.п. важнейшие составляющие социального фактора развитии [37]  Личные системы ценностей у подростков очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и критику. В подростковом возрасте возникает желание  слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, это психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией [9,12,22]. В этот период человек наиболее уязвим, раним, отсутствие коммуникативного опыта, вегетативная неустойчивость, обидчивость. И подростковый период – наиболее трудный из всех периодов жизни для личности. Не случайно, что подрастающие дети с полным на то, основанием входят в группу риска – наряду с малолетними преступниками, умственно отсталыми детьми, При всей, казалось бы, парадоксальности такого ряда реальность именно такова. [5;С.114]

     Важным  шагом в развитии психологии креативности явилось выделение двух типов мышления – конвергентного и дивергентного. [35] Креативность проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности. Творческое мышление – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей  задачи уже  известными способами. Известный американский исследователь креативности Э.П.Торренс определяет её как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д. [25;С.155].

     Учение  о психологической защите  (или  эго – защитных механизмах) принадлежит  классическому психоанализу начала XX в., и теоретические взгляды современных исследователей в большинстве  своем опираются на идеи З. Фрейда, А. Фрейд и их последователей. Психологическая защита, как важнейший психический феномен, связывает сознательные и несознательные мотивации мышления, находит отражение в определении А.Фрейд, которая одна из первых указала, что защитные механизмы – это деятельность Я, начинающаяся тогда, когда Я находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов представляющих для Я опасность.

     На сегодняшний день малоизученным является вопрос механизмов психологической защиты у подростков.

     Данный  вопрос нас заинтересовал, мы решили осуществить последующую работу в данном направлении.

     Таким образом, можно сформулировать тему: Творческое мышление и защитные механизмы подросткового возраста.

Объект  исследования – личные особенности подростка.

Предмет исследования – система психологических механизмов защиты.

Цель  исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.

     Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).

     Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.

2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.

3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.

4. Выявить уровень креативности.

5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.

     Методы  исследования, которые применялись для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы включили в себя комплекс взаимопроверяемых и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ научной литературы, сопоставление и обобщение научно–исследовательских работ по проблеме; наблюдение, опрос.

     Для эмпирического исследования применялись:

  1. Диагностика невербальной креативности (Краткий вариант теста Торренса);
  2. Диагностика вербальной креативности (Адаптация теста С. Медника — подростковый  вариант);
  3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко;
  4. Опросник Келлермана-Плутчика;
  5. Тест Томаса — типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной).

     В исследованиях принимали участие 20 человек (10 девушек и 10 юношей) в возрасте 14 – 16 лет, учащиеся СОШ № 83  г. Уфы.

     Таким образом, поставленная нами цель является актуальной. Если проблема будет решена на теоретическом уровне, то это позволит раскрыть роль творческого мышления (креативности) в применении механизмов психологической защиты. На практическом уровне – это поможет разработать индивидуальные рекомендации по принципам изменения характера взаимодействия с окружающей средой и применением системы психологических защит. Результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы в психодиагностике, психокоррекции. 

 

      Глава І

     Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения творческого мышления

     1.1 Особенности психологических механизмов защиты 

     Термин  «защита» впервые появился в 1894 г. в  работе Фрейда «Защитные нейропсихозы»  и был использован в ряде его  последующих работ («Этиология истерии», «Дальнейшие замечания о защитных нейропсихозах») для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином «вытеснение». Отношения между двумя понятиями, однако, остались неопределенными. В приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность» Фрейд возвращается к старому понятию защиты, утверждая что его применение имеет свои преимущества, «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований»[33; С.339].

     К девяти способам защиты, которое очень  хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой и обращение), А.Фрейд  добавляет десятый, который относится, скорее, к изучению нормы, а не к неврозу: сублимацию, или смещение инстинктивных целей [33; С.340].

     Учение  о психологической защите (или  эго - защитных механизмах) принадлежит  классическому психоанализу начала XX в.. Теоретические взгляды современных исследователей в большинстве своем опираются на идеи З.Фрейда и его последователей Столетний опыт работы с психологической защиты как важнейшим психическим феноменом, связывающим сознательные и неосознаваемые процессы мотивации и мышления, находит отражение в ее определении. А. Фрейд одна из первых указала, что защитные механизмы - это деятельность Я, начинающаяся тогда, когда Я находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов, представляющих для Я опасность. Согласно ее работам, эго - защитные механизмы представляют собой двигательные перцептивные автоматизмы, возникающие благодаря ранним межперсональным конфликтам [14;С.68].

     Следовательно, психологическая защита - это неосознаваемый опыт прежних эмоционально заряженных отношений. Кроме того, это опыт, содержанием которого являются автоматические реакции, плохо контролируемые сознанием. Можно предположить, что психологическая защита выступает в роли особого элемента саморегулирующейся системы, чья функция состоит в разрешении интрапсихических внутренних конфликтов [33;С.339].

     Становятся  очевидными конкретные проявления психологической  защиты, которая, в конечном счете, помогает адаптироваться, приспособиться к жизненным  ситуациям и «подогнать» каждого  человека с его особенностями, слабостями и способностями к требованиям ближнего и дальнего социального окружения [14;С.68].

     В настоящее время защитные механизмы  не столько классифицируются, сколько  попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все  они направлены, против фрустраторов.

     Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы, как мы уже знаем, бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются: 1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов; 2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов.

     Подростковый  возраст является особым, критическим  периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, которое может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных молодых людей выступает важным условием облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте [33;С.318].

     Вытеснение

     А) В узком смысле слова – действие, посредством которого субъект старается  устранить или удержать бессознательно представления связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечением само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований.

     Это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления  бессознательного как отдельной  области психики.

     Б) В более широком смысле слова «вытеснение» у Фрейда иногда близко «защите»: во-первых, потому что вытеснение в значение А присутствует, хотя бы временно, во многих сложных защитных процессах («часть вместо целого»), а во-вторых, потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом других защитных механизмов [17; С.65].

     По  сути, вытесненное содержание ускользает от субъекта и в качестве «отдельной группы психических явлений» подчиняется  своим собственным законам. Вытесненное  представление отличается как патологическая форма защиты от такой обычной защиты, как, например, избегание, отстранение. Наконец, вытеснение сразу же характеризуется как действие, предполагающее сохранение противонагрузки, и всегда остается беззащитным перед силой бессознательного желания, стремящегося вернуться в сознание и в действие.

     Между 1911 и 1915 гг. Фрейд стремился построить  строгую теорию процесса вытеснения, разграничивая его этапы:

     1этап  – это «первовытеснение»: оно  относится не к влечению как  таковому, но лишь к представляющим  его знакам, которые недоступны сознанию и служат опорой влечений. Так создается первое бессознательное ядро, как полюс притяжения вытесненных элементов.

Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста