Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 09:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении и выявлении соотношения структуры эго – защитных механизмов и уровня креативности у подростков.
Для реализации сформулированной нами цели была выдвинута следующая гипотеза: выраженность отдельных психологических защит характеризуется уровнем креативности (творческого мышления).
Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты личностных особенностей подросткового возраста.
2. Изучить теоретические аспекты, касающиеся системы психологических механизмов защиты.
3. Провести анализ системы психологических механизмов защиты.
4. Выявить уровень креативности.
5. Изучить взаимосвязь между уровнем креативности и системой механизмов психологической защиты.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава І. Теоретический анализ психологического содержания механизмов защиты и рассмотрение их с точки зрения креативности
1.1 Особенности психологических механизмов защиты….………….… 6
1.2 Креативность ее механизмы…………………………………………..14
Выводы по главе І………………………………………………………..17
Глава ІІ. Эмпирические исследования особенностей механизмов психологической защиты и уровня креативности (на примере выборки подростков)
2.1 Организация и описание методов исследования…………………….18
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………20
Выводы по главе ІІ……………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………….……………………..27
Вытеснение в собственном смысле слова, или, «вытеснение в последействии» - это, таким образом, двусторонний процесс, в котором тяготение связано с отталкиванием, осуществляемым вышестоящей инстанцией.
Наконец, третья стадия - это «возврат вытесненного» в форме симптомов, снов, ошибочных действий [17;С.368].
Изоляция
Механизм защиты распространенный при неврозе навязчивости. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использования формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий. Изоляция проявляется в навязчивых симптомах различного рода, прежде всего в процессе психоаналитического лечения, где роль свободных ассоциаций, направленных против изоляции, как раз в том и заключается, чтобы сделать ее заметной [17;С.371].
Интроекция
Интроекция – это невротический механизм, с помощью которого индивид принимает в себя, как бы «проглатывает», нормы, установки, способы мышления и действия, которые ему вовсе не присущи. При этом контактные границы сдвигаются так глубоко внутрь индивида, что от самого индивида почти ничего не остается. Такой интроектор идет на поводу у группы, даже если это противоречит его насущным интересам, и когда он говорит «я»,то имеет в виду «они».
Термин «интроекция» был введен Ш.Ференци по контрасту с «проекцией». Интроекция связана с (само)отождествлением.
Фрейд использует понятие интроекции, четко противопоставляя его проекции. Интроекция связана с оральной инкорпорацией. Фрейд считал, что противопоставление интроекция – проекция поначалу возникло на оральном уровне и лишь позднее приобрело более общее значение.
Интроекция была впервые обнаружена Фрейдом при изучении меланхолии, а затем приобрела более общий смысл. Это понятие приводит к обновлению фрейдовской теории (само)отождесгвления [ 17; С. 371].
Подавление
А) В широком смысле слова – психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. В этом смысле слова вытеснение выступает как особый вид подавления.
Б) В более узком смысле слова- некоторые операции в смысле А, отличные от вытеснения: а) либо осознанностью действия, в силу чего подавленное содержание становится лишь предсознательным, а не бессознательным; б) либо, в случае подавления аффекта, отсутствием переноса в бессознательное, но лишь его торможением, приостановкой.
В) В некоторых текстах, переведенных с английского, по ошибке отождествляется с вытеснением.
Хотя
термин «подавление» часто используется
в психоанализе, его значение четко
не определено [17; С. 373].
Регрессия
Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе, в современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.
Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она идет не столь далеко (память).
Понятие формальная регрессия реже использовалась Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия).
В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я.
В результате мы видим, что понятие регрессии связано с понятием фиксации, вовсе не сводимым к закреплению поведенческих схем [17;С.385].
Проекция
Проекция - операция выделения и локализации в другом лице или веши тех качеств, чувств, желаний – тех объектов, которые субъект не признает или отвергает в самом себе.
Проекцией называются следующие процессы:
–субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждение сообразно со своими интересами, и прочее.
–субъект показывает самим своим отношением, что он уподобляет одного человека другому.
–субъект отождествляет себя с другими людьми или, отождествляет других людей с самим собою.
–субъект приписывает другим людям побуждения, желания и прочее, которых он не замечает в самом себе.
Проекция выступает, как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и потому неприятными, и тогда субъект проецирует их во вне, чтобы уклониться (Фобическое избегание), защититься от них.[17; С.375] .
Образование реакции.
Во
многих случаях человек фрустрируется
вследствие того, что имеет социально-
Это
защитный процесс реализуется
Механизм формирования реакции в процессе развития ребенка возникает, как предполагала А.Фрейд, непосредственно в структуре Я, в то время как Я, могло даже не знать, что какому-либо влечению отказано в удовлетворении, не знать о конфликте. Процесс становления этой формы защиты не доступен для объективного наблюдения, даже для самонаблюдения Реактивное образование легче всего изучить при их распаде. Тогда влечение проникает в сознание, разгорается новый конфликт между влечением Оно и активностью Я. в процессе разрешения которого решается вопрос, который из них победит. Если победят защитные тенденции Я, тогда влечение подавляется, восстанавливается мир, неблагоприятный для психологического наблюдения [21;С.426].
Сублимация
Сублимация – единственная адекватная защитная реакция, по Фрейду, позволяющая переключить запрещенные импульсы Ид в социально приемлемые мысли и действия, при этом энергетический заряд Ид также переключается на иные формы деятельности, что позволит избежать невротических проявлений в поведении, по Фрейду, именно сублимация сексуальных инстинктов способствует развитию творческого потенциала и в искусстве, и в науке [2;C.24].
Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения, особенно те, которые не входят в окончательную форму генитальности: «силы необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения» [17;С.392].
Рационализация
Рационализация
– представляет собой логичную (но
ложную) аргументацию, обьясняющую
неудачу и проигрышное
Рационализация является одним из самых распространенных и психоло гически интересных защитно-адаптивных механизмов. В психологии понятие «рационализация» ввел известный психоаналитик Э.Джонс в статье «Рационализация в повседневной жизни» в 1908г.
Выбор
аргументов для рационализации –
преимущественно
Защитный механизм рационализации наиболее активно используется, тогда, когда человек уже фрустрирован, когда он уже переживает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс [17; С.501].
1.2 Креативность ее механизмы
Проблема развития творческого мышления стала объектом внимания ученых еще в XIX. Важным шагом в развитии представлений о психологии креативности явилось выделение двух типов мышления – конвергентного и дивергентного. Творческое мышление – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами [35].
Понятие «креативность» происходит от латинского create, что означает порождать, создавать, творить. Известный исследователь креативности П. Торренс определяет ее как «процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Креативность – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности» [16;С.22].
Гуманистическая школа в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) выделяют творчество (креативность) как осуществление возможности самоактуализации личности, а с психологической точки зрения креативность определяется как способность принимать материал из подсознания в сознание [36;С.102].
Термин «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов, когда пионер в области креатвности Дж. Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству [12;С.185.]. В своем докладе Гилфорд, в частности, отмечал, что уникальность выдающихся творцов ограничивает в изучение креативности как психологической проблемы. Он предложил изучать креативность, привлекая в психологические лаборатории обычных испытуемых и применяя психометрические тесты [28]. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.
Как это ни удивительно, с 50-х годов положение изменилось крайне незначительно. И многие психологи, в частности Стенберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 50-е годы интерес к исследованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стенберга, всего лишь 0,5% статей. Как правило, лаборатории по исследованию креативности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для специалистов в области психологии творчества крайне мало.
Главным идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [12;С.185].
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.
1.
О врожденности способностей
заключают также на основе
повторения их у потомков
2. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик [10;С.250].
Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.
Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего[10;С.251].
Информация о работе Творческое мышление как защитные механизмы подросткового возраста