Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:52, контрольная работа
Целью исследования является изучение темы «Трудовые конфликты в организации». В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить сущность и виды конфликтов;
2. Изложить возможности предупреждения конфликтов и пути их разрешения;
3. Продемонстрировать анкету по выявлению проблемных зон в коллективе.
Введение…………………………………………………………………….
1. Сущность и виды трудовых конфликтов……………………………….
1.1 Конфликты «руководитель-подчиненный»…………………………
1.2 Трудовые конфликты…………………………………………………
1.3 Коллективные трудовые конфликты………………………………...
2. Предупреждение конфликтов и пути их разрешения…………………
2.1 Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали»……..
2.2 Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов………
3. Анкета по выявлению проблемных зон в коллективе
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………….
1.2 Трудовые конфликты
Трудовой конфликт в организации рассматривается как:
1)
прямой вызов внутреннему
2)
способ регулирования
3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.
Исходя из особенностей сторон, выделяются следующие трудовые конфликты между:
-
трудовым коллективом и
-
трудовым коллективом и
- администрацией и профкомом;
-
трудовым коллективом и
- трудовыми коллективами разных организаций;
-
трудовыми коллективами и
В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта.
- Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).
- Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).
-
Выполнение ранее принятых
Причины трудовых конфликтов:
-
бюрократическое отношение
- бездействие администрации в улучшении условий труда;
-
попытки администрации
-
незнание или игнорирование
-
девальвация ценностей
-
снижение трудовых и
-
низкая заработная плата,
-
несвоевременная выплата
- нецелевое расходование руководителями финансовых средств;
-
нарушение договорных
- рост безработицы;
- обнищание населения, включая наемных работников [9, с. 115].
Функции трудовых конфликтов.
1. Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплочённость рабочих.
2. Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.
3. Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствие на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
4.
Социально-психологическая
функция трудового конфликта состоит
в том, что он приводит к изменению социально-психологического
климата, сплочённости, авторитета, взаимного
уважения.
1.3 Коллективные
трудовые конфликты
Конституция Российской Федерации закрепила право работников не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры.
Под
коллективным трудовым конфликтом (спором)
понимаются неурегулированные разногласия
между работниками и
Однако не всякое разногласие по установлению или выполнению условий коллективного договора следует оценивать как коллективный трудовой конфликт (спор), поскольку возникшие разногласия могут быть преодолены сторонами – участниками сложившихся (или складывающихся) трудовых отношений. Если же эти разногласия становятся неурегулированными, то наличие таких разногласий свидетельствует о возникшем коллективном трудовом конфликте.
Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, складывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны.
Такими представителями являются:
Коллективные трудовые конфликты (споры), как и индивидуальные трудовые конфликты, обычно бывают двух видов:
1)
конфликты, возникающие в
2)
конфликты по поводу
Предметом
споров, связанных с этим видом
конфликтов, могут быть не только проблемы
труда и его условия, но и различного
рода социально-бытовые проблемы, связанные,
например, с установлением льгот для определенной
категории работников и др.
2.
Предупреждение конфликтов
и пути их разрешения
Среди форм разрешения противоречия выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу, на радио и телевидение; обращение к вышестоящему руководству; обращение за поддержкой к народным депутатам, партиям; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов, локаутов; забастовки, которые рассматриваются большинством рабочих как наиболее эффективное средство борьбы за свои права[2, с. 124].
Забастовка – вид межгруппового трудового конфликта, заключающийся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением требований экономического, социального и политического характера. Особенности забастовки как конфликта: массовый характер участия в ней работающих; наличие органов управления; значительное влияние забастовки на тех, против кого она направлена. Забастовки подразделяют на: всеобщие, полные, частичные; срочные, бессрочные; борьбу за права и выступления в знак солидарности.
Не все виды забастовок являются легальными. Некоторые забастовки выходят за рамки трудового конфликта, перерастая в социальные, а порой и политические потрясения. С точки зрения действующего законодательства они должны признаваться незаконными. Незаконными считаются забастовки:
а) по политическим мотивам, с требованиями об изменении конституционного строя, созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, отставке их руководителей, а также с требованиями, влекущими нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;
б) объявленные без соблюдения установленных законом процедур.
Прекращение
работы как средство разрешения коллективного
трудового конфликта не допускается,
если это создает угрозу жизни
и здоровью людей, а также на предприятиях
и в организациях железнодорожного
и городского общественного транспорта,
гражданской авиации, связи, энергетики,
оборонных отраслей, в государственных
органах, на предприятиях и в организациях,
на которые возложено выполнение задач
по обеспечению обороноспособности, правопорядка
и безопасности страны, в непрерывно действующих
производствах, приостановка которых
связана с тяжелыми и опасными последствиями
(ст. 9-17 Закона «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров (конфликтов)»).
2.1 Предупреждение
и разрешение конфликтов
«по вертикали»
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:
-
психологический отбор
-
стимулирование мотивации к
- справедливость и гласность в организации деятельности;
- учёт интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение;
-
своевременное информирование
-
снятие социально-
- организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»;
- оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
-
уменьшение зависимости
- поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста;
-
справедливое распределение
Для
руководителя важно правильно строить
взаимоотношения с
Ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Распоряжение должно быть отдано простым, ясным языком. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного.
Обеспечьте выполнение задачи всем необходимым. Предоставление подчиненному инициативы в выполнении отданного распоряжения не означает самоустранения начальника от обеспечения его выполнения.
Приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в правовом отношении. Не идите вразрез с нормативными требованиями, не ущемляйте человеческое достоинство.
Текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов. Это происходит в связи с качеством выполнения указания, но контроль не должен превращаться в мелочную опеку.
Не спешите с однозначной оценкой результатов деятельности подчиненного. Если вы не уверены в том, что глубоко изучили итоги деятельности подчиненного, то лучше с оценкой не спешить.
Достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других работников. Это правильнее, чем основываться только на поставленной задаче.
Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного. Решительные попытки «сделать из него человека» ни к чему хорошему, кроме конфликтов, не приведут. Процесс воспитания – длительный процесс. Поэтому, проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на быстрые и немедленные положительные результаты.
Критикуйте после того, как похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительных аспектов в его работе, вы тем самым настроите его на положительное отношение к вам. Критика, исходящая от вас, будет восприниматься более конструктивно.