Тревожность в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по тревожности в дошк. возр. 3835.docx

— 99.92 Кб (Скачать)

    
1. Игра с младшими детьми     +
2. Ребенок и мать с младенцем   +  
3. Объект агрессии Хочет ударить  его стулом. У него грустное лицо   +
4. Одевание   +  
5. Игра со старшими детьми Потому что  у него дети +  
6. Укладывание спать Я всегда беру спать  игрушку   +
7. Умывание Потому что  он умывается +  
8. Выговор Гуляет с  мамой, люблю гулять с мамой +  
9. Игнорирование Потому что  малыш тут +  
10. Агрессивность Потому что  кто-то отбирает игрушки   +
11. Уборка игрушек Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?   +
12. Изоляция Мама хочет  уйти от него +  
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним, веселое лицо +  
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю +  

    На  основании данных протокола вычисляется  индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к  общему количеству предъявленных рисунков (14).

    ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

    Дети  по ИТ разделяются на 3 группы:

    1) 0-20%  – низкий уровень тревожности; 

    2) 20-50%  – средний; 

    3) свыше 50%  – высокий. 

    Качественный  анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта  ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены  на ситуации с положительной, отрицательной  эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

    К ситуациям с положительной эмоциональной  окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с  родителями).

    Ситуации  с отрицательной эмоциональной  окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

    Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок  и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

    Особенно  высоким проективным значением  обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание  спать в одиночестве) и 14 (еда в  одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный  выбор, с высокой степенью вероятности  могут обладать высокой степенью тревожности.

    Дети, делающие отрицательный эмоциональный  выбор в ситуациях 2 (ребенок и  мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним  уровнем тревожности.

    При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или  иной ситуации, рассматривается как  проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной  ситуации.

    Высокий уровень тревожности свидетельствует  о недостаточной эмоциональной  приспособленности ребенка к  тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют  судить об особенностях взаимоотношений  ребенка со сверстниками, взрослыми  в семье, в детском саду.

      После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам  удалось определить уровень тревожности  каждого ребенка, участвующего в  исследовании. Результаты описаны в  таблице № 1. 

     Таблица № 1.

                                  негативн индекс уровень
  ФИО   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 выборы тревожности тревожности
1 Гардун Егор м + + - + + + + - + - - - + + 5 36 С
2 Грыжалевский Даник м + - - + + - + - + + + - + + 5 36 С
3 Кухарчик Егор м - - - - + + + - + - + - + + 7 50 С
4 Новикова Маня Д + + - + + + + + + - + - - + 4 29 С
5 Стрижевич Миша м + - - + + + + - + - - + + - 6 43 С
6 Сарока Доминик м - + - - - - - - - - - - + - 12 86 В
7 Закреничный Дима м + + - + + + + - + - + - + + 4 29 С
8 Шыла Полина д + - - + + - + - + - - - + - 8 57 В
9 Стешко Влада д + - - + + - + - + - + + - + 6 43 С
10 Залатаревич Даник м - - - - - - - - - - - - - - 14 100 В
11 Рабейкин Костя м + - - + + - + - + - - - - - 9 64 В
12 Касько Саша м - - - - - - - - + - - - + - 12 86 В
13 Юденка Павлик м + - + + + - + - + - - - + + 6 43 С
14 Дейка Игнат м + + - + + + + - - - - - + - 7 50 С
15 Денисов Дима м - + - - - - + - - + + - + - 9 64 В
16 Еленская Алина д + + - + + + + - - - + - + + 5 36 С
17 Дубиковский Артем м + + + + + + + - + + + + + + 1 7 Н
18 Щелочкова Алина д + + - + + + + - + - + - + + 4 29 С
19 Зубрякова Ариана Д + + - - + + - - + - + + + + 5 36 С
20 Починчик Игнат м + + - + + - + - - - + - + + 6 43 С
21 Волков Никита м - - + - - - - - - - - - + - 12 86 В
22 Третьяков Владик м - + - + - + - - + - - + - + 8 57 В
23 Баранов Никита м + + - + + - + - + - - + + + 5 36 С
24 Юбко Илона Д + + - + + - + - + - - - + - 7 50 С
25 Платон м + + - + + + + - + - + + + + 3 21 С
26 Инживатов Максим м + + - + + + + - + - + + + + 3 21 С
27 Зубкова Анна Д + + - + + + + - - - - - + + 6 43 С
28 Судник Руслан м + + + + + - - + - - - - + - 7 50 С
29 Скорин Марк м + + - + + + + + + - + + + + 2 14 н
30 Орехов Ваня м + - - - - - - - - - - - - - 13 93 В
31 Кутас Дарья Д + + - + + + + - + - + + + + 3 21 с
32 Король Маша Д + + - + + - - - + - - - - - 9 64 в
33 Климченя Арина Д + + - + + - - - + - + + + + 5 36 с
34 Перенецкая Саша Д - - - + + - + - + - - - - + 9 64 в

      Общий результат показан в таблице  № 2. 

     Таблица № 2.

Кол-во детей Низкий ИТ Средний ИТ Высокий ИТ
34 2 21 11

 

     Как видно из таблиц из 34 детей низкий индекс тревожности только у двоих, больше половины детей (62%) имеют средний  уровень тревожности, из них 9 девочек  и 12 мальчиков. И около 32% имеют высокий  индекс тревожности, при этом из них 8 мальчиков и 3 девочки. Дети с высоким  уровнем тревожности во время  тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых  наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей  можно было заметить физиологические  признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные  дети нередко выбирали рисунок, на котором  было изображено грустное лицо. Отвечая  на вопрос «Почему?», они чаще всего  говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому  что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что высокий уровень  тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит, гипотеза нашла свое подтверждение. 
 
 
 
 
 

Уровень тревожности у  мальчиков и девочек 

    Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты  считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности  у девочек. При этом, тревога девочек  по своему содержанию отличается от тревоги  мальчиков: девочек больше волнуют  взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах [22].

    При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что оценка у детей составляет от 7 до 100 баллов, – это показатели от низкого до высокого индексов тревожности.

    Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. Несмотря на то, что мальчиков больше чем девочек, количество негативных выборов значительно выше у мальчиков.

    Средний индекс тревожности 20-50

0-6 –  количество детей

20-50 –  индекс тревожности 
 
 

Высокий индекс тревожности 50-100 

0-4 – количество  детей

50-100 – индекс  тревожности

    Представленные  диаграммы демонстрируют, что средний  и, особенно, высокий индексы тревожности  наблюдаются чаще у мальчиков. Высокий  индекс тревожности у девочек  не превышает 64, у мальчиков же он доходит до 100.

    Проанализировав полученные данные, мы видим, что высокий  индекс тревожности наблюдается  у 3 девочек и у 9 мальчиков, причем количество негативных выборов 5 мальчиков  составляет от 12 до 14, у девочек данный показатель не превышает 9.

    Так, тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

     Высокий уровень тревожности свидетельствует  о недостаточной эмоциональной  приспособленности ребенка к  тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Теоретический анализ литературы показал, что тревога  зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже к  семи-восьми годам это эмоциональное  состояние переходит в черту  личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к  накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в  свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий  уровень тревожности создаёт  угрозу психическому здоровью личности. У детей с повышенной тревожностью слабая нервная система.

     Главной причиной возникновения тревожности  у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения  ребенка с родителями, особенно с  матерью. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок  не в силах справится или справляется  с трудом, также отмечается как  одна из причин возникновения тревожности.

     Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности  ребенка, заметно ухудшая его  самочувствие и осложняя отношения  с окружающим миром. При этом причины  формирования высокого уровня тревожности  как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и  – причем в большей степени  – в социальных. Если первые факторы  формирования тревожности трудно поддаются  коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие  условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском  возрасте.        

     Важное  место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем  школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

    Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотеза нашла свое подтверждение. Среди  мальчиков 4-5 лет высокий уровень  тревожности наблюдается чаще, чем  у девочек.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Аракелов  Н. Е., Лысенко Е. Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности". Психологический  журнал - 1997 - №2 - стр.: 34-38.
  2. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. "Тревожность: методы её диагностики и коррекции". Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1 - стр. 18.
  3. Бернс Эрик "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.
  4. Бернс Эрик "Развитие Я - концепции и воспитание". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  5. Захаров А. И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" третье издание. СПб.: Союз, 1997 с.224.
  6. Макшанцева Л. В. "Тревожность и возможности её снижения у детей" Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15.
  7. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2009. 198 с.
  8. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа. - 1988, № 9
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2008. 304 c.
  10. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996
  11. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР - М.: Педагогика, 1983 - 448 с.
  12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие. -М. : ВЛАДОС, 1999г. -529с.
  13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 1970
  14. Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание – 1996 №4 с. 11-14.
  15. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.  /Ж.  «Дошкольное  воспитание»,  1996 г., №4.
  16. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992.
  17. Фрейд З. «Психология бессознательного». М., 1989, с. 57-104.
  18. Фром Э. «Бегство от свободы». М., 1993, с. 272.
  19. Бердникова А. П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / А. П. Бердникова // [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/- Дата доступа: 16.09.2010.
  20. Стрик О. О. Программа “Коррекция страхов и тревожности у детей» / О. О. Стрик // [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.vseodetkax.ru/publ/7-1-0-76 - Дата доступа: 18.09.2010.
  21. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников // [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy090509.html- Дата доступа: 16.09.2010.
  22. Тренинг с тревожными детьми  // [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.psyint.ru/library.php?part=article&p=12. - Дата доступа: 16.09.2010.
  23. Яшная О. Н. Детская тревожность/ О. Н. Яшная // [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3306911 - Дата доступа: 15.09.2010.

Информация о работе Тревожность в дошкольном возрасте