Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа
Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43
1. Игра с младшими детьми | + | ||
2. Ребенок и мать с младенцем | + | ||
3. Объект агрессии | Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо | + | |
4. Одевание | + | ||
5. Игра со старшими детьми | Потому что у него дети | + | |
6. Укладывание спать | Я всегда беру спать игрушку | + | |
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой | + | |
9. Игнорирование | Потому что малыш тут | + | |
10. Агрессивность | Потому что кто-то отбирает игрушки | + | |
11. Уборка игрушек | Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли? | + | |
12. Изоляция | Мама хочет уйти от него | + | |
13. Ребенок с родителями | Мама и папа гуляют с ним, веселое лицо | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет молоко, и я люблю | + |
На
основании данных протокола вычисляется
индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет
процентное отношение эмоционально-
ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.
Дети по ИТ разделяются на 3 группы:
1) 0-20% – низкий уровень тревожности;
2) 20-50% – средний;
3) свыше 50% – высокий.
Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.
К
ситуациям с положительной
Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).
Двойной
смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок
и мать с младенцем), 4 (одевание),
6 (укладывание спать в
Особенно
высоким проективным значением
обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание
спать в одиночестве) и 14 (еда в
одиночестве). Дети, делающие в этих
ситуациях отрицательный
Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.
При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.
Высокий
уровень тревожности
После
обработки и интерпретации
Таблица № 1.
негативн | индекс | уровень | |||||||||||||||||
ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | выборы | тревожности | тревожности | ||
1 | Гардун Егор | м | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | - | - | + | + | 5 | 36 | С |
2 | Грыжалевский Даник | м | + | - | - | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | + | 5 | 36 | С |
3 | Кухарчик Егор | м | - | - | - | - | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | 7 | 50 | С |
4 | Новикова Маня | Д | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | 4 | 29 | С |
5 | Стрижевич Миша | м | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | 6 | 43 | С |
6 | Сарока Доминик | м | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | 12 | 86 | В |
7 | Закреничный Дима | м | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | 4 | 29 | С |
8 | Шыла Полина | д | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | - | 8 | 57 | В |
9 | Стешко Влада | д | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | + | + | - | + | 6 | 43 | С |
10 | Залатаревич Даник | м | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 14 | 100 | В |
11 | Рабейкин Костя | м | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - | 9 | 64 | В |
12 | Касько Саша | м | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | 12 | 86 | В |
13 | Юденка Павлик | м | + | - | + | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | + | 6 | 43 | С |
14 | Дейка Игнат | м | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | - | + | - | 7 | 50 | С |
15 | Денисов Дима | м | - | + | - | - | - | - | + | - | - | + | + | - | + | - | 9 | 64 | В |
16 | Еленская Алина | д | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | + | - | + | + | 5 | 36 | С |
17 | Дубиковский Артем | м | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 1 | 7 | Н |
18 | Щелочкова Алина | д | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | - | + | + | 4 | 29 | С |
19 | Зубрякова Ариана | Д | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 5 | 36 | С |
20 | Починчик Игнат | м | + | + | - | + | + | - | + | - | - | - | + | - | + | + | 6 | 43 | С |
21 | Волков Никита | м | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | 12 | 86 | В |
22 | Третьяков Владик | м | - | + | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | + | 8 | 57 | В |
23 | Баранов Никита | м | + | + | - | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | + | 5 | 36 | С |
24 | Юбко Илона | Д | + | + | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | - | 7 | 50 | С |
25 | Платон | м | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 3 | 21 | С |
26 | Инживатов Максим | м | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 3 | 21 | С |
27 | Зубкова Анна | Д | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | - | + | + | 6 | 43 | С |
28 | Судник Руслан | м | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | - | 7 | 50 | С |
29 | Скорин Марк | м | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 2 | 14 | н |
30 | Орехов Ваня | м | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13 | 93 | В |
31 | Кутас Дарья | Д | + | + | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 3 | 21 | с |
32 | Король Маша | Д | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | 9 | 64 | в |
33 | Климченя Арина | Д | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - | + | + | + | + | 5 | 36 | с |
34 | Перенецкая Саша | Д | - | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | + | 9 | 64 | в |
Общий
результат показан в таблице
№ 2.
Таблица № 2.
Кол-во детей | Низкий ИТ | Средний ИТ | Высокий ИТ |
34 | 2 | 21 | 11 |
Как видно из таблиц из 34 детей низкий индекс тревожности только у двоих, больше половины детей (62%) имеют средний уровень тревожности, из них 9 девочек и 12 мальчиков. И около 32% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 8 мальчиков и 3 девочки. Дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод о том, что высокий уровень
тревожности у мальчиков больше
чем у девочек, а значит, гипотеза
нашла свое подтверждение.
Уровень
тревожности у
мальчиков и девочек
Тревожности
могут быть подвержены как мальчики,
так и девочки, но специалисты
считают, что в дошкольном возрасте
более тревожными являются мальчики,
к 9-11 годам - соотношение становится
равномерным, после 12 лет происходит
резкое повышение уровня тревожности
у девочек. При этом, тревога девочек
по своему содержанию отличается от тревоги
мальчиков: девочек больше волнуют
взаимоотношения с другими
При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что оценка у детей составляет от 7 до 100 баллов, – это показатели от низкого до высокого индексов тревожности.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Несмотря на то, что мальчиков больше чем девочек, количество негативных выборов значительно выше у мальчиков.
Средний индекс тревожности 20-50
0-6 – количество детей
20-50 –
индекс тревожности
Высокий
индекс тревожности 50-100
0-4 – количество детей
50-100 – индекс тревожности
Представленные диаграммы демонстрируют, что средний и, особенно, высокий индексы тревожности наблюдаются чаще у мальчиков. Высокий индекс тревожности у девочек не превышает 64, у мальчиков же он доходит до 100.
Проанализировав полученные данные, мы видим, что высокий индекс тревожности наблюдается у 3 девочек и у 9 мальчиков, причем количество негативных выборов 5 мальчиков составляет от 12 до 14, у девочек данный показатель не превышает 9.
Так, тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.
Высокий
уровень тревожности
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что тревога зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже к семи-восьми годам это эмоциональное состояние переходит в черту личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности. У детей с повышенной тревожностью слабая нервная система.
Главной
причиной возникновения тревожности
у дошкольников считаются неправильное
воспитание и неблагоприятные отношения
ребенка с родителями, особенно с
матерью. Воспитание, основанное на завышенных
требованиях, с которыми ребенок
не в силах справится или
Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.
Проведенное
исследование показало, что выдвинутая
нами, в начале исследования, гипотеза
нашла свое подтверждение. Среди
мальчиков 4-5 лет высокий уровень
тревожности наблюдается чаще, чем
у девочек.
Список
литературы