Тревожность в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по тревожности в дошк. возр. 3835.docx

— 99.92 Кб (Скачать)

Тревожность в дошкольном возрасте

 

     Эмоции  играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют  взрослого о том, что ребенку  нравится, что его сердит или огорчает. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит  к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

     В дошкольном возрасте ребенок усваивает  язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций  голоса и т. д.

     С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже  может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих  чувств, облекать их в культурно  принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них  [10].

     Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [13]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. 

     Тревожность как определенный эмоциональный  настрой с преобладанием чувства  беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается  ближе к 7 и особенно 8 годам при  большом количестве неразрешимых и  идущих из более раннего возраста страхов [5]. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

     Высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие  личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [10].

         Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки могут       связывать свою тревогу не только с друзьями, родными, учителями.  Девочки боятся опасных людей - пьяниц, хулиганов и т. д.

     Мальчики  же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые  можно ожидать от родителей или  вне семьи: учителей, директора школы  и т. д. [12].

     В младшем дошкольном возрасте у мальчиков  чаще представлены страхи сказочных  персонажей, высоты, крови, темноты, уколов. У девочек - одиночества, темноты  и боли.  По мере увеличения интенсивности  познавательного развития в старшем  дошкольном возрасте количество связей  между  страхами  начинает  уменьшаться,  достигая минимума в  подростковом  возрасте.  В  младшем  дошкольном  возрасте  страх одиночества, основанный на  диффузном  чувстве  беспокойства  или  тревоги, конкретизируется   страхом   нападения,   воплощенном   в   лице   сказочных персонажей. Так, ребенок,  оставшись  один  без поддержки родителей, испытывает чувство  опасности.  Обычно  дети  достаточно активно манипулируют сказочными образами в  игре,  а  при  участии  в  играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет,  если  ребенок  сам распределяет роли. Положительный  эффект  также  наблюдается  при  рисовании различных  чудовищ в представлении детей. Типичными страхами этого возраста являются: одиночество, темнота, замкнутое  пространство.

     Старший дошкольный возраст – это возраст  наибольшей  выраженности  страхов,  что  обусловлено  не столько эмоциональным, сколько возросшим пониманием  опасности.  Центральное место  занимает страх смерти. Из других  типичных  страхов  следует  отметить страх глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников  будет  страх смерти. Это обусловлено  развитием абстрактного  мышления,  пониманием  категорий   времени   и   пространства. Возникновение  страха смерти означает  осознание  необратимости  происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на  каком-то этапе  знаменует собой смерть. Начиная  со  старшего  дошкольного  возраста  у мальчиков  и  девочек  представляется   страх  чертей,   как   представителей потустороннего мира. Появляются также страхи покойников, драконов и т.д.

     Так, рассмотрев гендерные различия и  особенности проявления тревожности  у дошкольников можно делать следующие  выводы:

     Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Диагностическое исследование уровня тревожности  у  дошкольников 

     Методы  и методики изучения тревожности  у  дошкольников 

     В дошкольном возрасте дети усваивают  нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения  со взрослыми и сверстниками. Процесс  социализации у многих протекает  нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные  дети нуждаются в особом подходе  и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: "В четыре года у мальчиков и девочек  проявляются заострение боязливости  и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего  отмечается несамостоятельность и  пассивность (зависимость), медлительность и тики" [5].

     Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого  пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя  распознали проявления тревожности  и помогли детям стать увереннее  в себе, научили управлять собой  в различных ситуациях [20].

     Для диагностики тревожности у детей  существуют различные методы и методики, перечислим некоторые из них:

  • Шкала явной тревожности для детей CMAS

     Методика  Была разработана американскими  психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности  Дж.Тейлора, предназначенной для  взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан.

     Предмет диагностики: Выявление тревожности  как относительно устойчивого образования.

     Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в  группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное  время - 15-25 минут.

     Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как  наиболее показательные с точки  зрения проявления хронических тревожных  реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о  наличии симптома свидетельствуют  только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

     Обработка и интерпретация результатов:

     1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только "верно" или только "неверно"). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

     2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно. После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:

     1-2 стена: состояние тревожности  не свойственно (подобное "чрезмерное  спокойствие" может иметь и  не иметь защитного характера)

     3-6 ст.: нормальный уровень тревожности  (необходим для адаптации и  продуктивной деятельности)

     7-8 ст.: несколько повышенная тревожность  (часто бывает связан с ограниченным  кругом ситуаций, определенной сферой  жизни).

     9 ст.: явно повышенная тревожность  (обычно носит "разлитой", генерализированный  характер)

     10 ст.: очень высокая тревожность  (группа риска).

  • Методика "Паровозик"

   Методика  позволяет определить особенности  эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой  или привычной, социальной среде. Применяется  индивидуально с детьми с 2,5 лет.

   Стимульный  материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются  на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай  построим необычный поезд. Первым поставь  вагончик, который тебе кажется самым  красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все  вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл  присваивается, если ребенок поставил  вагончик фиолетового цвета на  вторую позицию; черный, серый,  коричневый - на третью; красный,  желтый, зеленый - на шестую.

2 балла  присваивается, если ребенок поставил  вагончик фиолетового цвета на  первую позицию; черный, серый,  коричневый - на вторую; красный,  желтый, зеленый - на седьмую, синий  - на восьмую. 

3 балла  присваивается, если черный, серый  или коричневый вагончик поставлен  на первую позицию; синий - на  седьмую; красный, желтый, зеленый  - на восьмую позицию. 

Если  в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее  трех, то психическое состояние оценивается  как позитивное, при 4-6 баллах - как  негативное психическое состояние  низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка  результатов 

4 балла  - позитивное психическое состояние 

3 балла  - негативное психическое состояние  низкой степени 

2 балла  - негативное психическое состояние  средней степени 

1 балл - негативное психическое состояние  высокой степени 

  • Графическая методика "Кактус"

     Методика  предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для  исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант  с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются  соответствующие показатели теста  Люшера.

     Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".

     Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Информация о работе Тревожность в дошкольном возрасте