Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа
Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43
Эмоции
играют важную роль в жизни детей:
помогают воспринимать действительность
и реагировать на нее. Проявляясь
в поведении, они информируют
взрослого о том, что ребенку
нравится, что его сердит или огорчает.
Особенно это актуально в младенчестве,
когда вербальное общение не доступно.
По мере того, как ребенок растет,
его эмоциональный мир
В
дошкольном возрасте ребенок усваивает
язык чувства - принятые в обществе
формы выражения тончайших
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [10].
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [13]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Тревожность
как определенный эмоциональный
настрой с преобладанием
Высокая
степень тревожности может
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки могут связывать свою тревогу не только с друзьями, родными, учителями. Девочки боятся опасных людей - пьяниц, хулиганов и т. д.
Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д. [12].
В младшем дошкольном возрасте у мальчиков чаще представлены страхи сказочных персонажей, высоты, крови, темноты, уколов. У девочек - одиночества, темноты и боли. По мере увеличения интенсивности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте количество связей между страхами начинает уменьшаться, достигая минимума в подростковом возрасте. В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги, конкретизируется страхом нападения, воплощенном в лице сказочных персонажей. Так, ребенок, оставшись один без поддержки родителей, испытывает чувство опасности. Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисовании различных чудовищ в представлении детей. Типичными страхами этого возраста являются: одиночество, темнота, замкнутое пространство.
Старший
дошкольный возраст – это возраст
наибольшей выраженности страхов,
что обусловлено не столько эмоциональным,
сколько возросшим пониманием
опасности. Центральное место
занимает страх смерти. Из других
типичных страхов следует отметить
страх глубины. Связующим звеном
страхов у старших
Так, рассмотрев гендерные различия и особенности проявления тревожности у дошкольников можно делать следующие выводы:
Тревожность
- это эмоциональное состояние, возникающее
в ситуациях неопределенной опасности
и проявляющееся в ожидании неблагополучного
развития событий. Интенсивность переживания
тревоги, уровень тревожности у мальчиков
и девочек различны. Тем не менее, у детей
дошкольного возраста тревожность еще
не является устойчивой чертой характера
и относительно обратима при проведении
соответствующих психолого-педагогических
мероприятий [5], а также можно существенно
снизить тревожность ребенка, если педагоги
и родители, воспитывающие его, будут соблюдать
нужные рекомендации.
Диагностическое
исследование уровня
тревожности у
дошкольников
Методы
и методики изучения
тревожности у
дошкольников
В
дошкольном возрасте дети усваивают
нормы и правила поведения, принятые
в обществе, устанавливают отношения
со взрослыми и сверстниками. Процесс
социализации у многих протекает
нелегко. В настоящее время растёт
количество детей, отличающихся повышенным
беспокойством, неуверенностью в себе,
эмоциональной неустойчивостью. Тревожные
дети нуждаются в особом подходе
и психологической помощи. Особую
опасность эти состояния
Тревожные
дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство,
плохо концентрируют внимание на
заданиях, напряжены (имеют мышечные
зажимы в области лица, шеи, плечевого
пояса); раздражительны, плохо спят
и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые,
и педагоги, и родители осознали
проблемы тревожных детей, вовремя
распознали проявления тревожности
и помогли детям стать
Для
диагностики тревожности у
Методика Была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж.Тейлора, предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан.
Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время - 15-25 минут.
Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
Обработка и интерпретация результатов:
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только "верно" или только "неверно"). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно. После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:
1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь и не иметь защитного характера)
3-6
ст.: нормальный уровень
7-8
ст.: несколько повышенная
9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит "разлитой", генерализированный характер)
10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных.
1 балл
присваивается, если ребенок
2 балла
присваивается, если ребенок
3 балла
присваивается, если черный, серый
или коричневый вагончик
Если
в результате суммирования полученных
данных, баллов оказывается менее
трех, то психическое состояние
Оценка результатов
4 балла
- позитивное психическое
3 балла
- негативное психическое
2 балла
- негативное психическое
1 балл
- негативное психическое
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.