Тревожность в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая по тревожности в дошк. возр. 3835.docx

— 99.92 Кб (Скачать)

     При обработке результатов принимаются  во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются  специфические показатели, характерные  именно для данной методики:

     1. характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

     2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

     3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

     По  результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка.

     Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое  количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.

     Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

     Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный  рисунок, расположенный в центре листа.

     Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

     Демонстративность, открытость - наличие выступающих  отростков в кактусе, вычурность форм.

     Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

     Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в  варианте с цветными карандашами.

     Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование  темных цветов в варианте с цветными карандашами.

     Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

     Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

     Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

     Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

     Отсутствие  стремления к домашней защите, чувство  одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

     Таким образом, треовжность у детей  выражается в неблагоприятном эмоциональном  фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно  наблюдать за ребенком) и при диагностике.

  • Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бака.

     Инструкция: «На отдельных листах последовательно  нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека.

Расшифровка теста

      - Облака – общая тревожность,  связанная с нарисованной ситуацией.

      - Черный цвет – депрессия, застенчивость,  пугливость.

     - Зеленый цвет – потребность  оградить себя от опасности.

     - Контур земли очень жирный, толстый  – чувство тревожности, беспокойства  в рамках реальности.

     - Контур земли спускающийся в  право вниз – ожидание неясного, опасного будущего.

     - Помещение рисунка внизу листа  – незащищенность, депрессивность. Чем меньше рисунок, тем больше  незащищенность.

     - Кусты разбросаны – тревога.

     - Кусты по обеим сторонам дороги  – тень тревожности.

     - Солнце и туча – тревожность  между субъектом и каким-либо  лицом.

     - Руки тонкие – переживание  и слабости.

     - Волосы сильно заштрихованы –  тревожность связанная с мышлением  или воображением.

     - Тучи – боязливая тревожность,  опасение, депрессия.

     - Пальцев меньше пяти – зависимость,  бессилие.

     - Руки отсутствуют – замкнутость.

     - Лицо неяркое, тусклое – боязливость,  застенчивость.

     - Руки близко к телу – напряжение.

     - Руки повернуты в стороны, достающие  что-то -  зависимость, желание  любви, привязанности.

     - Ноги отсутствуют – робость,  замкнутость.

     - Штриховка – тревога, агрессия, сфера конфликта.

     - Упрощение (фигуры из полос)  – неуверенность в себе, незащищенность.

     - Маленькие фигуры – тревожность,  эмоциональная зависимость, чувство  дискомфорта, скованности, замкнутости.

     - Заштрихованные ботики – незащищенность.

     - Стирание – тревожность, опасливость,  возможно невротические тенденции,  область конфликта.

     - Частые стирания – нерешительность.

  • Рисуночный тест: «Рисунок не существующего животного» в обработке Романовой.

     Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

     Расшифровка теста

     Положение рисунка на листе

     1. Левая сторона и низ листа  – связанны с отрицательно  окрашенными эмоциями (депрессия,  неуверенность, пассивность).

     2. Положение рисунка в нижней  части лица – неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность,  нерешительность. 

     Центральная смысловая часть  фигуры

     1. Голова повернута влево – нерешительность,  страх, боязнь активных действий;

     2. Большие глаза – страх;

     3. Рот округлой формы говорит  о боязливости и тревожности.

     Несущая опорная часть  фигуры. Части возвышающиеся  над уровнем фигуры. Хвосты.

     1. Движение хвоста вниз – недовольство  собой, подавленность.

     2. Контур фигуры: если есть затемнение  фигуры, запачкивание контурной  линии - страх, тревожность.

     3. Животное представитель самого  рисующего.

  • Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена

     Мы  остановили выбор на данной методике поскольку тест позволяет выявить  тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных  ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается  как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении  безопасности субъекта на личностном уровне.

     Цель: определение общего уровня тревожности  ребенка.

     Тревожность, испытываемая человеком по отношению  к определенной ситуации, зависит  от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение  степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к  конкретной ситуации, дает косвенную  информацию о характере его взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми в  семье, детском саду, школе.

     Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет  с нормальным развитием и с  отклонениями в психическом развитии.

     Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для  жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

     Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках - мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

     Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

     Тест  проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в  протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному  отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.  

         число негативных выборов

     ИТ = -------------------------------- х 100%

         Общее число выборов 

     По  индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

     а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

     б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

     в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

     Наряду  с количественным, тестом предусматривается  и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным  значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях  отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется  в ситуациях, моделирующих отношения  ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

      Так, нами были описаны некоторые методики определения тревожности у детей дошкольного возраста. Для проведения исследования был выбран тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, поскольку данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). 

     Диагностика уровня тревожности 

     Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, высокий уровень тревожности  встречается чаще у мальчиков, чем  у девочек.

     Именно  поэтому, целью исследования является вывление гендерных различий в проявлении тревожности дошкольников.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Сформировать группу испытуемых;
  2. Подобрать, адекватную цели, методику исследования;
  3. Провести методику и проанализировать полученные данные.

     В исследовании использовалась методика выявления тревожности у детей  В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовали дошкольники из ДОУ  №12 г. Минска. Выборка составила  всего 34 ребенка (22 мальчика и 12 девочек).

     Методика  проводились в один день, что позволяло  исключить влияние временных  ситуационных факторов. Эти организационные  мероприятия, на наш взгляд, позволили  повысить достоверность полученных результатов.

     Тест  тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.

Образец протокола 
 

Рисунок Высказывание Bыбор

    Веселое

лицо

Печальное

лицо

Информация о работе Тревожность в дошкольном возрасте