Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....

1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...

1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...

1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….

1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….

1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..

Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….

2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………

2.2. Условия проведения…………………… ……………………...

2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..

Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая мвт.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Необходимое время: 25 минут

Инструкция. Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

    • «Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,
    • «Хотелось ли продолжить разговор?»
    • «Что именно было интересным и приятным?»
    • После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

Перерыв 60 минут

Время 14.00 – 15.15

Отработка техники вербализации чувств

Упражнение  «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Необходимое время: 20 минут

Инструкция. Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и  записывает их на доске.

Упражнение  «Расслоение по полюсам»

Необходимое время: 20 минут

Инструкция. Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

Перерыв 15 мин

Время 15.30 – 16.40

Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о  значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого предлагается тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем я говорю что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Я предлагаю участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения.

Далее предлагается невербальное упражнение. Два ведущих уходят из комнаты, группа делится на две команды. Одной  команде предлагается не улыбаться, когда ведущий будет здороваться  с ними, а другой – наоборот, улыбаться. Задача ведущих - вступить в контакт со своими командами. Следующим заданием для команд будет смотреть для одной и не смотреть для другой команды в глаза ведущего.

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

Время 16.40 – 17.00

Подведение итогов 

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 2

Основная задача — постановка поведенческих навыков. Умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности в реальной жизни. Например, если вы боитесь или стесняетесь попросить повышения зарплаты, вам помогут закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. А если вы испытываете трудности в собеседовании при приеме на работу, тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.

На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).

Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга —  показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения.

 

 

 

 

Заключение

Первичные задачи и цель данной курсовой работы достигнуты: произведен анализ литературы по теме: «Коммуникативный тренинг», изучены методы современных научных исследований и разработан тренинг по формированию и совершенствованию коммуникативных навыков. Для проверки эффективности данной тренинговой программы требуется провести тренинг среди студентов психологических и социологических факультетов ВУЗов. На основе результатов и впечатлений тренера и участников можно оценить эффективность программы и сделать выводы о необходимости дополнения или сокращения программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
  3. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: "Социально-психологический центр", 1996. - 380 с.
  4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
  5. Зайцева Т.В. Теория Психологического тренинга. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.
  6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
  7. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.
  8. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.
  9. Рубцов В.В., Маргалис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования // Психология и наука, 1998, № 2
  10. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
  11. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.
  12. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.
  13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 1995.-736с.
  14. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков