Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.
Стр.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....
1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...
1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...
1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….
1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….
1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..
Выводы по главе 1……………………………………………………….
Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….
2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………
2.2. Условия проведения…………………… ……………………...
2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..
Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..
Заключение ………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………
Необходимое время: 25 минут
Инструкция. Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.
После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:
Перерыв 60 минут
Время 14.00 – 15.15
Отработка техники вербализации чувств
Упражнение «Почтительная вербализация»
Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.
Необходимое время: 20 минут
Инструкция. Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.
После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.
Упражнение «Расслоение по полюсам»
Необходимое время: 20 минут
Инструкция. Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.
После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.
Перерыв 15 мин
Время 15.30 – 16.40
Невербальные компоненты общения
Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого предлагается тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.
Затем я говорю что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Я предлагаю участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения.
Далее предлагается невербальное упражнение.
Два ведущих уходят из комнаты, группа
делится на две команды. Одной
команде предлагается не улыбаться,
когда ведущий будет
После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.
Время 16.40 – 17.00
Подведение итогов
Выводы к главе 2
Основная задача — постановка поведенческих навыков. Умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности в реальной жизни. Например, если вы боитесь или стесняетесь попросить повышения зарплаты, вам помогут закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы. А если вы испытываете трудности в собеседовании при приеме на работу, тренер может исполнить роль гипотетического интервьюера.
На таких тренингах вы научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга учатся налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне и вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.).
Разумеется, никто не ставит задачу за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из вас «мастера общения», «гроссмейстера влияния» и т.п. Это невозможно. Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель тренинга — показать «как это делается», дать вам импульс для дальнейшего развития. Подразумевается, что вы будете продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный для вас способ поведения.
Заключение
Первичные задачи и цель данной курсовой работы достигнуты: произведен анализ литературы по теме: «Коммуникативный тренинг», изучены методы современных научных исследований и разработан тренинг по формированию и совершенствованию коммуникативных навыков. Для проверки эффективности данной тренинговой программы требуется провести тренинг среди студентов психологических и социологических факультетов ВУЗов. На основе результатов и впечатлений тренера и участников можно оценить эффективность программы и сделать выводы о необходимости дополнения или сокращения программы.
Список литературы