Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....

1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...

1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...

1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….

1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….

1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..

Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….

2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………

2.2. Условия проведения…………………… ……………………...

2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..

Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая мвт.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Групповая терапия - процесс, который  существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов  или нет, речь идёт лишь о том, что  неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план взаимодействия между участниками.

Сензитивный тренинг

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности  участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает  феномен отсутствия структуры. Трудность  описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности  не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую  сферу социального опыта, благодаря  которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Принципы  работы в группе. Правила в  «круге»

В групповой работе следует учитывать  следующие принципы:

  • Принцип диалогизации взаимодействия, то есть равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
  • Принцип постоянной обратной связи, то есть непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее   поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, то есть осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
  • Принцип самодиагностики, то есть самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление.
  • Принцип оптимизации развития, то есть от ведущего требуется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация психологического состояния отдельных участников и группы в целом, а активное вмешательство в происходящее на тренинге с целью оптимизации условий, необходимых для их развития. Используя специальные упражнения, ведущий может стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
  • Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становится более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий. Главная форма такой интеллектуальной деятельности групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
  • Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так ив отдельных упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
  • Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию  участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.
  • Принцип свободного пространства. Тренинги проводятся в изолированном помещении, чтобы работе группы ничто не мешало. В помещении для занятий должно быть предусмотрено место для игр, упражнений, и   свободного передвижения участников, их расположения по кругу и  объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр невербальных проявлений.     

 

Необходимо отметить, что при  наборе группы важно учитывать возраст  участников, желательно, чтобы он был  приблизительно одинаков.

Для того, чтобы работа в группе была более эффективной и экологичной, разработан ряд правил, которые принимаются  в зависимости от особенностей группы.

Правила «круга»

1. Правило именной карточки:

Каждый участник группы носит на груди именную карточку все время  работы тренинга. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы.

Карточки позволяют  членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.

2. Правило «здесь и теперь»

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому необходимо говорить о тех  проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила  состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).

3. Правило обратной связи

Во-первых, стремитесь дать почувствовать  говорящему, как вы относитесь к  его сообщению. Во-вторых, говорящий  должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

4. Правило недопустимости непосредственных  оценок человека

При обсуждении происходящего в  группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…»  или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы говорим о своих чувствах, которые  он (или его действия) у нас  вызывает.

5. Правило присутствия на тренинге

Присутствие на тренинге каждого члена  группы необходимо все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

Это правило обычно вызывает самые  серьезные затруднения и возражения. У всех находятся очень важные дела, объективные обстоятельства, и все просят смягчить правило. Но для неукоснительного выполнения этого правила есть веские причины. Участие в тренинге не может не отразиться на каждом его участнике. Со временем члены группы все более доверяют друг другу, раскрываются друг перед другом и все больше привыкают к языку и стилю общения в психологической группе. Даже при однократном пропуске  занятий участник как бы выпадает из этого процесса и воспринимается другими как «посторонний». Да и сам он не сразу включается в работу, не понимает, что происходит в группе.

6. Разговоры на тренинге

Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям  слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в  работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только  «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».

Это правило тоже вызывает затруднение  при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми -  тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.

7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе

Не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания  работы в группе. Ведущий отказывается отвечать на вопросы по процедуре, типа: «А почему мы делаем именно это упражнение?», «А зачем это надо?», «А это надо было сделать по-другому».

Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах  означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.

8. Правило конфиденциальности

Участники группы  должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «здесь и теперь»!

9. Правило «вето»

Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.

Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.

Во время  обсуждения правил, психолог дает возможность  высказаться всем желающим, выслушать  все предложения, замечания и  обсудить их.

Опыт  работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам  не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.

Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит  и от группы, в которой проводится тренинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Феномен  обратной связи в групповой работе

Потенциальное преимущество групповой работы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания с конкретным участником группы. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.

Значимая обратная связь оказывает  влияние на оценку участникам группы своих установок и поведения, формирование его "Я-концепции". Часто  люди знают, чего они хотят, но требуется  соучастие и принятие их группой  для усиления уверенности в себе и принятия соответствующего решения. Обратная связь вызывает много эмоций. Принятие её людьми осложнено и зависит от множества факторов: во-первых, от личности коммуникатора, его статуса, сложившихся с ним отношений, его авторитетности для получателя обратной связи; во-вторых, от личности получателя обратной связи, его характера, статуса, установок на людей; в-третьих, от способности коммуникатора вызывать доверие, симпатию, его внешней привлекательности, умения убеждать и т.д.

Обратная связь подразделяется на:

а) поведенческую ("Мне кажется, ты ведешь себя слишком властно");

б) эмоциональную ("Ты мне нравишься");

в) эмоционально-поведенческую ("Ты ведешь себя властно, и это меня злит").

В тренинговой работе необходимо учитывать  основные закономерности восприятия обратной связи:

1. Позитивная обратная связь  воспринимается лучше, чем негативная.

2. Отрицательно окрашенная информация  требует подкрепления позитивной  эмоциональной прибавкой.

3. Принятие обратной связи зависит  от последовательности предъявления  знака эмоциональной окрашенности информации: вначале следует дать позитивную обратную связь (сказать хорошее о человеке), а уж потом отрицательную. Это лучше, чем наоборот. Поскольку в социально-психологическом тренинге самораскрытие участников, усвоение новых поведенческих навыков во многом зависят от качества обратной связи, к ней предъявляются специальные требования. От участников требуется:

1. Давать обратную связь по  поводу поведения, а не свойств  личности (вместо "Вы - безответственны" - "За последнюю неделю вы опоздали четыре раза").

2. Давать обратную связь по  поводу событий, происходящих  в момент разговора, а не  по поводу того, что было в  прошлом.

3. Различать оценку личности  и оценку поступка.

В процессе социально-психологического тренинга увеличивается позитивная и безоценочная обратная связь. Люди чувствуют себя более комфортно. Участникам рекомендуется давать интерпретацию, описание, позитивную эмоциональную оценку в ходе обратной связи: "Какие у тебя глаза!", "Какая ты красивая!".

В качестве упражнений, широко используемых в практике для выражения обратной связи, можно назвать:

1. "Расскажи мне обо мне..."

2. Закончи фразу: "Мне кажется,  что ты..."; "Что мне нравится  в тебе, так это...".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к  главе 1

В главе 1 были изучены и проанализированы теоретические данные по теме: «Коммуникативный тренинг»:

    1. Коммуникативный тренинг – это наиболее эффективный метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений.
    2. Вербальные и невербальные средства общения позволяют повысить эффективность делового общения. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Умелое использование лингвистических особенностей того или иного языка, правильное употребление слов и выражений, стилей языка выражают образованность говорящего, способствуют достижению целей общения, формируют социальный статус собеседника. Невербальные средства общения включают позы, жесты, мимику, взгляды, запахи, положение человека в пространстве, организацию межличностного пространства и т.д.
    3. Потенциальное преимущество групповой работы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания с конкретным участником группы. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков