Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.
Стр.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....
1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...
1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...
1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….
1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….
1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..
Выводы по главе 1……………………………………………………….
Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….
2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………
2.2. Условия проведения…………………… ……………………...
2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..
Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..
Заключение ………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………
Групповая терапия - процесс, который существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов или нет, речь идёт лишь о том, что неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план взаимодействия между участниками.
Сензитивный тренинг
Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.
Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
1.4. Принципы работы в группе. Правила в «круге»
В групповой работе следует учитывать следующие принципы:
Необходимо отметить, что при наборе группы важно учитывать возраст участников, желательно, чтобы он был приблизительно одинаков.
Для того, чтобы работа в группе
была более эффективной и
Правила «круга»
1. Правило именной карточки:
Каждый участник группы носит на
груди именную карточку все время
работы тренинга. На карточке участник
пишет то имя, которым будут называть
его все остальные члены
Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам того хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы. И, кроме того, возможность называть себя вымышленным именем способствует ослаблению стереотипного самосознания и поведения участников.
2. Правило «здесь и теперь»
Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга – превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).
Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т.п.).
3. Правило обратной связи
Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».
4. Правило недопустимости
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты говоришь много и неконкретно…» или вместо фразы «Ты мне не нравишься» лучше сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т.п.
Психологически важно
5. Правило присутствия на тренинге
Присутствие на тренинге каждого члена группы необходимо все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.
Это правило обычно вызывает самые
серьезные затруднения и
6. Разговоры на тренинге
Во время работы в группе одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других, что, собственно, и является основным в работе психологической группы. С другой стороны, из участников имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг», то есть не разрешается перешептываться с соседом и «бурчать под нос».
Это правило тоже вызывает затруднение при выполнении, поскольку типичная ситуация такова, что переживания и эмоции переполняют участников и держать все это при себе очень трудно, но поделиться этими переживаниями со всеми - тоже трудно. В результате люди выражают свои эмоции «бурчанием», комментариями «под нос» и пр. Помимо того, что это мешает другим участникам слушать друг друга, это еще и психологически не приносит пользы, поскольку суть групповой психологической работы – именно в выслушивании других и реагировании на их слова и действия. Если этого не происходит – не происходит и психологического эффекта от участия в группе.
7. Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе
Не разрешается обсуждать
Вопросы такого типа и вообще акцентирование внимания на процедурных моментах означают наблюдательскую позицию участника. Наблюдая за группой со стороны, оценивая работу ведущего и других участников, человек не включается в работу и вместо того, чтобы испытывать и анализировать собственные чувства и переживания, занимается анализом и оценкой поведения других людей. Это опять же снижает эффективность участия в группе. Поэтому ведущий не имеет права давать себя втягивать в эти, не имеющие отношения к смыслу разговоры.
8. Правило конфиденциальности
Участники группы должны понимать, что нельзя выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они получат о ком-то из участников группы в ходе работы. Только «здесь и теперь»!
9. Правило «вето»
Это правило (или право) в основном распространяется на ведущих группы, которые несут основную ответственность за «экологичность» работы. Ведущий, наблюдающий процесс, который может навредить либо отдельному участнику, либо группе в целом, имеет право прервать этот процесс.
Приведенный перечень правил, которые могут быть использованы для работы на тренинге, далеко неполный. Каждый ведущий, планируя начало занятий, ориентируется в подборе правил и на особенности участников, и на специфику группы в целом, и на свое представление о целях занятий.
Во время обсуждения правил, психолог дает возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.
Опыт работы показывает, что каждая группа индивидуальна так же, как индивидуален и каждый ее участник, поэтому нам не представляется возможным заранее предложить жесткий сценарий тренинга. Мы предлагаем план и содержание первого занятия, а предоставленный ниже перечень упражнений поможет вам в планировании следующих занятий, т.к. цели и ход занятий зависят от индивидуальных потребностей участников группы.
Ведущий сам определяет, какие упражнения и в какой последовательности использовать для достижения результата, тем более что это зависит и от группы, в которой проводится тренинг.
1.5. Феномен обратной связи в групповой работе
Потенциальное преимущество групповой работы - это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания с конкретным участником группы. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчить разрешение межличностных конфликтов вне группы.
Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку участникам группы своих установок и поведения, формирование его "Я-концепции". Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой для усиления уверенности в себе и принятия соответствующего решения. Обратная связь вызывает много эмоций. Принятие её людьми осложнено и зависит от множества факторов: во-первых, от личности коммуникатора, его статуса, сложившихся с ним отношений, его авторитетности для получателя обратной связи; во-вторых, от личности получателя обратной связи, его характера, статуса, установок на людей; в-третьих, от способности коммуникатора вызывать доверие, симпатию, его внешней привлекательности, умения убеждать и т.д.
Обратная связь подразделяется на:
а) поведенческую ("Мне кажется, ты ведешь себя слишком властно");
б) эмоциональную ("Ты мне нравишься");
в) эмоционально-поведенческую ("Ты ведешь себя властно, и это меня злит").
В тренинговой работе необходимо учитывать основные закономерности восприятия обратной связи:
1. Позитивная обратная связь
воспринимается лучше, чем
2. Отрицательно окрашенная
3. Принятие обратной связи
1. Давать обратную связь по
поводу поведения, а не
2. Давать обратную связь по поводу событий, происходящих в момент разговора, а не по поводу того, что было в прошлом.
3. Различать оценку личности и оценку поступка.
В процессе социально-психологического тренинга увеличивается позитивная и безоценочная обратная связь. Люди чувствуют себя более комфортно. Участникам рекомендуется давать интерпретацию, описание, позитивную эмоциональную оценку в ходе обратной связи: "Какие у тебя глаза!", "Какая ты красивая!".
В качестве упражнений, широко используемых в практике для выражения обратной связи, можно назвать:
1. "Расскажи мне обо мне..."
2. Закончи фразу: "Мне кажется, что ты..."; "Что мне нравится в тебе, так это...".
Выводы к главе 1
В главе 1 были изучены и проанализированы теоретические данные по теме: «Коммуникативный тренинг»: