Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....

1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...

1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...

1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….

1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….

1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..

Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….

2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………

2.2. Условия проведения…………………… ……………………...

2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..

Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая мвт.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тренинг коммуникативных  навыков.

2.1. Организация коммуникативного тренинга

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Овладение определенными коммуникативными знаниями
  • Повышение общего уровня психологической культуры
  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других
  • Формирование умения вступать в контакты с разными людьми
  • Формирование активной социальной позиции и развитие способности производить значимые изменения в своей жизни
  • Формирование умения сотрудничать, вступать в деловые контакты
  • Умение влиять на общение в отношениях между людьми в микросоциуме
  • Умение правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику

 

Объект деятельности:  участники тренинга.

Предмет деятельности: коммуникативные условия развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия проведения

Длительность  тренинга: 2 занятия по 6 часов.

Количество  участников: 10 - 12 человек.

Помещение для занятий должно позволять  расставить стулья для участников по кругу, так же помещение должно быть хорошо освещенным, комфортным.

Используемые  средства: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах, психологическое просвещение – по окончанию занятий у каждого участника получается психологический буклет.

Материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Описание  программы

День 1

Время: 10.00-11.30

Упражнение  "Знакомство"

Я представляюсь и говорю о целях тренинга.

Цель: знакомство с группой.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бейдж, фломастер.

Подготовка: Каждому члену группы даются фломастер и бейдж.

Инструкция. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и не были бы против, чтобы и сейчас, в неформальной обстановке, к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого  из участников от этого тренинга (что  вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

Упражнение  «Качества»

Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лёд» и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время: 35 минут.

Материалы: бумага, карандаш, ручки.

Подготовка: Каждому члену группы даются карандаши и бумага.

Инструкция. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я?». Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я».

После того как закончите составлять этот перечень, прикройте листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.

Упражнение «Фото»

Необходимое время: 15 минут

Цель для участников: изучение особенностей восприятия.

Цель для тренера: активная демонстрация перцептивной стороны общения.

Данное упражнение может проходить  в нескольких вариантах.

Инструкция.

1. Ведущий показывает в течение  5 -7 секунд слушателям портрет  человека и просит описать  его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию, это задание позволяет проверить наблюдательность.

2. Ведущий показывает портрет  какого-нибудь человека, но представляет его иначе, называя другую профессию. Предполагается описать черты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно будет обнаружено влияние установок на восприятие.

Упражнение  «Все мы особые» 

Необходимое время: 10 минут

Цель для участников: развитие наблюдательности.

Цель для тренера: обучение навыкам социальной перцепции.

Инструкция. Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча, смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, цвет глаз, волос. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим  и лишь на 7% содержанию вашей речи». 5 Программа тренинга коммуникативной компетенции.

Перерыв 15 минут

Время: 11.30-13.00

Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с  определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной  компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Упражнение  «Детектив»

Необходимое время: 20 минут

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Инструкция. Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет  выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

    • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
    • Почему?

 

Далее участникам предлагается обсудить значимость техники повторения.

Упражнение  «Повторение»

Необходимое время: 20 минут

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Инструкция. Участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности  и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

Перерыв 60 минут

Время 14.00-16.40

Отработка техники перефразирования

Упражнение  «Стихотворение»

Необходимое время: 25 минут

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Инструкция. Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» - «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

Обсуждение упражнения:

- Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало  суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Необходимое время: 25 минут

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Инструкция. Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

 

Отработка техники интерпретации

Необходимое время: 30 минут

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Инструкция. Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть, что ты…». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

 

Обсуждение упражнения:

- Какие вопросы были наиболее  удачными для прояснения причин  или целей высказывания другого  человека?

Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

Время: 16.40 – 17.00

Подведение итогов дня

Я кратко перечисляю все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагаю всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

 

День 2

Время: 10.00 – 11.30

Развитие способности задавать открытые вопросы

Упражнение  «Пум-пум-пум»

Необходимое время: 30 минут

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Инструкция. Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный  материал, в котором описаны все  нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Необходимое время: 30 минут

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Инструкция. Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники  обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

Перерыв 15 минут

Время 11.45 – 13.00

Отработка техник малого разговора

Я выбираю нескольких участников, с каждым из которых завожу малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагаю группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера.

Далее рассказывается, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать.

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков