Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.
Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»
Предмет: методика коммуникативного тренинга.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....

1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...

1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...

1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….

1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….

1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..

Выводы по главе 1……………………………………………………….

Глава 2. Тренинг коммуникативных навыков………..……………….

2.1. Организация коммуникативного тренинга……………………

2.2. Условия проведения…………………… ……………………...

2.3. Описание программы тренинга……. …..……………………..

Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая мвт.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

Введение………………………………………………………………….

 

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга…….………....

 

       1.1. Определение понятия коммуникативный тренинг…………...

 

       1.2. Вербальные и невербальные средства общения …...………...

 

      1.3. Методы группового обучения общению ……...………..…….

 

1.4. Принципы работы в группе. Правила круга………………….

 

1.5. Феномен обратной связи в групповой работе………………..

 

Выводы по главе 1……………………………………………………….

 

Глава 2.  Тренинг коммуникативных навыков………..……………….

 

2.1. Организация коммуникативного  тренинга……………………

 

       2.2. Условия  проведения…………………… ……………………...

 

       2.3. Описание  программы тренинга……. …..……………………..

 

Выводы по главе 2 ……………………. ………………………………..

 

Заключение ………………………………………………………………

 

Список литературы ……………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Актуальность выбранной темы обусловлена одной из основных проблем, с которой сталкиваются люди – это проблема взаимодействия с окружающими людьми, общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема  общения традиционно находится  в центре внимания отечественных  социальных психологов в связи с  ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности  человека и социальных групп. Человек  без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

Для того, чтобы помочь людям преодолеть эти  трудности, необходима групповая форма  работы. Наиболее эффективным в этом плане, на мой взгляд, является коммуникативный тренинг. 

Цель: изучить теоретический анализ литературы по теме тренинг, изучение методов современных научных исследований, разработка программы коммуникативного тренинга.

Объект: научная и учебно-методическая литература по дисциплине «Методика ведения тренинга», по теме «Коммуникативный тренинг»

Предмет: методика коммуникативного тренинга.

Задачи:

    • теоретический анализ современных представлений о коммуникативном тренинге
    • изучение принципов работы в группе и правил «круга»
    • разработать программу психологического тренинга формирования коммуникативных умений и навыков

Методы исследования:

    • Теоретический анализ литературы, обобщение, анализ и систематизация научных материалов
    • Практическая разработка тренинговой программы

 

 

Глава 1. Характеристика коммуникативного тренинга

    1. . Определение понятия коммуникативный тренинг

Коммуникативный тренинг – это  форма  психологического воздействия, основанного на активных методах  групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы  развития личности, формирования коммуникативных  навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога.

Член группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать  и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический  комфорт и защищенность. Таким образом, тренинг это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.

В группе, с помощью специальной  системы психологических упражнений и игр, у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы, быть счастливым. Это очень важно, поскольку в общении находят удовлетворение основные социальные потребности личности: быть любимыми, оцененными, признанными.

Групповой процесс охватывает три  основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки. Конативный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения.

Контингент участников подобных групп очень широк. Это представители, так называемых, коммуникативных профессий - руководители, преподаватели, учащиеся, тренеры, социальные работники и т.д., а также люди, испытывающие затруднения в общении в повседневной жизни. Данный метод используется и в решении психотерапевтических задач при работе с людьми, страдающими психическими и соматическими заболеваниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Вербальные  и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

    • Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
    • Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
    • Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в  ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

Невербальные средства общения  изучают следующие науки:

 

Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

Такесика – прикосновение в  ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и пр.

Проксемика – расположение людей  в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    • интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
    • личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
    • социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движение мышц лица, –  отражающая внутреннее эмоциональное  состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много  информации, в языке жестов, как  и в речи, есть слова, предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы группового обучения общению

Психологическая наука до конца XIX столетия развивалась как психология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX - XX вв. в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли групповые переменные. Экспериментально было подтверждено, что уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии.

Активные групповые методы можно  условно объединить в три основных блока:

  • дискуссионные методы
  • игровые методы
  • сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства)

Дискуссионные методы

Благодаря механизму дискуссии  со сверстниками ребёнок отходит  от черт эгоцентрического мышления и  учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированной проблемы, но и случаи из профессиональной практики, и межличностные отношения самих  участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет  метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно  действующего участника событий, приближающихся к реальным.

Игровые методы

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют  сценарий, в который заложен более  или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования  личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором  М. Форвергом и названного им социально-психологическим  тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра- и интерпсихических проявлений индивидов.

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков