Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.

Работа содержит 1 файл

контрольная психотехнологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В заключение занятия  проводится обсуждение, в котором  тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли  для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни.

Фаза Название упражнения Цель упражнения Реквизит Время Дополнения
Вводная фаза беседа Ознакомить с целями и задачами занятия   15 минут  
Фаза  контакта «Светский приём» Сплотить группу и настроить на работу   20 минут  
Фаза  лабилизации «Всеобщее внимание» Развитие умения невербального средства общения   20 минут Тот о ком  рассказывают не должен вмешиваться  в повествование и вставлять  комментарии.
Фаза  обучения «Попроси шоколадку» Отработать  навыки эффективного общения, в частности умения правильно формулировать просьбы   30 минут  
Заключительная  фаза «Аплодисменты по кругу»» Логически завершить  занятие, снять эмоциональное напряжение, вызванное в ходе работы.   10 минут  
 

Встреча 5. Развитие навыков  невербальной коммуникации.

Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние  заповеди общения: доверяйте тому, с кем общаетесь, уважайте того, с кем общаетесь, общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к  незнакомому человеку, важно, чтобы  слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

    1. Вводная фаза. Упражнение «Подарки».

Участники образуют два концентрических круга. И дарят друг другу "подарки". В процессе обсуждения выясняется, что было наиболее приятным. Почему?

2. Фаза контакта. Упражнение «Три закона общения».

Группа делится  на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории.

Инструкция: “На  вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь  с гостями планеты. Эти правила таковы: Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да». Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет». Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно). Заходят Земляни. Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Ведущий в конце  упражнения спрашивает у участников о том, как они себя чувствуют  и что с ними происходило. Вопросы к «землянам»: Что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение? Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

3.Фаза лабилизации. Упражнение «Моя проблема в общении».

Инструкция:

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

После упражнения ведущий спрашивает участников о  том, что они  чувствовали, выполняя упражнение, какие проблемы вызывало данное упражнение.

4.Фаза обучения. Упражнение «Общение в паре».

Инструкция: Выберите себе партнера. Вместе выполните первое из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнеру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.

      Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.

      Сидящий и стоящий. Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения "сверху" и "снизу". Еще через несколько минут поделитесь своими чувствами.

      Только  глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.

      Исследование  лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнера с помощью рук. Затем дайте партнеру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.

5. Заключительная фаза. Упражнение «Рукопожатие».

Инструкция:

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием». В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни.

Фаза Название упражнения Цель упражнения Реквизит Время Дополнения
Вводная фаза «Подарки» Ознакомить с целями и задачами занятия   15 минут  
Фаза  контакта «Три закона общения» развить навыки невербального общения, групповой дискуссии   25 минут  
Фаза  лабилизации «Моя проблема в общении» узнать, какие  проблемы существуют в общении   20 минут Тот о ком  рассказывают не должен вмешиваться  в повествование и вставлять  комментарии.
Фаза  обучения «Общение в паре» Отработать  навыки эффективного общения,   30 минут  
Заключительная  фаза «Рукопожатие» Логически завершить  занятие, поднять настроение   10 минут  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по проведенному занятию

     В результате проведенного занятия цели тренинга были частично достигнуты. Частично, потому что формирование коммуникативных навыков процесс довольно длительный и за одно занятие достигнуть такой цели невозможно. Однако, если применять данную разработанную психотехнологию, то цель вполне может быть достигнута. Занятие, проведенное нами, является лишь фрагментом большой серии упражнений.

    Также в процессе занятия были достигнуты все поставленные задачи.

     Следует отметить, что группа на протяжении всего занятия была достаточно активной, не было людей и факторов, мешающих проведению тренинга.

     Таким образом, группа не только получила новые  теоретические знания о составляющих общения, но и перенесли на практику эти знания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Попенкова И.М.,г. Красноярск, 2009
  2. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
  3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
  4. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
  6. Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.
  7. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
  8. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екб., 1999. – 245 с.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
 

 

 

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков