Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа
Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.
В заключение занятия
проводится обсуждение, в котором
тренер и участники делятся
Фаза | Название упражнения | Цель упражнения | Реквизит | Время | Дополнения |
Вводная фаза | беседа | Ознакомить с целями и задачами занятия | 15 минут | ||
Фаза контакта | «Светский приём» | Сплотить группу и настроить на работу | 20 минут | ||
Фаза лабилизации | «Всеобщее внимание» | Развитие умения невербального средства общения | 20 минут | Тот о ком рассказывают не должен вмешиваться в повествование и вставлять комментарии. | |
Фаза обучения | «Попроси шоколадку» | Отработать навыки эффективного общения, в частности умения правильно формулировать просьбы | 30 минут | ||
Заключительная фаза | «Аплодисменты по кругу»» | Логически завершить
занятие, снять эмоциональное |
10 минут |
Встреча 5. Развитие навыков невербальной коммуникации.
Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.
Вот древние заповеди общения: доверяйте тому, с кем общаетесь, уважайте того, с кем общаетесь, общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.
Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.
Участники образуют два концентрических круга. И дарят друг другу "подарки". В процессе обсуждения выясняется, что было наиболее приятным. Почему?
2. Фаза контакта. Упражнение «Три закона общения».
Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории.
Инструкция: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты. Эти правила таковы: Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да». Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет». Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно). Заходят Земляни. Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».
Ведущий в конце упражнения спрашивает у участников о том, как они себя чувствуют и что с ними происходило. Вопросы к «землянам»: Что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение? Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?
3.Фаза лабилизации. Упражнение «Моя проблема в общении».
Инструкция:
Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.
После упражнения ведущий спрашивает участников о том, что они чувствовали, выполняя упражнение, какие проблемы вызывало данное упражнение.
4.Фаза обучения. Упражнение «Общение в паре».
Инструкция: Выберите себе партнера. Вместе выполните первое из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнеру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.
Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.
Сидящий и стоящий. Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения "сверху" и "снизу". Еще через несколько минут поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.
Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнера с помощью рук. Затем дайте партнеру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.
5. Заключительная фаза. Упражнение «Рукопожатие».
Инструкция:
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием». В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни.
Фаза | Название упражнения | Цель упражнения | Реквизит | Время | Дополнения |
Вводная фаза | «Подарки» | Ознакомить с целями и задачами занятия | 15 минут | ||
Фаза контакта | «Три закона общения» | развить навыки невербального общения, групповой дискуссии | 25 минут | ||
Фаза лабилизации | «Моя проблема в общении» | узнать, какие проблемы существуют в общении | 20 минут | Тот о ком рассказывают не должен вмешиваться в повествование и вставлять комментарии. | |
Фаза обучения | «Общение в паре» | Отработать навыки эффективного общения, | 30 минут | ||
Заключительная фаза | «Рукопожатие» | Логически завершить занятие, поднять настроение | 10 минут |
Выводы по проведенному занятию
В результате проведенного занятия цели тренинга были частично достигнуты. Частично, потому что формирование коммуникативных навыков процесс довольно длительный и за одно занятие достигнуть такой цели невозможно. Однако, если применять данную разработанную психотехнологию, то цель вполне может быть достигнута. Занятие, проведенное нами, является лишь фрагментом большой серии упражнений.
Также в процессе занятия были достигнуты все поставленные задачи.
Следует отметить, что группа на протяжении всего занятия была достаточно активной, не было людей и факторов, мешающих проведению тренинга.
Таким
образом, группа не только получила новые
теоретические знания о составляющих
общения, но и перенесли на практику эти
знания.
Список литературы: