Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа
Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт психологии
Кафедра
педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
курсу «Психотехнологии
развития личности»
на тему:
Тренинг коммуникативных
навыков
Студент: Ющенко К. Б.,
Екатеринбург 2010
Тренинг коммуникативных навыков
Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.
В процессе коммуникации партнеры могут оказать влияние друг на друга. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, в результате которого происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникативного процесса. При этом, на наш взгляд, важно учитывать тот факт, что коммуникативное влияние возможно только в том случае, если человек, передающий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой системой кодификации и декодификации; т.е. только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга
Актуальность тренинга:
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять. Именно на развитие коммуникативных навыков направлен наш тренинг.
Цели и задачи тренинга коммуникативных навыков
Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Теоретические и методологические основы
Согласно представлениям современных исследователей, коммуникация представляет собой структурную единицу общения. Так, например, по мнению Г.М. Андреевой, в структуру общения входят три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (социальная перцепция) [1]. Б.Ф. Ломов, рассматривая данную проблему, также выделяет три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную . Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
По мнению А.А. Леонтьева, общение понимается как определенная сторона деятельности, а деятельность как условие общения .Д.Б. Эльконин рассматривает общение как особый вид деятельности. Более того, по мнению большинства авторов, взаимное информирование в процессе коммуникации предполагает налаживание совместной деятельности.
По нашему мнению, общение - самостоятельный вид деятельности, который тесно связан с другими видами деятельности.
Передавая информацию, участники коммуникации в процессе общения ставят перед собой определенные цели, намерения, интенции [7]. По мнению Е.В. Клюева, коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт
В основу данного тренинга развития коммуникативных навыков положена концепция Г. М. Андреевой. По ее мнению каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной).
Группа умений
соответствующая коммуникационн
Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты.
Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях[14].
Данный тренинг
направлен на развитие именно этих
трех сторон общения (коммуникационной,
перцептивной и интерактивной).
Программа тренинга
Вводная часть:
Фазы реализации психотехнологии личности
На этой фазе происходит знакомство с целями и задачами данного занятия, с ведущими, а также знакомство внутри группы.
Цель: создание дружественной и активной групповой атмосферы, снижение уровня психологической защиты, снятие ситуативной тревожности, принятие групповых норм и правил.
Фаза лабилизации - это фаза, на которой создается ситуация неудовлетворенности уровнем своих умений, навыков, способов поведения и формирования активного рабочего настроя участников на обучение.
Цель фазы: показать, что проблема существует и есть возможность научиться ее решать.
Цель: выявление и отработка приемов уверенного поведения.
Здесь происходит подведение итогов, заключительная рефлексия, пожелания.
После каждой фазы производится рефлексия, участники и ведущие активно обсуждают упражнения.
Содержание занятий
Встреча 1.Развитие коммуникационной стороны общения. Умение убеждать и аргументировать свою позицию, четко излагая свои мысли.
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно.
На первой, вводной фазе первого занятия с участниками проводится беседа, в ходе которой ведущий знакомит их с целями задачами тренинга, а так же участники рассказывают о своих ожиданиях от занятий и тренинга в целом, задают вопросы ведущим.
Далее следует фаза контакта, в ходе которой участникам предлагается выполнить упражнение «Это мое имя».
Целью этого упражнения является знакомство участников тренинга друг с другом.
По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь. Например он может попытаться ответить на такие вопросы: Знаю ли я, кто его для меня выбрал? Знаю ли я, что означает мое имя? Кто еще в семье носил это имя?
После упражнения участникам предлагается обсудить полученные результаты , ведущий спрашивает легко ли было рассказывать о своем имени? Если нет, почему?
На фазе лабилизации предлагается следующее упражнение: «Витязь на распутье»
Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
После завершения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого необходимо выявить почему Илья Муромец выбрал именно этот путь, какие способы убеждения использовали участники и почему, какие плюсы и минусы каждого выступления увидели участники, удалось ли аргументировать какждой команде свою позицию если нет, то почемуна их взгляд так произошло.
Фаза обучения. Упражнение «Завтрак с героем»
Перед началом упражнения с участниками проводится беседа в ходе которой рассказывается способах убеждения собеседника, стратегиях ведения беседы. Из предыдущего упражнения участники определяют те способы убеждения, которые являются на данный момент наиболее эффективными.
Инструкция. Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты. Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты. Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя. А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
После упражнения проводится беседа в ходе которой тренер спрашивает почему остался именно этот герой, легко было уступать и почему.
Заключительное упражнение называется «Делаем комплименты».
Инструкция: один из участников поворачивается к соседу слева и делает ему комплимент по поводу работы на занятии. Затем тот, кому был сделан комплимент, поворачивается так же к соседу слева и тоже делает комплимент. И так по кругу делает каждый участник.
Затем обсуждаются комплименты. Участники говорят, были ли комплименты справедливы, согласны ли они с ними, что чувствовали, когда им говорили комплименты.
В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни.
Фаза | Название упражнения | Цель упражнения | Реквизит | Время | Дополнения |
Вводная фаза | беседа | Ознакомить с целями и задачами тренинга | 15 минут | ||
Фаза контакта | «Это мое имя» | Знакомство участников тренинга друг с другом. | 30 минут | ||
Фаза лабилизации | «Витязь на распутье» | Создать ситуацию неудовлетворенности умением отстаивать свою позицию | 40 минут | ||
Фаза обучения | «Завтрак с героем» | Отработать навыки убеждения и аргументации своей позиции | Лист бумаги, ручки | 50 минут | По ходу обсуждения, тренером задаются наводящие вопросы |
Заключительная фаза | «Комплименты» | Создание дружеской и доверительной атмосферы | 20 минут |