Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.

Работа содержит 1 файл

контрольная психотехнологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования 

 «Российский  государственный профессионально-педагогический  университет»

Институт  психологии

Кафедра педагогической психологии 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу «Психотехнологии развития личности» 

на тему: Тренинг коммуникативных навыков 
 
 
 
 
 

            Студент: Ющенко К. Б.,

                                                                    Группа: ПП - 301

                                                                  Преподаватель: Шахматова О.Н. 
 

Екатеринбург 2010

Тренинг коммуникативных  навыков

Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных  навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.

В процессе коммуникации партнеры могут оказать влияние  друг на друга. Обмен информацией  предполагает воздействие на поведение  партнера, в результате которого происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникативного процесса. При этом, на наш взгляд, важно учитывать тот факт, что коммуникативное влияние возможно только в том случае, если человек, передающий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой системой кодификации и декодификации; т.е. только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга

Актуальность  тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и  его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять. Именно на развитие коммуникативных навыков направлен наш тренинг.

Цели  и задачи тренинга коммуникативных  навыков

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • отработать навыки убеждения
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
  • развить умение находить подход к людям
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
  • развитие умения невербального средства общения.
  • обучить эффективным способам общения.

 

Теоретические и методологические основы

Согласно представлениям современных исследователей, коммуникация представляет собой структурную  единицу общения. Так, например, по мнению Г.М. Андреевой, в структуру общения  входят три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (социальная перцепция) [1]. Б.Ф. Ломов, рассматривая данную проблему, также выделяет три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную . Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

По мнению А.А. Леонтьева, общение понимается как  определенная сторона деятельности, а деятельность как условие общения .Д.Б. Эльконин рассматривает общение как особый вид деятельности. Более того, по мнению большинства авторов, взаимное информирование в процессе коммуникации предполагает налаживание совместной деятельности.

По нашему мнению, общение - самостоятельный вид деятельности, который тесно связан с другими видами деятельности.

Передавая информацию, участники коммуникации в процессе общения ставят перед  собой определенные цели, намерения, интенции [7]. По мнению Е.В. Клюева, коммуникативная  цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт

В основу данного тренинга развития коммуникативных навыков положена концепция Г. М. Андреевой. По ее мнению каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной).

 Группа умений  соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.

Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты.

Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях[14].

Данный тренинг  направлен на развитие именно этих трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программа тренинга

    Вводная часть:

  • Ознакомление участников с целями и задачами тренинга;
  • Формулирование понятия уверенности в себе ведущими и самими участниками тренинга.

Фазы  реализации психотехнологии личности

  1. Вводная фаза.

      На этой фазе происходит знакомство с целями и задачами данного занятия, с ведущими, а также знакомство внутри группы.

  1. Фаза контакта.

      Цель: создание дружественной и активной групповой атмосферы,    снижение уровня психологической защиты, снятие ситуативной тревожности, принятие групповых норм и правил.

  1. Фаза лабилизации.

      Фаза  лабилизации  - это фаза, на которой  создается ситуация неудовлетворенности  уровнем своих умений, навыков, способов поведения и формирования активного рабочего настроя участников на обучение.

      Цель  фазы: показать, что проблема существует и есть возможность научиться  ее решать.

  1. Фаза обучения.

      Цель: выявление и отработка приемов  уверенного поведения.

  1. Заключительная фаза.

      Здесь происходит подведение итогов, заключительная рефлексия, пожелания.

      После каждой фазы производится рефлексия, участники  и ведущие активно обсуждают  упражнения.

    Содержание  занятий

    Встреча 1.Развитие коммуникационной стороны общения. Умение убеждать и аргументировать свою позицию, четко излагая свои мысли.

Счастье – это  когда тебя понимают! Можно переформулировать  фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что  называется. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и  людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно.

На первой, вводной фазе первого занятия с участниками проводится беседа, в ходе которой ведущий знакомит их с целями задачами тренинга, а так же участники рассказывают о своих ожиданиях от занятий и тренинга в целом, задают вопросы ведущим.

Далее следует  фаза контакта, в ходе которой участникам предлагается выполнить упражнение «Это мое имя».

Целью этого  упражнения  является знакомство участников тренинга друг с другом.

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь. Например он может попытаться ответить на такие вопросы: Знаю ли я, кто его для меня выбрал? Знаю ли я, что означает мое имя?  Кто еще в семье носил это имя?

 После упражнения участникам предлагается обсудить полученные результаты , ведущий спрашивает легко ли было рассказывать о своем имени? Если нет, почему?

На фазе лабилизации предлагается следующее упражнение: «Витязь на распутье»

Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

После завершения упражнения  проводится обсуждение, в ходе которого необходимо выявить  почему Илья Муромец выбрал именно этот путь, какие способы убеждения  использовали участники и почему, какие плюсы и минусы каждого  выступления увидели участники, удалось ли  аргументировать какждой команде свою позицию если нет, то почемуна их взгляд так произошло.

Фаза  обучения. Упражнение «Завтрак с героем»

      Перед началом упражнения с участниками  проводится беседа в ходе  которой рассказывается способах убеждения собеседника, стратегиях ведения беседы.  Из предыдущего упражнения участники определяют те способы убеждения, которые являются на данный момент наиболее эффективными.

Инструкция. Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты. Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты. Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя. А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

После упражнения проводится беседа в ходе которой тренер спрашивает почему остался именно этот герой, легко было уступать и почему.

Заключительное  упражнение называется «Делаем комплименты».

      Инструкция: один из участников поворачивается к  соседу слева и делает ему комплимент по поводу работы на занятии. Затем тот, кому был сделан комплимент, поворачивается так же к соседу слева и тоже делает комплимент. И так по кругу делает каждый участник.

      Затем обсуждаются комплименты. Участники  говорят, были ли комплименты справедливы, согласны ли они с ними, что чувствовали, когда им говорили комплименты.

      В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники  делятся впечатлениями, говорят, что  нового они вынесли для себя, чем  будут пользоваться в дальнейшей жизни.

Фаза Название упражнения Цель упражнения Реквизит Время Дополнения
Вводная фаза беседа Ознакомить  с целями и задачами тренинга   15 минут  
Фаза  контакта «Это мое  имя» Знакомство  участников тренинга друг с другом.   30 минут  
Фаза  лабилизации «Витязь на распутье» Создать ситуацию неудовлетворенности  умением отстаивать свою позицию   40 минут  
Фаза  обучения «Завтрак с  героем» Отработать  навыки убеждения и аргументации своей позиции Лист бумаги, ручки 50 минут По ходу обсуждения, тренером задаются наводящие вопросы
Заключительная  фаза «Комплименты» Создание дружеской  и доверительной атмосферы    20 минут  

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков