Тренинг коммуникативных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация - это не только процесс передачи информации, но и активный обмен ею. В то же время, при формировании коммуникативных навыков важно учитывать именно формальную сторону, фиксировать сам факт передачи информации.

Работа содержит 1 файл

контрольная психотехнологии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)
 

 

Встреча 2.Обучение эффективным способам общения.

Как часто мы сталкиваемся с такой проблемой в общении как непонимание, к нему ведут многие причины: неумение правильно сформулировать свои мысли и просьбы, не понимание эмоционального состояния собеседника и т.  д.

Данный блок тренинга помогает научится понимать собеседника, правильно диагностировать  его эмоциональное состояние  и исходя из этого выбирать тип общения и воздействия на него. 
1. Вводная фаза.

С участниками  тренинга проводится небольшая беседа, в ходе которой тренер рассказывает  о видах просьб, о том, что  имеет  большое значения для создания положительной  эмоциональной атмосферы в общении, о всем том, что нужно сделать , чтобы общение стало наиболее эффективным для двеих сторон.

 2. Фаза  контакта. Упражнение «Переводчик».

      Цель: сформировать навыки внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений.

Выбирается 4 добровольца. Двое – иностранцы (они из разных стран и друг друга не понимают) и двое – переводчики. Ситуация деловых переговоров. Иностранцы встретились, чтобы сделать друг другу деловое предложение. А переводчики, должны друг через друга передавать слова иностранцев, но не слово в слово, а через перефразирование, стараясь не исказить информацию.

Далее – обсуждение , легко ли было выполнять упражнение , если нет то почему? с какими трудностями  столкнулись?

3.Фаза лабилизации

На фазе лабилизации  проводится упражнение «С ЧУЖОГО ГОЛОСА...»

Это упражнение позволяете проблемы восприятия другого  человека, которые существуют на данный момент.

Инструкция: Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Затем они меняются ролями. Когда игроки в парах познакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается как можно точнее войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, то есть у «зрителей» должна возникнуть иллюзия «самопредставления».

По ходу выполнения упражнения тот, о ком рассказывают не должен прерывать рассказ и вставлять комментарии.

4. Фаза обучения. Упражнение ««Попроси шоколадку»

Перед проведением  упражнения тренер рассказывает о видах  просьб и их воздействии, а также  о том как правильно нужно  формулировать. Инструкция: Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).

Я даю ему  шоколадку. Ваша задача по очереди попросить  шоколадку у водящего, так что  бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

После  завершения упражнения участники совместно  с тренером обсуждают результаты, легко ли было формулировать просьбы, с какими трудностями столкнулись участники.

5. Заключительная фаза. Упражнение «Подарок»

Каждый участник говорит о том, чтобы он хотел  подарить своему соседу слева, и так  по кругу.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями. В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни. 
 
 
 
 

Фаза Название упражнения Цель упражнения Реквизит Время Дополнения
Вводная фаза беседа Ознакомить с целями и задачами занятия   15 минут  
Фаза  контакта «Переводчик» Сформировать навыки внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений.   30 минут  
Фаза  лабилизации «С ЧУЖОГО ГОЛОСА...» 
Создать ситуацию неудовлетворенности  умением передавать стиль общения другого человека, увидеть как ты воспринимаешься другими.   40 минут Тот о ком  рассказывают не должен вмешиваться  в повествование и вставлять комментарии.
Фаза  обучения «Попроси шоколадку» Отработать  навыки эффективного общения, в частности умения правильно формулировать просьбы   30 минут  
Заключительная  фаза «Подарок»» Создание дружеской  и доверительной атмосферы    20 минут  
 

 

Встреча 3.Эмоциональная сторона общения.

В общении  огромную роль играют эмоции, они помогают лучше понять человека и его эмоциональное состоянии, эффективнее передать нужную информацию, понять скрытый подтекст и т.  д.

    1. Вводная фаза. Беседа о роли эмоций в общении, понятии эмпатии, способах поднятия настроения собеседника.
    2. Фаза контакта. Итак, как мы уже отметили важность эмоциональной стороны общения не вызывает сомнений. Проведя следующее упражнение мы определим какие же существуют наиболее интересные способы поднятия настроения.

Инструкция. Упражнение называется «А я счастлив…»  Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Обсуждение. Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

    1. Фаза лабилизации. Упражнение «Передать одним словом»

Инструкция. Раздаются  карточки, на которых написаны названия эмоций, участники, не показывая их другим ,говорят слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций: Радость,Удивление,Сожаление,Разочарование,Подозрительность, Грусть,Веселье,Холодное равнодушие,Спокойствие, Заинтересованность, Уверенность, Желание помочь, Усталость, Волнение, Энтузиазм.

Обсуждение :Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? Какие трудности возникли при идентификации эмоций.

    1. Фаза обучения. Существуют некоторые, так называемые «универсальные эмоции» , эмоции которые очень просто идентифицировать, также важно отметить , что как правило определенное эмоциональное состояние это как правило поведенческий комплекс, в который входит и невербальные проявления(мимика, жесты и др.)

На фазе обучения предлагается выполнение упражнения «Поделись со мной.»

Участникам предлагается разделиться на пары и в течении 10 минут сохранять молчание , обозначая свое эмоциональное состояние одним из выбранных участником комплексом «универсальных эмоций».Заранее следует договориться о очередности. После завершения упражнения проводится обсуждение полученных результатов.

    1. Заключительная фаза. Упражнение “Мои впечатления”. Тренер задает вопрос об актуальном состоянии участников группы. Обмен впечатлениями. Подведение итогов.

 

Фаза Название упражнения Цель упражнения Реквизит Время Дополнения
Вводная фаза беседа Ознакомить с целями и задачами занятия   15 минут  
Фаза  контакта «А я счастлив…» Дать представление  о способах поднятия настроения   30 минут  
Фаза  лабилизации «Передать одним словом» 
Создать ситуацию неудовлетворенности  умением передавать эмоции и эмоциональное состояние Карточки с  названием эмоций 40 минут  
Фаза  обучения «Поделись со мной»» Отработка навыков  понимания эмоционального состояния  другого человека.   30 минут  
Заключительная  фаза «Мои впечатления» Создание  доверительной атмосферы   20 минут  
 

 

Встреча 4. Развитие перцептивной стороны общения. Отработка умения внимательно слушать  и слышать  собеседника.

    Перцептивная  сторона общения заключается  в понимании и восприятии партнёра, умении слушать и слышать, правильно  интерпретировать информацию, понимать подтексты. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается "прочтением" за "занавесом" физических характеристик человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Специфической характеристикой перцептивной стороны общения является наличие атрибутивного процесса — приписывания другому человеку как причин его поведения, так и личностных черт. При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции — возникновения привлекательности партнера по общению. Проблемой остается точность межличностного восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения точности межличностного восприятия является развитие перцептивной компетентности при помощи социально-психологического тренинга.

1. Вводная фаза. Беседа.

Перцептивное  общение создаёт важное условие  для совместной деятельности людей  и их отношений. В общении не малую  роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. Упражнения, которые мы проведем сегодня, помогут понять важность интонаций в процессе коммуникации .

      2. Фаза контакта. Упражнение « Светский приём».

Инструкция:

Давайте поприветствуем сегодня друг друга приятным словом, приятным комплементом. Мы будем ходить по комнате и говорить друг другу какие-то добрые слова, опираясь на то, что уже знаем, о том человеке, к которому подошли, например, о его достоинствах, или о том, как он сегодня хорошо выглядит и так далее.

3. Фаза лабилизации. Упражнение  «Всеобщее внимание».

Всем участники  игры выполняют одну и ту же простую  задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

После упражнения ведущие обсуждают с участниками  трудности, которые возникли при  выполнении, замечания к упражнению.

4. Фаза обучения. Упражнение  «Попроси шоколадку».

Инструкция:

Выбираем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование). (Самый справедливый становится водящим он садится по центру). Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

   Группа  должна обсудить ответ каждого участника. Подумать над тем, какой способ просьбы оказался самым эффективным. Ведущий спрашивает о возникших трудностях.

5. Заключительная фаза. Упражнение «Аплодисменты  по кругу» 

     Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне  хочется предложить вам игру, в  ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями. В заключение занятия проводится обсуждение, в котором тренер и участники делятся впечатлениями, говорят, что нового они вынесли для себя, чем будут пользоваться в дальнейшей жизни.

Информация о работе Тренинг коммуникативных навыков