Требования к личности психолога-консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….

9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26

Работа содержит 1 файл

К.р. Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай – заключение контракта с клиентом на 8 – 12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает резкого его прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность.

Цели  психологической помощи:

  • обеспечение условий для научения, то есть помощь в овладении новым поведением;
  • формирование новых социальных умений;
  • преодоление вредных привычек;
  • овладение навыками саморегуляции и др.

Роли  и функции консультанта: выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника); принятие на себя роли модели, образца для подражания.

Причины для изучения психологом-консультантом  основ психоанализа:

  • возможность осознанного отбора и использования бихевиоральных методов для модификации поведения клиента;
  • возможность прерывания условно-рефлекторных связей между стимулами, когда они создают болезненный эффект для клиента (например, посттравматические фобии, тревожные реакции);
  • возможность сознательно не использовать бихевиоральные методы при отсутствии показаний к работе в данной модели [4].

 

2.3. Рационально-эмотивный подход (РЭТ)

РЭТ, или рационально-эмотивная терапия – метод, разработанный в 50-х годах клиническим психологом Альбертом Эллисом. В качестве отправной точки РЭТ А.Эллис выбрал следующую цитату Эпиктета: "На людей влияют не сами события, а то, как люди их воспринимают" [6].

Личность  в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А – В – С, где А – возбуждающее событие (activating event), В – система убеждений (belief system), С – эмоциональное последствие (emotional consequence).Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим событием (А), расценивается человеком с позиций причинно-следственной связи (А вызвало С). На самом деле эмоциональное последствие С возникает не под влиянием события А, а под влиянием В – системы убеждений человека. Корни возникающих эмоций (страха, гнева, тревоги) находятся в системе иррациональных убеждений человека. В качестве средства избавления от сильных эмоциональных последствий используются активное опровержение, приведение рациональных доводов, демонстрация несостоятельности иррациональных убеждений на поведенческом уровне.

РЭТ базируется на следующих основных принципах:

1. Мысли – это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем).

2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся:

    • преувеличение;
    • упрощение;
    • чрезмерное обобщение;
    • алогичные предположения;
    • ошибочные выводы;
    • абсолютизация.

Эти когнитивные  ошибки А.Эллис называет "иррациональными  суждениями". Большинство иррациональных суждений можно отнести к одной из следующих основных категорий:

  1. Катастрофические установки, направленные на преувеличение масштабов негативных последствий событий. Катастрофические установки проявляются в высказываниях клиентов в виде крайних оценок типа "ужасно", "невыносимо" и т.п.
  2. Установки долженствования, отражающие неадекватные требования к людям и ситуациям. Проявляются в высказываниях типа "должен", "обязан", "следует", "необходимо" и т.п.
  3. Оценочные установки, направленные на определение ценности себя и других, исходя из отдельных личностных черт, поступков, качеств, аспектов. Оценочные установки предполагают, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие.
  4. Установки на обязательную реализацию своих потребностей, которые рассматриваются как необходимые условия для счастья и выживания. Эти желания разрастаются до неадекватных требований, которые становятся источником эмоциональных нарушений. Например: "Я должен стать очень хорошим психологом, иначе я ничего не стою".

Согласно  точке зрения Эллиса, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные  связи. Они носят абсолютистский характер: приказывают, предписывают, требуют поступить тем или иным образом. Они не соответствуют реальности, и невозможность реализации иррациональных установок приводит к длительным неадекватным ситуации эмоциям.

У нормального  человека имеется рациональная система  установок, то есть система гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система выражает скорее предпочтительный, вероятностный характер событий. Рациональной системе установок соответствуют либо эмоции умеренной силы, либо интенсивные эмоции, не захватывающие человека надолго и не блокирующие его деятельность.

5. Принимая во внимание влияние социокультурных и наследственных факторов на формирование иррациональных установок, РЭТ, тем не менее, акцентируется на тех механизмах, которые подкрепляют и позволяют сохранять эти установки в настоящем.

6. Иррациональные установки можно изменить путем активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением, самоанализа.

Техники рационально-эмотивной  терапии. Основную цель РЭТ можно сформулировать как "отказ от требований". Рациональный терапевт побуждает своих клиентов к ограничению до минимума своих требований. По большому счету, РЭТ стремится к снижению, редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у клиентов.

На начальных  этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится, прежде всего, к выявлению иррациональных установок. Выявлению таких установок помогает употребление клиентом таких слов, как "надо", "должен",  "необходимо".  Психолог часто "провоцирует" клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие эти слова, чтобы клиент признал их власть над собой [2].

Клиент: Я хочу написать хорошую дипломную  работу,  поэтому я все время нервничаю. Психолог: Мне кажется, что ты говоришь: "Я должна написать хорошую дипломную работу", не так ли? [5].

 Для выявления  иррациональных установок используется  также известная техника А.Бека: декатастрофизация, или техника "а что, если". Эта техника предназначена для исследования действительных, фактических событий и тех последствий, которые существуют только в воображении клиента и наносят ему психологический ущерб, вызывая чувство тревоги. Техника помогает клиентам подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом, а также полезна для уменьшения избегания

После выявления  иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений. Воздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

1. Воздействие  на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.

2. Воздействие  на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие "было бы лучше" от  "должно"). Терапевт может использовать:

- ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми;

- моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи;

- юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли;

- безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия;

- эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;

поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью).

3. Воздействие  на поведенческом уровне. Поведенческие  методы в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.

В РЭТ часто  используется оперантное обусловливание для отвыкания от вредных привычек (курение, переедание) или изменения  иррационального мышления (осуждения себя за курение или переедание) [2].

Цели  психологической помощи:

  • обучение и переучивание для когнитивного переструктурирования, ведущего к изменению эмоционального фона и затем – к поведенческим изменениям;
  • снижение у клиента типичных ошибок иррационального мышления и др.

Роли  и функции консультанта: активно-директивная позиция; гибкость; открытость; способность мотивировать и побуждать клиента; принятие и терпимость в отношении себя и других людей; высокая самооценка по большинству критериев позитивного психического здоровья и готовность служить моделью психического здоровья для своих клиентов.

Причины для изучения психологом-консультантом  основ РЭТ:

  • овладение современным эклектическим направлением психотерапии и консультирования (знание РЭТ является обязательным для сдачи психологами лицензионного экзамена в США);
  • возможность овладения высокоэффективным методом диагностики и коррекции иррациональных убеждений;
  • возможность проверки гипотезы о том, что данный клиент может достигнуть желаемых изменений с пом<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442__

Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта