Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа
Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26
Поведенческое консультирование является краткосрочным. Типичный случай – заключение контракта с клиентом на 8 – 12 встреч. При завершении консультирования психолог избегает резкого его прекращения, а постепенно сокращает занятия, уменьшая их длительность и снижая собственную активность.
Цели психологической помощи:
Роли и функции консультанта: выполнение четко фиксированной роли учителя (наставника); принятие на себя роли модели, образца для подражания.
Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:
2.3. Рационально-эмотивный подход (РЭТ)
РЭТ, или рационально-эмотивная терапия – метод, разработанный в 50-х годах клиническим психологом Альбертом Эллисом. В качестве отправной точки РЭТ А.Эллис выбрал следующую цитату Эпиктета: "На людей влияют не сами события, а то, как люди их воспринимают" [6].
Личность в РЭТ рассматривается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Сущность концепции РЭТ выражается моделью А – В – С, где А – возбуждающее событие (activating event), В – система убеждений (belief system), С – эмоциональное последствие (emotional consequence).Обычно сильное эмоциональное последствие (С), следующее за возбуждающим событием (А), расценивается человеком с позиций причинно-следственной связи (А вызвало С). На самом деле эмоциональное последствие С возникает не под влиянием события А, а под влиянием В – системы убеждений человека. Корни возникающих эмоций (страха, гнева, тревоги) находятся в системе иррациональных убеждений человека. В качестве средства избавления от сильных эмоциональных последствий используются активное опровержение, приведение рациональных доводов, демонстрация несостоятельности иррациональных убеждений на поведенческом уровне.
РЭТ базируется на следующих основных принципах:
1. Мысли – это главный фактор, определяющий эмоциональное состояние человека (как мы думаем, так и чувствуем).
2. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов, к которым относятся:
Эти когнитивные ошибки А.Эллис называет "иррациональными суждениями". Большинство иррациональных суждений можно отнести к одной из следующих основных категорий:
Согласно
точке зрения Эллиса, иррациональные
установки – это жесткие
У нормального человека имеется рациональная система установок, то есть система гибких эмоционально-когнитивных связей. Эта система выражает скорее предпочтительный, вероятностный характер событий. Рациональной системе установок соответствуют либо эмоции умеренной силы, либо интенсивные эмоции, не захватывающие человека надолго и не блокирующие его деятельность.
5. Принимая во внимание влияние социокультурных и наследственных факторов на формирование иррациональных установок, РЭТ, тем не менее, акцентируется на тех механизмах, которые подкрепляют и позволяют сохранять эти установки в настоящем.
6. Иррациональные установки можно изменить путем активного и настойчивого наблюдения за своим мышлением, самоанализа.
На начальных этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится, прежде всего, к выявлению иррациональных установок. Выявлению таких установок помогает употребление клиентом таких слов, как "надо", "должен", "необходимо". Психолог часто "провоцирует" клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие эти слова, чтобы клиент признал их власть над собой [2].
Клиент: Я хочу написать хорошую дипломную работу, поэтому я все время нервничаю. Психолог: Мне кажется, что ты говоришь: "Я должна написать хорошую дипломную работу", не так ли? [5].
Для выявления
иррациональных установок
После выявления иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений. Воздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.
1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.
2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие "было бы лучше" от "должно"). Терапевт может использовать:
- ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми;
- моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи;
- юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли;
- безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия;
- эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;
поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью).
3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.
В РЭТ часто используется оперантное обусловливание для отвыкания от вредных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (осуждения себя за курение или переедание) [2].
Цели психологической помощи:
Роли и функции консультанта: активно-директивная позиция; гибкость; открытость; способность мотивировать и побуждать клиента; принятие и терпимость в отношении себя и других людей; высокая самооценка по большинству критериев позитивного психического здоровья и готовность служить моделью психического здоровья для своих клиентов.
Причины для изучения психологом-консультантом основ РЭТ:
Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта