Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа
Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени М.ТАНКА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Психологическое консультирование»
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ
Выполнил: студентка 4 курса факультета психологии заочного отделения группы ППД-3 (047) Романовская Наталия Станиславовна | |
Проверила: Ермакова Елена Николаевна |
Минск 2007
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Требования к личности
психолога-консультанта…………………… |
4 |
2. Требования к личности
психолога в концептуальных |
9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивающее успех консультирования?
1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:
В 1964 году комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие 6 качеств личности, необходимых консультанту:
1. Доверие к людям.
2. Уважение ценностей другой личности.
3. Проницательность.
4. Отсутствие предубеждений.
5. Самопонимание.
6. Сознание профессионального долга [8].
Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует о необходимости наличия у него высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости. Р.Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротических ограничений, обретение мужества принимать неудачу и собственное несовершенство, научится радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни, проявлять интерес к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным прогрессом).
Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина [3] выделяют в структуре этой способности пять главных ее составляющих:
В отношении пятой составляющей, рефлексии, для практического психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, психологу необходимо ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, профессионально направленная рефлексия, предполагающая рефлексирование профессиональной позиции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и "Я – концепции" психолога [1]. Например, низкий уровень профессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией.
Несовместимыми с работой психолога-консультанта являются незрелость личности; низкая сила "эго"; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя заторможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении денег.
Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р.Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта [8]:
1.Аутентичность
(подлинность). Аутентичный психолог
позволяет себе не знать
Бьюдженталь выделяет 3 основных признака аутентичного существования:
2. Открытость
собственному опыту. Здесь
3. Развитие самопознания. Глубокое самопознание увеличивает возможность выборов в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Руководство собственной внутренней позицией позволит консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
5. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом столкнешься. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.
6. Принятие
личной ответственности.
7. Глубина отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами.
8. Постановка
реалистичных целей. Консультан
Эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый человек. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность не ранее 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной является его деятельность.
Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление "о должном", которое влияет на выбор возможных средств, вариантов типов и целей действия. Социальные ценности, интериоризируясь, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема ценностных ориентаций особенно важна для профессий типа "человек-человек", к которому относится профессия психолога-консультанта.
Профессиональная деятельность психолога направлена на познание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценностных ориентаций, которая определяет его представления об окружающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и особое "профессиональное видение мира", которое предполагает наличие специфической системы ценностей.
Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотерапии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А.Гулиной, показавшей, что в создании системной теории профессиональной деятельности (систематическая эклектика) психолог может использовать самые разнообразные теоретические построения, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и аналогии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяемым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реализуется в профессиональной этике психолога.
В работе психолога тесно переплетаются личные и профессиональные ценности.
Пример:
за консультацией обращается женщина
27 лет, имеющая двоих детей. Она
беременна в третий раз. Свою проблему
она формулирует следующим
Для психолога
особую важность приобретают следующие
вопросы: в какой степени
1.Консультант
должен быть объективным,
2.Консультант
должен открыто и ясно
Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консультативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеждениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.
В повседневном общении мы свободно высказываем свою точку зрения по ряду вопросов. В консультативном процессе такое поведение может принести вред клиенту. Например, когда клиент просит от нас конкретного совета по жизненно важному вопросу, мы можем попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на консультанта и чувствует разочарование в консультировании. В случае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитивное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отправится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему самостоятельно.
Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание своих ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессионализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивый гештальт.
Ценностная
позиция консультанта не подразумевает
нравоучений или морализаторств
Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта