Требования к личности психолога-консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….

9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26

Работа содержит 1 файл

К.р. Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени М.ТАНКА»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Психологическое консультирование»

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ  К ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

В РАЗЛИЧНЫХ  КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса факультета психологии заочного  отделения

группы ППД-3 (047)

Романовская Наталия  Станиславовна

 

Проверила: 

Ермакова  Елена Николаевна


 

 

Минск 2007 
ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

1. Требования к личности  психолога-консультанта……………………………

4

2. Требования к личности  психолога в концептуальных моделях  психологического консультирования……………………………………………………….

 

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

26


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Личность психолога  почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.

Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Каким же должно быть сочетание  свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивающее успех консультирования?

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

    • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
    • чувствительность к установкам и поведению людей;
    • эмоциональная стабильность и объективность;
    • способность вызывать доверие;
    • уважение прав других людей.

В 1964 году комитет по надзору  и подготовке консультантов установил  следующие 6 качеств личности, необходимых консультанту:

1. Доверие к людям.

2. Уважение ценностей  другой личности.

3. Проницательность.

4. Отсутствие предубеждений.

5. Самопонимание.

6. Сознание профессионального  долга [8].

Анализ требований профессиональной деятельности психолога-консультанта к его личности свидетельствует  о необходимости наличия у  него высоких умственных способностей, социабельности, эмоциональной устойчивости. Р.Мэй выделяет следующие требования: осознание психологом своих внутренних невротических ограничений, обретение мужества принимать неудачу и собственное несовершенство, научится радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни, проявлять интерес к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших ценностей (религиозных, нравственных или связанных с общественным прогрессом).

Отмечая способность  практически решать задачи на общение  как специальную способность именно психологов, Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина [3] выделяют в структуре этой способности пять главных ее составляющих:

  • умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);
  • умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция);
  • умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);
  • умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль);
  • умение анализировать свое поведение (рефлексия).

В отношении пятой  составляющей, рефлексии, для практического  психолога особую важность приобретают два ее аспекта. Во-первых, психологу необходимо ясное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению, т.е. клиентами. Во-вторых, профессионально направленная рефлексия, предполагающая рефлексирование профессиональной позиции, предмета взаимодействия, обобщенной теории и "Я – концепции" психолога [1]. Например, низкий уровень профессиональной компетентности начинающих психологов связан, прежде всего, с преобладанием житейского подхода, отсутствием профессионально направленной рефлексии и ее содержательного обеспечения научной теорией.

Несовместимыми с работой  психолога-консультанта являются незрелость личности; низкая сила "эго"; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя заторможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность;   склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении денег.

Анализ профессиональной деятельности психолога позволил Р.Кочюнасу включить следующие качества в модель личности эффективного консультанта [8]:

1.Аутентичность  (подлинность). Аутентичный психолог  позволяет себе не знать ответа  на все вопросы, если действительно  их не знает. Он является  самим собой как в своих  непосредственных реакциях, так  и в поведении в целом.

Бьюдженталь выделяет 3 основных признака аутентичного существования:

    • полное осознание настоящего момента;
    • выбор способа жизни в данный момент;
    • принятие ответственности за свой выбор.

2. Открытость  собственному опыту. Здесь открытость  понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства ("Мальчики не плачут!"). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, так как вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

3. Развитие  самопознания. Глубокое самопознание  увеличивает возможность выборов в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

4. Сила личности  и идентичность. Консультант должен  знать, кто он таков, кем  может стать, чего хочет от  жизни, что для него важно  по существу. Руководство собственной внутренней позицией позволит консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность  к неопределенности. Консультанту  необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом столкнешься. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.

6. Принятие  личной ответственности. Многие  ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание своей ответственности и разделение ее с клиентом позволяет свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.

7. Глубина  отношений с другими людьми. Консультант  обязан оценивать людей – их  чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами.

8. Постановка  реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента.  Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.

Эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый человек. Именно поэтому в отдельных направлениях психолог начинает самостоятельную профессиональную деятельность не ранее 30 лет. Чем более разнообразной, разносторонней, активной является его личная и профессиональная жизнь, тем более эффективной является его деятельность.

Система ценностей  чаще всего определяется как важнейший  фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление "о должном", которое влияет на выбор возможных средств, вариантов типов и целей действия. Социальные ценности, интериоризируясь, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема ценностных ориентаций особенно важна для профессий типа "человек-человек", к которому относится профессия психолога-консультанта.

Профессиональная  деятельность психолога направлена на познание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценностных ориентаций, которая определяет его представления об окружающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка,  но и особое "профессиональное видение мира", которое предполагает наличие специфической системы ценностей.

Явно или  неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотерапии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А.Гулиной, показавшей, что в создании системной теории профессиональной деятельности (систематическая эклектика) психолог может использовать самые разнообразные теоретические построения, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и аналогии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяемым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реализуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога  тесно переплетаются личные и профессиональные ценности.

Пример: за консультацией обращается женщина 27 лет, имеющая двоих детей. Она  беременна в третий раз. Свою проблему она формулирует следующим образом: "Муж хочет третьего ребенка, а  я не знаю, что делать. Я – филолог, окончила университет, но ни дня не работала. Боюсь, что вся жизнь уйдет, ничего не успею сделать, занимаясь этими "3 "К" (дети, церковь, кухня по-немецки). Скажите, рожать мне третьего ребенка или нет?" Консультант – женщина, не состоящая в браке и очень высоко ценящая возможность профессиональной самореализации. В данном конкретном случае личные и профессиональные ценности консультанта входят в противоречие [5].

Для психолога  особую важность приобретают следующие  вопросы: в какой степени консультирование должно носить характер ценностной дискуссии, а также в какой степени личные ценности консультанта должны быть представлены в процессе консультирования? Существуют две полярных точки зрения:

1.Консультант  должен быть объективным, ценностно-нейтральным  и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

2.Консультант  должен открыто и ясно демонстрировать  клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение.

Если реально  посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить  личные ценности из консультативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеждениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точку зрения по ряду вопросов. В консультативном процессе такое поведение может принести вред клиенту. Например, когда клиент просит от нас конкретного совета по жизненно важному вопросу, мы можем попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на консультанта и чувствует разочарование в консультировании. В случае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитивное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отправится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему самостоятельно.

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание своих ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессионализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивый гештальт.

Ценностная  позиция консультанта не подразумевает  нравоучений или морализаторства. Ценностная нейтральность психолога – ключевой момент терапевтических отношений. Быть "ценностно-нейтральным" не означает, что консультант должен прятать свои истинные чувства от клиента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъявление консультантом своей ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта