Требования к личности психолога-консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….

9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26

Работа содержит 1 файл

К.р. Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

По мнению Дж. Коттера и Р. Брауна [7], консультант, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания собственных установок клиентам. В процессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентаций и принять самостоятельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяется не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов – он только поднимает вопросы, а клиент ищет и находит на них ответы на основе собственных ценностей.

Психологическое консультирование как процесс психологической  помощи строится на этической основе, так как морально-нравственные принципы играют важную роль в жизни каждого человека и всегда носят индивидуально-личностный характер. В силу специфики своей профессии консультант часто сталкивается со сложными этическими проблемами, иногда создающими препятствия для работы.

В консультативном  процессе участвуют, по меньшей мере, два человека: консультант и клиент, поэтому следует различать этику консультанта и этику клиента. Консультанту необходимо помнить, что, помимо его собственных нравственных принципов, существуют профессиональные этические нормы при оказании психологической помощи. У клиента также есть собственные этические принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и принципов психолога и клиента.

В большинстве стран разработаны и применяются кодексы этических принципов, в которых определены границы ответственности и конфиденциальности психолога; его профессиональная компетентность; решение вопросов оплаты и рекламы. Мы приведем перечень основных этических принципов.

1. Конфиденциальность. Это одно из основных правил, позволяющее клиенту чувствовать себя в безопасности в ситуации консультирования. Если психолог хочет наладить с клиентом доверительные отношения, ему необходимо уметь соблюдать правило конфиденциальности. В том случае, когда психолог хочет провести аудио- или видеозапись сессии, наблюдение третьими лицами через зеркало одностороннего видения, ему необходимо получить предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении необходимо указать цель использования записи: только для супервизора, на занятиях со студентами, на конференции, для публикации в качестве иллюстрации и др.

Существуют  определенные границы использования  правила конфиденциальности. В большинстве стран принцип конфиденциальности нарушается, когда:

  • существует угроза для жизни клиента или других людей;
  • психолог получил информацию о противозаконных действиях;
  • совершается насилие (жестокое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;
  • клиент болен и нуждается в госпитализации.

2. Ответственность психолога перед  клиентом. Когда психолог начинает работать с клиентом, он принимает на себя ответственность за собственные услуги. Ответственность включает в себя:

  • установку психолога на доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
  • отказ от превышения собственных полномочий (например, выдачи готовых советов и рекомендаций клиентам);
  • принятие клиента таким, какой он есть, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности;
  • направление клиента к другим специалистам, если психолог не может или не хочет оказывать профессиональную помощь;
  • ориентация во время консультирования не на социально принятые нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы клиента;
  • разграничение психологом профессиональных и личных отношений.

3. Профессиональная компетентность  психолога. Уровень профессиональной подготовки психолога-консультанта должен соответствовать профессиональным стандартам. Психологу необходимо адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности, четко осознавать границы своих профессиональных возможностей и не пытаться решать проблемы в тех сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог должен обратиться за помощью к супервизору или коллеге в тех случаях, когда.

  • он столкнулся с такими собственными нерешенными проблемами или конфликтами, которые мешают проведению консультирования;
  • проблема клиента выходит за рамки его профессиональных возможностей.

Психолог-консультант  должен повышать уровень своей профессиональной квалификации: изучать профессиональную литературу, участвовать в профессиональных семинарах, конференциях и съездах, принимать участие в обучающих программах и др.

  1. Вопросы оплаты. В нашей республике существуют центры, где клиент может получить бесплатную психологическую помощь. В то же время развивается рынок платных психологических услуг. Психолог может заключать финансовые соглашения с клиентами с учетом, как своей квалификации, так и платежеспособности клиента. Стоимость услуг психолога оговаривается в начале консультирования. Психолог-консультант не должен завышать стоимость своих услуг, а также требовать плату за направление клиента к коллегам или другим специалистам.

5. Реклама профессиональной деятельности. Психолог должен объективно информировать работодателей и клиентов о себе и характере предоставляемых услуг. В характеристике (резюме) нужно указывать лишь те знания, навыки и умения, которые психолог получил в соответствии с утвержденными программами образования. В случае появления неточной информации необходимо внести коррективы, соответствующие реальному положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изданиях, буклетах, визитках должна отражать уровень квалификации и опыт работы психолога, его координаты, часы приема, стоимость услуг.

Несмотря  на то, что почти во всех странах  существуют кодексы профессиональной этики психолога, существуют объективные причины, затрудняющие следование "всегда и везде" этическим принципам и нормам. На эти причины указали R.L.George и T.S.Cristiani [2]:

  • каждый консультативный контакт уникален, поэтому сложно соблюдать одинаковые нормы поведения во всех ситуациях консультирования;
  • в тех случаях, когда консультант работает в каком-либо учреждении (школе, поликлинике, центре и др.), ценностные ориентации учреждения могут не совпадать или вступать в противоречие с этическими нормами консультанта;
  • существуют такие этически противоречивые ситуации, в которых консультант, придерживаясь одной нормы, обязательно нарушает другую, то есть этические нормы нарушаются при любом выборе.

Такие дилеммы  свидетельствуют об ограниченности кодексов профессиональной этики в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

К настоящему времени (2002 г.) в Беларуси нет общепринятых профессионально-этических норм деятельности практических психологов. Существуют методические рекомендации Министерства образования, где излагаются этические нормы, которыми должен руководствоваться школьный психолог. Однако пока еще сообщество психологов (и общество в целом) не осознало необходимость правовой, этической и профессиональной регуляции деятельности психологов-консультантов [9].

 

2. ТРЕБОВАНИЯ  К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

2.1. Психоанализ

Психодинамические концепции (к ним относятся психоаналитически- ориентированные подходы и индивидуальная психология А.Адлера) концентрируют свое внимание на динамических акцентах психики – мотивах, влечениях, побуждениях, внутренних конфликтах, обеспечивающих развитие личности [2, 10]. Психодинамическое направление более других уделяет внимание детству и его влиянию на поведение клиента в настоящем. Оно является наиболее разработанным и считается наиболее сложным в сравнении с другими ориентациями.

На сегодняшний  день психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, существует во множестве модификаций, от ортодоксально-классических до самых смелых. В современной практике более типична ситуация, когда психолог берет какой-нибудь один аспект теории Фрейда (например, объяснение многих поступков клиента влиянием бессознательного) и приспосабливает его для своих практических целей.

Главная цель психоанализа – выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы.

Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение  клиента – это распознание  его повторяющихся эмоциональных  и поведенческих стереотипов. Задача психолога – научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают первичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образование, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов:

-вытеснение (помещение в подсознание материалов  жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать какие-то неприятные факты);

-отрицание  (отказ признать травмирующую  реальность);

-проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом);

-реактивное  формирование (поведение человека  противоположно его бессознательным желаниям);

-замещение  (перенос действия, направленного  на недоступный объект, на действие  с доступным объектом);

-сублимация (десексуализация, то есть перенос  сексуальной энергии в более  приемлемые области деятельности  – в художественную, спортивную, интеллектуальную);

-фиксация (задержка  на одной стадии развития, чаще  всего в детстве);

-рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения);

-регрессия  (возврат при угрозе стресса  на более раннюю стадию развития);

-перенос бессознательных  переживаний в физическую сферу  (например, трансформация в головную боль);

-идентификация  (бессознательный перенос на себя  качеств, присущих другому человеку) и др.

Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью  которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно – инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я – это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Оно неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я  можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне.

Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа.

Перечислим  основные техники психоанализа[2, 7].

1.Анализ  свободных ассоциаций. Согласно З.Фрейду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда приведет его нить свободных ассоциаций.

Классическая  процедура проводится следующим  образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное.  В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.  

Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача – слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.

2."Фрейдовская ошибка". Описки, обмолвки, ошибки – это возможность проникнуть в подсознание. Ошибки указывают нам на забытые места; мысли, прерванные на самом важном месте; поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирование позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.

Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта