Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа
Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26
По мнению Дж. Коттера и Р. Брауна [7], консультант, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания собственных установок клиентам. В процессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентаций и принять самостоятельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяется не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов – он только поднимает вопросы, а клиент ищет и находит на них ответы на основе собственных ценностей.
Психологическое консультирование как процесс психологической помощи строится на этической основе, так как морально-нравственные принципы играют важную роль в жизни каждого человека и всегда носят индивидуально-личностный характер. В силу специфики своей профессии консультант часто сталкивается со сложными этическими проблемами, иногда создающими препятствия для работы.
В консультативном процессе участвуют, по меньшей мере, два человека: консультант и клиент, поэтому следует различать этику консультанта и этику клиента. Консультанту необходимо помнить, что, помимо его собственных нравственных принципов, существуют профессиональные этические нормы при оказании психологической помощи. У клиента также есть собственные этические принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и принципов психолога и клиента.
В большинстве стран разработаны и применяются кодексы этических принципов, в которых определены границы ответственности и конфиденциальности психолога; его профессиональная компетентность; решение вопросов оплаты и рекламы. Мы приведем перечень основных этических принципов.
1. Конфиденциальность. Это одно из основных правил, позволяющее клиенту чувствовать себя в безопасности в ситуации консультирования. Если психолог хочет наладить с клиентом доверительные отношения, ему необходимо уметь соблюдать правило конфиденциальности. В том случае, когда психолог хочет провести аудио- или видеозапись сессии, наблюдение третьими лицами через зеркало одностороннего видения, ему необходимо получить предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении необходимо указать цель использования записи: только для супервизора, на занятиях со студентами, на конференции, для публикации в качестве иллюстрации и др.
Существуют определенные границы использования правила конфиденциальности. В большинстве стран принцип конфиденциальности нарушается, когда:
2.
Ответственность психолога
3.
Профессиональная
Психолог-консультант должен повышать уровень своей профессиональной квалификации: изучать профессиональную литературу, участвовать в профессиональных семинарах, конференциях и съездах, принимать участие в обучающих программах и др.
5.
Реклама профессиональной
Несмотря на то, что почти во всех странах существуют кодексы профессиональной этики психолога, существуют объективные причины, затрудняющие следование "всегда и везде" этическим принципам и нормам. На эти причины указали R.L.George и T.S.Cristiani [2]:
Такие дилеммы свидетельствуют об ограниченности кодексов профессиональной этики в профессиональной деятельности психолога-консультанта.
К настоящему времени (2002 г.) в Беларуси нет общепринятых профессионально-этических норм деятельности практических психологов. Существуют методические рекомендации Министерства образования, где излагаются этические нормы, которыми должен руководствоваться школьный психолог. Однако пока еще сообщество психологов (и общество в целом) не осознало необходимость правовой, этической и профессиональной регуляции деятельности психологов-консультантов [9].
2. ТРЕБОВАНИЯ
К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В
2.1. Психоанализ
Психодинамические концепции (к ним относятся психоаналитически- ориентированные подходы и индивидуальная психология А.Адлера) концентрируют свое внимание на динамических акцентах психики – мотивах, влечениях, побуждениях, внутренних конфликтах, обеспечивающих развитие личности [2, 10]. Психодинамическое направление более других уделяет внимание детству и его влиянию на поведение клиента в настоящем. Оно является наиболее разработанным и считается наиболее сложным в сравнении с другими ориентациями.
На сегодняшний день психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, существует во множестве модификаций, от ортодоксально-классических до самых смелых. В современной практике более типична ситуация, когда психолог берет какой-нибудь один аспект теории Фрейда (например, объяснение многих поступков клиента влиянием бессознательного) и приспосабливает его для своих практических целей.
Главная цель психоанализа – выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы.
Один из продуктивных
путей проникновения в
-вытеснение
(помещение в подсознание
-отрицание (отказ признать травмирующую реальность);
-проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом);
-реактивное
формирование (поведение человека
противоположно его бессознател
-замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом);
-сублимация
(десексуализация, то есть
-фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве);
-рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения);
-регрессия
(возврат при угрозе стресса
на более раннюю стадию развити
-перенос бессознательных
переживаний в физическую
-идентификация
(бессознательный перенос на
Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно – инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я – это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Оно неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне.
Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа.
1.Анализ свободных ассоциаций. Согласно З.Фрейду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда приведет его нить свободных ассоциаций.
Классическая процедура проводится следующим образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства.
Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача – слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт.
2."Фрейдовская ошибка". Описки, обмолвки, ошибки – это возможность проникнуть в подсознание. Ошибки указывают нам на забытые места; мысли, прерванные на самом важном месте; поведение, которое постоянно бессознательно повторяется и др. Иногда их сложно расшифровать, но свободное ассоциирование позволяет с большой вероятностью понять скрытый смысл оговорок.
Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта