Требования к личности психолога-консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Личность психолога почти во всех теоретических подходах определяется как важнейшее "целительное средство". По существу, основная техника консультирования – "психолог как инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1. Требования к личности психолога-консультанта……………………………
4
2. Требования к личности психолога в концептуальных моделях психологического консультирования……………………………………………………….

9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
26

Работа содержит 1 файл

К.р. Требования к личности психолога-консультанта в различных концептуальных моделях.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

3.Анализ  сновидений. Фрейд называл сны "королевской дорогой в бессознательное". Он рассматривал сновидения как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выявить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки.

Сгущение  – это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением понимаются  случайные элементы, мало связанные с главным содержанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное переживание. Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправления несоответствий, заполнения пробелов и др.

Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексуальную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходимо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них.

4. Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все слова и поступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание. Например, выполняя какое-либо задание, вы на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Эта блокировка – маленький пример сопротивления.

5. Анализ содержания переноса. Каждый из нас иногда встречает людей, которые почему-то сразу не нравятся. Предполагается, что мы переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств.

При диагностировании переноса психоаналитик делает его  предметом обсуждения (проработки) с клиентом.

Цели  психологической помощи:

  • помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятие их интерпретации;
  • усиление Я для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с окружением.

Роли  и функции консультанта: отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость; умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации; осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента.

Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа:

  • возможность осознанного отбора и использования психоаналитических моделей для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента;
  • возможность выстраивать профессиональные отношения с клиентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, защитных механизмов, сопротивления;
  • возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую безопасность клиента;
  • возможность сознательно не использовать психоаналитические методы при отсутствии показаний к работе в данных моделях [4].

 

2.2. Поведенческий  подход

Основоположниками радикального бихевиоризма были Дж. Уотсон и В.Ф.Скиннер, который развил идеи Трондайка. Данный подход можно охарактеризовать как направление, использующее принципы научения в помощи клиентам решать их поведенческие проблемы. Он постоянно совершенствуется и обогащается результатами новых исследований. В настоящее время его наиболее яркими представителями являются Дж. Вольпе, Г.Айзенк, А.Лазарус. Основные идеи этого подхода базируются на работах И.П.Павлова, впервые рассмотревшего поведение как последовательность условных рефлексов, образующихся в результате повторяющихся подкреплений [2].

Главная задача психолога–бихевиориста – помочь изменению неэффективного, неадаптивного поведения клиента. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия последнего с целью их изменения. Бихевиоральный анализ основан на следующих конструкциях:

1) Установление  отношений между психологом и  клиентом. Психологи – бихевиористы демонстрируют  высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и способности к контакту, а также теплоту и уважение к клиенту. Психологи этого направления отличаются внутренней силой, а также умением устанавливать раппорт, устанавливать взаимопонимание, тщательно выстраивать структуру интервью. Они объясняют клиенту основные технические приемы и их смысл, вследствие чего клиент принимает активное участие в процессе консультирования;

2) Определение  проблемы через операционализацию  поведения. Психолог - бихевиорист в наиболее организованной (по сравнению с другими направлениями) форме занимается сбором информации о клиенте. Общее представление о проблеме клиента в терминах бихевиоризма – это знание того, как клиент себя ведет. Жизнь клиента рассматривается как цепь отдельных поступков. Психолог работает с "тем, что есть", что можно увидеть в реальном поведении клиента, и что можно изменить благодаря научному планированию.

Пример. Клиент жалуется на то, что он боится, испытывает чувство страха. В психодинамическом подходе необходимо найти в прошлом корни страха, в гуманистическом направлении  - изменить представления клиента о мире. В бихевиоральном консультировании психолог ставит задачу определить, что конкретно делает клиент, когда чувствует страх:

Психолог: Вы сказали, что чувствуете страх. Расскажите поконкретнее, что вы при этом делаете?

Клиент: Бывает, что я не хочу выходить из дома. Иногда ощущаю безысходность.

Психолог: А что происходит с вашим телом?

Клиент: Иногда меня бьет дрожь.. Бывает, мне так страшно, что я не могу уснуть, не сплю целую ночь. Прислушиваюсь к каждому скрипу, все время страшно напряжен.

Эти два вопроса  пояснили для психолога поведение, связанное со страхом. Нежелание  выходить из дома, дрожь, бессонница, напряжение – эти "операции" можно увидеть, измерить, сосчитать. Неясным остается "ощущение безысходности", то есть требуется операционализация предложения "Иногда ощущаю безысходность".

Психолог: Вы говорили, что иногда ощущаете безысходность. Могли бы вы подробнее рассказать об этом?

Клиент: Я не могу пошевелить рукой, не могу заниматься делами, у меня совсем нет энергии. Иногда я плачу от собственного бессилия.

Психолог: Значит, безысходность для вас – это скованность, бездействие, слезы… Вы, кажется, так говорили? [5].

Таким образом, психолог связывает расплывчатое чувство  страха  клиента с более конкретными действиями – операциями.

Целью операционализации  поведения является перевод неясных  слов в объективные действия, которые можно наблюдать – операции. Ключом к операционализации служит следующий вопрос: "Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?"

3) Понимание  всего контекста проблемы через  функциональный анализ. Второй задачей психолога – бихевиориста является установление понимания того, как клиент ведет себя в "естественном окружении".  В рамках бихевиоризма анализ проводится по трехступенчатой модели:

  1. предыстория;
  2. результирующий поступок;
  3. последствия такого поведения.

Устанавливая  причинно-следственные связи, психолог приходит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе поведения клиента, то есть к пониманию функциональной картины. Исходя из функциональной картины, психолог разрабатывает программу изменения картины событий. Цель любого функционального анализа – разобраться в системе поощрений клиента, таких как  внимание, одобрение, деньги, еда, материальные ценности, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях, одним из которых является игнорирование человека.

4) Установление социально  важных целей для клиента. На  этой стадии психолог вместе с клиентом вырабатывают конкретные и достижимые цели. Нужно строить конкретные планы на будущее, ставить определенные цели: научиться плавать, изучить иностранный язык, найти работу. Психолог – бихевиорист не будет использовать в своей работе такое широкое понятие, как "страх", а разобьет его на наблюдаемые, конкретные единицы поведения, и будет учить клиента поступать так, чтобы их жизнь стала более успешной и счастливой.

Психолог акцентирует  внимание на конкретных действиях и  поступках. Клиент должен делать что–то конкретное: видимое, слышимое, ощущаемое.

Для проведения бихевиоральной терапии и консультирования необходимы следующие умения: 1) разбивать поведение на фрагменты, то есть операционализировать его; 2) проводить функциональный анализ, чтобы уточнить предысторию проблемы, результирующее поведение и последствия; 3) определять совместно с клиентом цели, являющиеся общественно приемлемыми; 4) использовать специальные процедуры изменения поведения. Наиболее часто используются следующие техники:

1.Релаксация. Психологи бихевиорального направления считают более эффективным не поиск причин физической зажатости, которая может проявляться в форме бессонницы, скованности, высокого давления, а обучение клиента механизму релаксации. Программы релаксации обычно основаны на техниках: а) контраста напряжения – расслабления. На первой стадии клиент с закрытыми глазами делает несколько глубоких вдохов и выдохов. На второй клиенту предлагается попеременно напрягать или расслаблять разные группы мышц, пока он не ощутит различий в этих состояниях. На третьей клиенту предлагается запомнить разницу между напряженным и расслабленным состоянием с целью понимания того, что такое мышечное напряжение. Четвертый этап посвящен процедуре контрастного сжатия – расслабления групп мышц в определенном порядке для достижения релаксации. Пятый этап связан с завершением упражнения; б) прямой релаксации. При этом клиент просто расслабляет группы мышц одну за другой.  При данной технике особенно важны отношения между психологом и клиентом.

2.Систематическая  десенситизация (или уменьшение  тревожности). Данная техника, разработанная Дж. Вольпе, направлена на решение проблем, связанных с тревожностью и напряжением. Она включает в себя несколько этапов: а) обучение клиента технике глубокой мышечной релаксации по Джейкобсону; б) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. Для установления начальной и конечной точки самой страшной ситуации присваивается 100 баллов, состоянию абсолютного покоя – 0 баллов; в) прохождение шкалы страхов от нижней точки до верхней в состоянии глубокой мышечной релаксации. При этом клиент учится визуализировать все свои страхи в состоянии расслабления.

3.Имплозия (наводнение). Техника сходна с систематической десенситизацией, однако проводится без мышечной релаксации. После составления иерархии страхов переходят к имплозии – представлению ситуаций страха. По поведению клиента (двигательной активности, напряжению мышц, мимике) психолог оценивает интенсивность испытываемого страха и степень включенности клиента. Задача психолога – поддерживать высокий уровень страха в течение примерно 40 – 45 минут.

4.Парадоксальная  интенция (стремление). Согласно этой методике, предложенной В.Франклом, клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и, наоборот, пытаться умышленно вызвать его и усилить. Метод заключается не только в перевертывании своего  страха, но и в юмористическом к нему отношении.

5.Моделирование. Использование данной техники предполагает демонстрацию желаемого поведения. Психолог может сам показать клиенту, как спокойно вести себя в пугающих ситуациях (например, как убивать пауков), либо использовать видеозапись.

6.Позитивное  подкрепление (поощрение). Позитивным подкреплением со стороны психолога могут служить улыбки, внимательное выслушивание, кивки головой. Широко распространена жетонная (талонная) система поощрения за желательное поведение.

7.Техника  вызывания отвращения (аверсивное  обусловливание). В основе метода лежит выработка условного рефлекса. Нежелательное поведение клиента сочетается с неприятным стимулом: резкими, громкими звуками, ударами электрическим током (при невротическом заикании, энурезе, дрожании рук), веществами, вызывающими рвоту (при алкоголизме) и др.

8.Наказание. В этой технике наказание следует после нежелательного поведения.

9.Техники  самоконтроля. Данная техника предполагает активную роль клиента в определении целей консультирования и выполнении программы позитивных изменений. Самоконтроль – основа успешной саморегуляции поведения. Психолог помогает клиенту определять краткие, ясные, четкие цели, успешное достижение которых ведет к самоподкреплению.

10.Предотвращение  рецидивов. Данные стратегии помогают клиенту поддерживать нужное поведение после завершения консультирования. Задача психолога – помочь клиенту построить программу, которая помогла бы клиенту справиться с рецидивами, чтобы не растерялись новоприобретенные навыками (пятая стадия интервью). Стратегии предотвращения рецидивов могут разделить на следующие категории: а) предвидение трудных ситуаций; б) регуляция мыслей и чувств; в) определение необходимых дополнительных навыков (тренировка настойчивости, четкое временное расписание и т.д.); г)выстраивание системы значимых поощрений за желательные поступки и правильное поведение. Техники предотвращения рецидивов позволяют клиенту самостоятельно использовать стратегию достижения желательного поведения в условиях, когда окружение противостоит этим намерениям (например, клиент хочет бросить курить, в то время как мир вокруг – друзья, телевидение – формируют образ "крутого" курильщика). Эти техники важны для психологии в целом, так как в любом терапевтическом подходе возникают проблемы рецидивов [7].

Информация о работе Требования к личности психолога-консультанта