Трансформация государства : национальный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в выработке рекомендаций по сохранению национальной самобытности русского народа в условиях трансформации государства.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
- исследовать трансформационную структуру российского общества;
- проанализировать и определить понятие «глобализация»;
рассмотреть влияние глобализации на трансформацию национальных интересов России;
- выявить возникшие в результате мировой трансформации новые угрозы реализации национальных интересов России;
- определить основные направления стратегии реализации национальных интересов России под воздействием мировой трансформации в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социоструктурный аспект трансформации российского общества 5
1.1. Трансформационная структура общества 5
1.2. Элементы трансформационной структуры России 6
Глава 2. Национальный аспект трансформации российского общества 13
2.1. Национальное государство и глобализация 13
2.2. Сохранение национальной самобытности русского народа в условиях трансформации государства 17
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

трансформация государства национальный аспект.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Особенность русских людей - их доверчивость, даже легковерие, иногда «крайнее легковерие». Шкалы, по которым наши данные отклоняются вниз от американских, весьма показательны, это открытость, оптимизм и доверие. Русских людей отличает скорее умозрительный, а не практический склад ума. Для них верить - значит жить, руководствоваться не расчетом, не соображением выгоды, в отличие, например, от американцев, японцев, немцев, а принципами, убеждениями, эмоциями и душой. Русские не враждебнее американцев, но гораздо «взволнованнее». Однако эта взволнованность, как фиксируют данные шкал MMPI, не выливается ни в конфликтность, ни в цинизм, ни в предубежденность к людям. Она выражается в комплексе состояний, которые принято называть «моральным фундаментализмом» («религиозным фундаментализмом», по К. А. Касьяновой). Моральным фундаменталистом называют человека, который стремится построить свою жизнь так, чтобы строго придерживаться по возможности всех предписаний и запретов, что отражает не конкретное поведение, а мироощущение человека. Оно отличается напряженностью, связанной с тем, что человек предъявляет к себе высокие требования и старается им соответствовать. Но чем строже он соблюдает все правила, тем сильнее чувство беспокойства, неудовлетворенности. Русский человек не «соблюдает» предписания, а пользуется ими для выражения своей внутренней установки. Им движет установка, а не желание соответствовать каким-либо правилам. Для него выход за правило сопряжен с напряжением. Но главное для него - внутренняя установка соответствовать моральным идеалам не является глобальной. Наряду с ней на уровне сознания, а иногда и бессознательно существуют другие установки, не совпадающие с первой. Они-то и вызывают постоянную внутреннюю борьбу, мешают естественной свободе поведения и мироощущения.

     Следующим модусом, характерным для русских  людей, является их выносливость, терпимость к страданию, трудолюбие, мужество, самоограничение, смирение, долготерпение. Вместе с тем сквозь призму терпимости и ориентации на этнотерпимость проступает высокий уровень этнонациональной комплиментарности. На уровне поведения он реализует принцип самоограничения и самоотказа довольно последовательно благодаря своим социальным архетипам и, следовательно, на подсознательном уровне ощущает их как ценность. Но в плане сознания русских людей привлекает личность, которая борется с «социальными путами», запретами. Таким образом, глубинные ценности и модные идеалы находятся в них в противоречии между собой. По шкале «фарисейская добродетель» (которая указывает на склонность к буквальному выполнению предписаний в ущерб некоторому содержанию) показатели нашей выборки откланяются от американских показателей вниз на столько же, на сколько по шкале «требовательность» (желание действовать по правилам) - вверх. Это говорит о том, что мы не формалисты и, следовательно, не чистые моральные фундаменталисты.

     Мужественность, бесстрастность, целомудрие и направленность мыслей на предметы высокие и важные - все это отражается в состоянии души русского человека, которое принято определять через такие его качества, как серьезность и сосредоточенность. Эта умеренность русского характера, общего его мироощущения, по-видимому, является причиной того, что по шкале «упругость Ego» (MMPI)средние оценки по выборке значительно ниже, например, американских, английских и немецких. Русских людей довольно трудно вывести из себя. Они имеют большую силу воли, чем американцы; по шкале «конкурентность» (MMPI) данные совпадают; по целеустремленности и деловитости русские люди откланяются в худшую сторону. Шкала «достижимость» вообще не работает, так как русские оказываются как выше, так и ниже средних американских данных. Дело в том, что те качества, которые предусмотрены в данной американской шкале, для нашей культуры являются иррелевантными. Это самое интересное заключение, которое можно вывести из сопоставления данных.

     В нашей культуре и менталитете  существуют собственные архетипы целеполагания  и целедостижения, непохожие на западноевропейские. Русский человек отдает предпочтение действия ценностно-рационального типа перед целерациональным. И это обуславливает своеобразие модели целедостижения. Справедливо отмечает К. А. Касьянова: «чем культурнее человек, т. е. чем лучше он знает и чувствует свою культуру, тем решительнее он сделает выбор в пользу ценностно-ориентированного действия».

     У русских мораль, идеология играют особую роль. Их отличает высокое развитие нравственного опыта, проявление особого  интереса к различению добра и зла, видение несовершенства некоторых поступков. Идеалы, убеждения, этические нормы традиционно ценятся в России зачастую выше, чем материальное благополучие. Часто у русских super ego - принцип морали, нравственности и духовности, побеждает ego - принцип материальной реальности.

     Русским свойствен страх перед неопределенностью, в том числе и той неопределенностью, которая порождается экономическими реформами. Русским людям присущ поиск смысла жизни. Это - экзистенциальная, имманентная потребность любого русского человека, которая смыкается для него с моральными и, как правило, абсолютными ценностями. От истолкования смысла жизни русским человеком напрямую зависит его возможности и экономическое поведение.

     В русском суперэтносе совесть, нравственность занимают особое, часто определяющее значение в саморегуляции и социорегуляции поведения людей на работе, в быту, досуге. Совесть всегда сопрягается с правдой, которая соотносится больше с искренностью, открытостью, отсутствием хитрости, лукавства. Правда даже заменяла истину или считалась выше истины, ибо за правдой всегда стояла совесть. Иными словами, критерием истины является правда, а правды - совесть.

     По  шкале «совесть» (MMPI) (наличие внутреннего контроля за своими поступками и намерениями) показатель русских соответствует уровню 43% (наравне с американцами 41%).

     По  шкале «судейский комплекс» показатели по выборке превалируют по сравнению с американскими более чем на 25%. «Судейский комплекс» - это набор следующих качеств: (1) правдоискательство, стремление найти истину, причем истину объективную, (2) не зависящую от потребности, и (3) абсолютную, не зависящую от обстоятельств, не имеющую уровней, степеней, и, найдя такую истину, (4) измерять ею свои и чужие поступки и поведение. «В русской культуре, по-видимому, это качество обладает очень большой ценностью, а потому и требования многочисленнее и строже».[122] Почему в русской культуре архетип «судейского комплекса» (поиск абсолютной и вечной истины) получил такое значение? Именно он активно и последовательно противодействует распаду ценностно-нормативных этнических представлений. Эта черта делает русских людей непримиримыми, что и демонстрирует шкала «социальная невозмутимость». Мужчины набирают по ней 67%, женщины - 51%.

     Характерная особенность русских - максимализм, нигилизм. Китайцы, японцы, например, отличаются непринятием крайностей, чреватых непредсказуемыми последствиями. И недаром практичные иностранцы советуют: ставьте скромные цели, и шаг за шагом добивайтесь их. Помимо эффективности это ведет к легитимности: к единству между словом и делом, обещаниями и результатом. Русские люди не принимают среднюю линию поведения. Они прибегают к крайним средствам.

     Поиск компромисса, готовность к диалогу, согласию, сотрудничеству рассматривается  русскими людьми скорее как проявление слабости, а не здравомыслия. Русских людей отличает «принудительная» ментальность и «запретительная» психология: у них сохраняется готовность терпеть принуждение «без оглядки».

     Русским людям свойственно доверие, самоограничение  и скромность. Но, с другой стороны, у них недостаточно высоко развиты такие качества, как ответственность, обязательность, надежность, без которых индивидуалистическая, рационалистическая, контрактная основа современной экономики может испытывать трудности. У русских людей очень силен патриотизм, они патриоты по своей природе. Русский патриотизм - это не агрессивный, а жизнеутверждающий патриотизм.

     Русским нужен общественный смысл их бытия, нужна четко сформулированная, объединяющая и мобилизующая их идея. Данная ментальная особенность русского народа является важным фактором в ходе проведения экономических реформ.

     Ментальной  чертой русских людей является упорство, переходящее в упрямство, смягченное культурой. Русские люди упорствуют в случае поступков, связанных с  абсолютной истиной. Если происходит навязывание неприемлемого способа поведения (в том числе и неприемлемых экономических моделей), то это может привести к взрывам, сопровождаемым целой бурей отрицательных эмоций, агрессивных и разрушительных поступков, разрывом отношений.

     У русских людей достаточно сильна система неформальных отношений, существующая весьма независимо от экономической  системы, системы власти и от государства.

     При выяснении на данном временном отрезке  качеств и отношений, выражающая ментальность (индивидуальная активность - пассивность, терпимость - нетерпимость, рачительность - надежда на удачу, честность - нечестность, коллективизм - индивидуализм, патриотизм, нравственность богатства - безнравственность богатства, дело - безделье) была выявлена следующая картина. Активная позиция начинает преобладать в ориентации русских (соотношение 2:1). Вместе с тем склонность к долготерпению и смирению с жизненными обстоятельствами все еще отличает более трети опрошенных респондентов, в первую очередь малообразованных. Русские женщины (более половины респонденток 68,5%) в большей мере склонны к традиционному смирению, чем мужчины (каждый третий респондент - 32,1%). Риск ради удачи признает, прежде всего, молодежь - 70,2% (старше 50 лет - 8,4%). Согласно исследованиям З. В. Сикевича[123], у русских молодых людей (возраст до 23 лет) наблюдается тенденция постепенного ухода установки жесткой нетерпимости традиционного сознания к «не нашему». В русском сознании независимо от половой принадлежности, возраста и уровня образования продолжает преобладать установка на стратегию «малых дел». Традиционное предпочтение «честной бедности» в противовес «нечестному богатству» - налицо. Образ «честной бедности» ближе женщинам (88,9%), чем мужчинам (76,2%), немолодым (старше 50 лет - 91,2%; от 18 до 25 лет - 70,3%) и образованным респондентам (91,5%). «Коллективисты» и «индивидуалисты» представлены примерно в равной мере.

     Менталитет  как явление исторически и  социально обусловленное находит  свое яркое, материализованное воплощение прежде всего в культуре. Это своеобразный эквивалент менталитета, находящий свое отражение в многочисленных материальных носителях - книгах, произведениях искусства, исторических памятниках, научных публикациях, археологических свидетельствах динамики жизненного уклада и т.д. Менталитет как явление социальное, наглядно порождает и изменяет прежде всего культуру.

     Пласты  культуры многообразны. Поэтому чрезвычайно  важно выделить те «культуроемкие» и «менталеемкие» сферы, которые позволяют составить самобытный национальный характер русского народа, вместе с тем указать на «технологически» реальные возможности не только его познания, но и сохранения национальной самобытности русского народа в условиях современной глобализации.

 

      Заключение

     Следует заметить, что современный мир, подчиняясь неумолимым законам общественного развития, предполагавшим интенсивные интеграционные процессы, предпринимает определенные усилия для сохранения национального своеобразия. В европейских масштабах такая тенденция весьма заметна. Рамочная конвенция по защите прав национальных меньшинств, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, Ословские и Гаагские рекомендации ОБСЕ по образованию и другие международные документы — наглядное тому подтверждение. С другой стороны, мы наблюдаем и противоположные процессы, например, изъятие из паспортов графы «национальность». На Украине существует Госкомитет по делам национальностей, но самих национальностей как бы и нет, и все — граждане Украины. Аналогична ситуация и в других государствах, в том числе и в Грузии. Этот факт вызывает возмущение у значительной части населения, в частности, у творческой интеллигенции, которая во времена тоталитаризма отчаянно боролась именно за сохранение национальной самобытности и за создание национального государства. В Грузии, кстати, как всегда, пошли дальше других, убрав из паспортов и отчества. Так что и я, и мой старший сын, тоже Рауль, будь мы сегодня гражданами Грузии, ничем друг от друга не отличались бы. Такая ситуация является еще одним поводом к призыву: национальные языки, культуры и традиции уцелевших под многочисленными ураганами истории этнических общностей не должны исчезнуть в очередном «плавильном котле», обретающем, подчеркнем еще раз, реальные черты планетарной глобализации.

 

      Список литературы

 
  1. Алексеева Т.А. Что такое национальный интерес. Нужна ли философия политике. М.: «Эдиториал УРСС», 2000.
  2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
  3. Гидценс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
  4. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. В.П. Колесова. М., 2002. 31. 2002.
  5. История России в свете теории цивилизаций. - [Электронный ре-сурс] / Internet. - http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/pomerants/lect.html
  6. История России в свете теории цивилизаций. - [Электронный ре-сурс] / Internet. - http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/pomerants/lect.html
  7. Латов Ю., Латова Н. Общий аршин для русской души. - [Элек-тронный ресурс] / Internet. - http://fox.ivlim.ru/showarticle.asp?id=213
  8. Латов Ю., Латова Н. Общий аршин для русской души. - [Элек-тронный ресурс] / Internet. - http://fox.ivlim.ru/showarticle.asp?id=213
  9. Межуев Б.В. Понятие национальный интерес в российской общественно политической мысли. Полис. 1997. №1.
  10. Миграционная ситуация в современной России - [Электронный ресурс] /Internet.- www.POLIT.ru/lectures/2005/01/26/migration.html
  11. Проскурин А. Национально государственные интересы России в современном мире. Россия в диалоге цивилизаций. М., 2001.
  12. Р.Льюис. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. 2-е изд. - М. - "Слово", 2001
  13. Р.Льюис. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. 2-е изд. - М. - "Слово", 2001
  14. Райе К. Определение национальных интересов США. Государственная служба за рубежом. М. 2002. №3.
  15. Рихтер К. Ключи к немецкому бизнесу: межкультурные аспекты. Издание группы INWENT Gmbh. - СПб, 2006
  16. Сравнительный менеджмент. Учебное пособие / Под ред. С.Э.Пивоварова / . - "ПИТЕР", 2006
  17. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тренер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. - М. - "Поппури", 2004
  18. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тренер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. - М. - "Поппури", 2004
  19. Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.292-296
  20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С.308-333.

Информация о работе Трансформация государства : национальный аспект