Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель работы состоит в выработке рекомендаций по сохранению национальной самобытности русского народа в условиях трансформации государства.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
- исследовать трансформационную структуру российского общества;
- проанализировать и определить понятие «глобализация»;
рассмотреть влияние глобализации на трансформацию национальных интересов России;
- выявить возникшие в результате мировой трансформации новые угрозы реализации национальных интересов России;
- определить основные направления стратегии реализации национальных интересов России под воздействием мировой трансформации в современных условиях.
Введение 3
Глава 1. Социоструктурный аспект трансформации российского общества 5
1.1. Трансформационная структура общества 5
1.2. Элементы трансформационной структуры России 6
Глава 2. Национальный аспект трансформации российского общества 13
2.1. Национальное государство и глобализация 13
2.2. Сохранение национальной самобытности русского народа в условиях трансформации государства 17
Заключение 31
Список литературы 32
Свободный доступ к ценностям других культур и народов, а иногда и их навязывание: постоянная их пропаганда, внедрение в жизнь, особенно массовой от интернет-торговли и фан-клубов до коммерческой массовой европейской и американской культур, которые представляют не только <объективную метереологическую карту народной культуры, но и как прогноз социальных муссонов и ураганов: Сама по себе массовая культура не создает собственных ценностей, она питается тем, что создается в серьезных жанрах. И говоря далее о русских «маленьких людях, которых в стране большинство, и они беззащитны, бедны и очень манипулируемы» современный русский классик Ю.П. Поляков пишет, что «этот человек в душе все равно верен вековой российской традиции и не дает себя провести. Скажем, человеку десять лет внушали, что патриотизм - зоологическое чувство, свойственное кошке, а патриотизм у нас остался: и коллективное мироощущение никуда не делось: тактически наш менталитет можно победить, а стратегически - нет.
Менталитет, отражая глубинные особенности жизни русского народа, складывался веками, хотя наиболее четко проявляется в переломные периоды своей истории. По словам В. С. Ядова, «главные вопросы, обсуждаемые сегодня, - каким может быть путь России, если учесть, что предшествующие два тысячелетия не могли не оставить следа в особенностях культуры и менталитета народа».
Судьба России, ее место в мировой истории занимали русских мыслителей с периода Московской Руси, но теоретический анализ этих вопросов начался в XIX веке. Ученые этого периода уделяли внимание исследованию и описанию характера русского человека и его души, обращая внимание на духовность истоков народной жизни, почитание религии как главного средства очищения и созидания души, жертвование собой в пользу других.
Самобытность
русского национального характера,
исходит из утверждения, что Россия
- это живой единый организм: географический,
стратегический, религиозный, языковой,
культурный, правовой, государственный,
хозяйственный и
И.
В. Киреевский подходит к решению
вопроса об уникальности России и
русского характера через
Как бы продолжая эту мысль, Н. Бердяев в своих работах отмечает особый национализм русских, который связан с мессианством, с представлением об особой миссии России в истории, с убеждением, что только наша страна - единственный оплот истинного христианства, которая живет для того только, чтобы дать пример всему остальному миру. Поэтому мессианизм русских переходит в отрицание всякого национализма, в признание того, что русский народ жертвенно служил делу всех народов.
Причину оригинальности и самобытности русского национального характера Н. Лосский также видел в религиозности, лежащей в основе стремления к поиску абсолютного добра. Н. Лосский считал, что русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла, замечает несовершенство поступков и нравов, никогда не удовлетворяется ими и не перестает искать добро. Из религиозности он выводит также и бескорыстие, отсутствие интереса к материальным ценностям и к частной собственности. Н. Лосский считает, что русский человек стремится не к власти, а к примирению и любви, хочет создать на земле божественный порядок и гармонию, но не имеет энергию и напора для претворения своих желаний в действительность. В этом отличие русского характера от западного, который стремится к созданию порядка в мире, к достижению материального благополучия. Из этой разницы Н. Лосский, также как Н. Бердяев, выводил идею мессианства русского народа, который должен вернуть Западу душу, одухотворить созданную им культуру и технику.
Характеризуя русских, представители Серебряного века выводят такие характеристики русского характера, как доброту, мягкость, незлопамятность, отходчивость. Оборотной стороной доброты является жестокость, которая становится средством устрашения при воспитании, не дает сбиться с правильного пути. Жестокость также проявляется и в виде примитивной любви к свободе, отсюда - жестокость русского бунта.
Также отмечаются способность к сочувствию и сопереживанию русского человека, умение входить в чужую душевную жизнь, легко подражать разным людям. Из этих качеств выводятся высоко развитое театральное искусство, развитие литературы, связанные с подражанием и сопереживанием, а поэтому созвучные русскому менталитету. Стремясь к бесконечности, русский человек боится определений, отсюда его стремление уйти от западной формы, его душевная пластичность и гибкость.
Вл.
Соловьев характеризует национальный
характер через сравнение синтетического
характера славянства и России с
мусульманским востоком и западной
цивилизацией. В исламе основной чертой
философ выдвигает стихийно-
П. Сорокин исследует основные черты русской нации как единой социокультурной системы, а не просто некоторые черты совокупности отдельных индивидов. Совокупность отдельных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, упорство, готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также высокое территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
К указанным основным чертам русской нации могут быть добавлены еще дополнительные черты. С момента возникновения русской нации, ее единство в киевский, московский, новгородский, имперский и советский периоды всегда основывалось на расовом и этническом разнообразии ее населения. Большинство войн, которые вела русская нация, были скорее оборонительными, чем наступательными. То же самое верно в отношении обычных, а также революционных изменений русской истории. Если сравнивать частоту, интенсивность, долговременность, степень разрушительности и насилия революционных и других важнейших социополитических волнений, то русская нация едва ли будет выглядеть более склонной к беспорядкам в период с XII по XX столетие по сравнению с большинством европейских наций. Это доказывает стереотипность широко распространенного мнения об особой склонности к беспорядкам и особой революционности русского народа.
С момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XVIII столетия ее доминирующие сознание и культурная суперсистема были идеанациональной, или религиозной, основанной на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог. Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение этой главной посылки.
По мнению П. Сорокина, трансформация основных черт русского сознания, культуры и системы ценностей характеризовалась тремя основными особенностями: 1) господство идеациональной суперсистемы в России длилось до XVIII столетия (главным образом вследствие двухсотлетнего татарского ига); 2) господство идеалистической, или интегральной, суперсистемы было значительно более коротким и менее глубоким; 3) господство быстро развившейся сенсативной суперсистемы в России было также более коротким, чем в Европе.
Для выявления динамики процессов, происходящих в российском социуме и уровня изменчивости российского менталитета в современных условиях модернизации общественной жизни, обратимся к исследованию И. В. Грошева, выявляющему ценностные модусы русского социума.
В
этом исследовании был использован
метод контент-анализа
Кроме того, были использованы современные личностные методики, которые являются наиболее подходящим инструментом для изучения ментальности. Это MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник), и Personal Profile Analysis - Профильный Анализ Личности (ПАЛ). Последний представляет собой анкету-опросник, состоящий из 96 характеристик-прилагательных, сгруппированных по четыре в строке. Каждая из 24 строк содержит четыре разноплановых характеристики, описывающие свойства личности: доминантность, влияние, стремление к стабильности и уступчивость.
Использование данных тестовых методик позволило выявить и измерить личностные свойства выборки русских людей. Степень близости ценностных структур сознания русского населения изучалась с помощью методического инструментария «Культурно-ценностный дифференциал». Выраженность того или иного качества определялась через рейтинговый коэффициент выраженности, принимающий значение от 0 до 100.
По итогам исследования И. В. Грошев делает следующие выводы.
Русские
люди в условиях становления рынка
в большинстве своем
У русских людей до крайности обостренно чувство справедливости («аттрактивность», по Л. Гумилеву), оборотной стороной которой выступает уравнительная (эгалитаризм) и коллективистская (антииндивидуализм) психология. Они полны искания социальной справедливости.
У
русских самоанализ, рефлексия зачастую
оттесняют реальную жизнь, а теории,
программы выступают
У русских людей более отчетливо проявляются такие черты, как открытость, свободолюбие, душевность, радушие, веселость, оптимизм, некоторая беззаботность и беспечность в сочетании с недальновидностью. Конечно, эти черты в той или иной мере присущи любому народу, но у русских людей они выражены сильнее. Сравнение средних показателей на разных национальных выборках показало, что у русских более низкая доминантность по сравнению с другими выборками: британской, норвежской, финской, немецкой и американской. Но в экстремальных ситуациях и условиях поведение русских противоположно тому, как себя ведут в подобных ситуациях представители других национальностей: у всех в ситуации давления доминантность падает, а у русских она возрастает. Неожиданным был результат по шкале «эмоциональная невоспитанность», подчинение своим эмоциям. По этой шкале среднее значение показателей выше среднего значения показателей по американской выборке более чем на 20%. Иными словами, придя в состояние гнева или веселости, русский люди становятся «неудержимыми». Это может быть объяснено следующим образом. Русские люди мягки и терпеливы по исторической культуре, а не по своей природе. Эта культура ведет их путем воздержания и самоограничения вплоть до самопожертвования. Природа же русского человека склонна к бурным, эмоциональным взрывам.
Русским людям свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и полагание на «ведущего»; ориентацию на этатическую (державную) идентичность, повышенная зависимость от лидеров, потребность в опоре на власть и руководство (этатизм и патернализм), потребность быть ведомым (авторитарность, популизм, харизматизм). «Русский народ, с присущей русской душе страстностью, - отмечал Н. Бердяев, - всегда ожидал и ожидает «властелина».
Существует два принципа, характеризующие защитные механизмы человека, выработанные культурой. Это либо изменение окружающей среды и приспособление ее к себе, либо сохранение среды и приспосабливание себя к ней. Первый принцип реализуется в настоящее время в западноевропейской культуре. Там человек - борец, преобразователь мира. Эти качества превращены в эталон. Русские воспринимают эти эталоны на рефлексивном уровне. А на уровне социальных архетипов реализуют второй принцип. Русские знают в себе это качество, и оно называется терпением. Русские терпеливы, даже сверхтерпеливы. Как подчеркивал Н. Бердяев, «нет пределов терпению многострадального русского народа».
Информация о работе Трансформация государства : национальный аспект