Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
При действующей системе государственного контроля и существующем потенциале исследовательских лабораторий Росздравнадзором за 2007 год было выявлено и изъято из обращения 58 наименований 146 серий фальсифицированных готовых лекарственных препаратов, что составило 0,07 % от общего количества серий, находящихся в обращении. В то же время эксперты предполагают присутствие фальсификатов на российском рынке в объеме до 5%.
Следует отметить, что несовершенство существующей нормативно-правовой базы, определяющей неадекватную степень наказания за производство и реализацию фальсифицированных лекарственных средств, не позволяет существенно повлиять на ситуацию.
Отсутствуют: прямая норма закона, предусматривающая ответственность за производство и обращение фальсифицированных лекарственных средств; дифференциация ответственности в зависимости от тяжести преступления, ответственность за неоднократные нарушения в сфере обращения лекарственных средств; ответственность за применение фальсифицированных лекарственных средств в медицинских учреждениях.
Необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный Кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.
В целом анализ структуры выявленных фальсифицированных препаратов позволяет сделать выводы, что наиболее часто подделываются безрецептурные препараты, находящиеся в среднем ценовом секторе и пользующиеся большим спросом у населения.
В последнее время качественно изменилась структура ассортимента лекарственных средств, в обращение поступают инновационные препараты как российского, так и импортного производства (генноинженерные, биотехнологические и пр.), при этом лабораторная база остается на прежнем уровне, и не позволяет в полной мере в приемлемые сроки проводить экспертизу качества препаратов.
Достижения науки и технологий в медицине сформировали потребность в развитии лабораторных комплексов, оснащенность которых позволит в полном объеме контролировать качество высокотехнологичных препаратов, рекомбинантных и медицинских иммунобиологических препаратов.
Защита фармацевтического
рынка от некачественных и фальсифицированных
препаратов возможна при условии
организации современных
Масштабы страны, разнообразие климатических зон, а также объемы медицинской продукции, находящейся в обращении, определяют цели создания в Центральном, Южном, Северо-западном, Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах Российской Федерации лабораторий по контролю качества лекарственных средств, способных осуществить адекватный и компетентный контроль широкого спектра лекарственных средств и медицинских иммунобиологических препаратов.
Для отечественных производителей лекарственных средств важным фактором является наличие испытательных лабораторий в каждом из Федеральных округов, позволяющих без дополнительных затрат проводить испытания выпускаемой продукции.
Росздравнадзор считает необходимым создание испытательных лабораторий, находящихся в ведомстве Росздравнадзора, в каждом федеральном округе (всего 7 лабораторий), оснащенных по единым стандартам, функционирующим на единой методологической основе и подчиненным государственному регуляторному органу, с учетом создания в двух лабораториях дополнительных подразделений по контролю качества МИБП (Центральный и Сибирский ФО).
Создание таких лабораторий позволит организовать в рамках государственного контроля экспертизу качества лекарственных средств в полном масштабе в оптовом и розничном секторах торговли, увеличить объем государственного контроля до 10% от общего количества серий лекарственных средств, находящихся в обращении, что примерно составит 16,1 тыс. экспертиз в год.
Исходя из вышеизложенного, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предлагает следующую Систему государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации:
Система государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств
I этап. Регистрация лекарственного средства.
1. Оценка безопасности
лекарственного средства путем
анализа представленных
2. Оценка эффективности лекарственного средства представляется путем анализа результатов клинических исследований и сопоставление их с заявленными в инструкции по медицинскому применению. Утверждение инструкции по медицинскому применению;
3. Оценка воспроизводимости
методик, оценка качества
4. Инспектирование
(аудит) государственным
5. Регистрация лекарственного
средства на основания
II этап. Производство лекарственных средств и их обращение на рынке
1. Оценка качества
лекарственного средства, производимого
в промышленном масштабе (государственный
предварительный контроль), проводится
испытательными лабораториями,
2. Оценка качества
лекарственных средств,
3. Проведение государственными
инспекторами плановых
4. Проведение государственными
инспекторами плановых
5. Проведение государственными
инспекторами внеплановых
6. Сбор и обобщение данных, поступающих из лечебно-профилактических учреждений, потребителей и других источников о выявлении неэффективности применения лекарственного средства по установленным показаниям, а также нежелательных побочных реакциях зарегистрированных лекарственных средств. Составление отчетов по фармаконадзору. Принятие решений об изменении статуса регистрации и/или показаний к применению зарегистрированного лекарственного средства.
4. Мероприятия и ресурсы, необходимые для осуществления Концепции
1. Создание Управления в структуре Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в количестве 34 человек, осуществляющего инспекционные проверки организаций-производителей лекарственных средств на стадиях предрегистрационного аудита, допуска и обращения лекарственных средств на рынке, а также организаций оптовой и розничной торговли.
2. Обучение инспекторов в соответствии с международными требованиями с привлечением обучающих специалистов в рамках программ, поддерживаемых ВОЗ и PIC/S.
3. Создание сети из 7 испытательных лабораторий по контролю качества лекарственных средств в Федеральных округах Российской Федерации.
Создание 7 лабораторий, оснащенных всем необходимым оборудованием, включая 2 лаборатории контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), позволит осуществлять контроль как обычных лекарственных препаратов, выпускаемых на рынок, так и высокотехнологических препаратов и МИБП, которые контролируются недостаточно из-за отсутствия необходимого современного оборудования в функционирующих испытательных лабораториях. В настоящее время контроль МИБП осуществляется только одной испытательной лабораторией.
Кроме того, эти лаборатории позволят увеличить объем выполняемой экспертизы в рамках выборочного государственного контроля, который для осуществления действенного контроля над рынком должен по международному опыту составлять не менее 10% от всего объема выпускаемых серий.
На базе существующих региональных лабораторий организовать использование новых технологий для экспресс-анализа лекарственных средств неразрушающими методами, поступающих в регионы, с целью идентификации их подлинности, что повысит выявляемость недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
4. Использование дополнительных ресурсов. Необходимо заложить в структуру системы ресурсы организаций, обладающих научным и кадровым потенциалом (научно-исследовательские институты, научные центры и саморегулирующиеся организации) в части проведения различных экспертиз, разработки методических документов и рекомендаций, подготовки специалистов.
5. Распределение финансовых затрат при осуществлении экспертизы качества между заявителями и государственными экспертными организациями в рамках всех видов государственного контроля.
В настоящее время
в Российской Федерации
III. Заключительные положения
Реализация предложенной Системы будет способствовать:
1. Гармонизации системы
государственного контроля
2. Организации действенного
государственного контроля
3. Увеличению объема
контролируемых серий
4. Сокращению сроков
вывода лекарственных
5. Повышению уровня лабораторно-экспертной базы, соответствующей развитию науки и технологий.
Когда нужна независимая экспертиза?
В соответствии с Федеральным Законом
от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О Торгово-промышленных
палатах в Российской Федерации»,
Торгово-промышленным палатам предоставлено
право осуществлять по заказу российских
и иностранных предприятий и
предпринимателей экспертизу количества,
качества и стоимости товаров (грузов).
Длительное время это право использовалось
достаточно ограниченно. Но, постепенно,
особенно в последнее время в связи с вступлением
Российской Федерации во Всемирную торговую
организацию понятие экспертиза и форма
её использования распределились в трех
основных направлениях:
-
государственная экспертиза, это та, которая
проводится государственными органами
и инспекциями по поручению федеральных
или муниципальных органов;
-
общественная экспертиза, исполняющая
функции защиты прав потребителя и назначаемая
общественными организациями;
-
независимая экспертиза, которая может
проводиться по поручению как государственных,
так и общественных организаций независимыми
профессиональными экспертными компаниями.
По существу экспертиза это исследование,
которое проводится специально подготовленным
и аттестованным специалистом-экспертом,
имеющим необходимые знания и опыт в определенной
области, в процессе планирования и/или
осуществления торговых операций при
условии наличия существующего или предполагаемого
конфликта. При этом понятие «независимая
экспертиза» означает, что эксперт не
связан ни административно, ни финансово
с федеральными, муниципальными органами,
ни с производителем или продавцом товара,
ни с надзорными и контролирующими органами,
т.е. ни с кем, кто бы мог оказать влияние
на его деятельность в силу заинтересованности
в результатах экспертизы. Поэтому эксперт
не определяет качество товара. Он только
подтверждает соответствует ли товар
(услуга) требованиям ГОСТ,а, ТУ, договора
(контракта) и другим документам. В случае
необходимости проведения сертификации
(обязательной или добровольной) он может
определить наличие требуемых документов
и/или организовать соответствующие испытания
в специальных Испытательных центрах
(органах по сертификации) с целью получения
Сертификатов соответствия или Протоколов
испытаний.
На основе исторического опыта проведения
различных торговых операций купли-продажи
возник следующий поэтапный вид экспертиз:
-
при поиске товара (услуги) и выборе поставщика
проводится экспертиза типовых образцов;
-
при заключении договора (контракта)- экспертиза
договора (контракта) на соответствие
типовым требованиям и требованиям Гражданского
кодекса РФ;
-
при отгрузке товара – предотгрузочная
экспертиза;
-
при транспортировке товара до границы
РФ и таможенной очистки экспертиза информации
о товаре;
-
приемка товара покупателем – приемочная
экспертиза;
-
реализация товара – экспертиза по потребительским
характеристикам и инспекционный контроль.
Проиллюстрируем эти виды экспертиз конкретными
примерами.
1. Покупатель и продавец
договорились о том, что продавец он же
и изготовитель, будет поставлять покупателю
полиэтиленовые пакеты с логотипом фирмы
и цветным рисунком для упаковки подарочных
наборов. Покупателю были переданы образцы
различных пакетов, изготовленных для
других фирм, с надписью, но без цветных
рисунков.