Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
А сделать следовало бы следующее:
пронести экспертизу проекта контракта
перед его подписанием и
Пятая проблема - развитие добровольной сертификации в интересах обеспечения внешнеторговой деятельности. Существующие в настоящее время системы обязательной сертификации продукции направлены в первую очередь на обеспечение безопасности этой продукции для потребителей, окружающей среды и имущества граждан и организаций. Однако для обеспечения внешнеэкономической деятельности этого недостаточно. Должна шире развиваться сертификация товаров и услуг на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность (в области таможенного контроля, валютного регулирования, лицензирования и. т.п.), а также требованиям контрактов.
Для такой сертификации лучше всего подходит статус добровольной, а правила такой сертификации должны разрабатываться экспертными организациями по согласованию с организациями, которые будут использовать результаты сертификации (таможенные органы, органы валютного контроля и т.п.). Системы добровольной сертификации должны создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области сертификации, а регистрироваться установленным порядком и органах Госстандарта. Опыт создания таких систем, например, в отношении продукции военного назначения, уже есть (система "Оборон-сертификат"). Надеемся, что наше сообщение вызовет Ваш интерес, и мы с большой благодарностью и вниманием рассмотрим Ваши предложения и замечания по изложенным вопросам, а также любым другим вопросам, касающимся дальнейшего развития экспертизы в интересах обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Концепция развития системы государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств (Система качества фармацевтических продуктов)
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств
(Система качества фармацевтических продуктов)
1. Введение
В соответствии с принятыми в международной практике понятиями: «Система качества фармацевтических продуктов» – это комплекс мер по обеспечению эффективности и безопасности фармацевтических продуктов, а также их соответствия официальным требованиям по показателям качества.
Эта система включает:
законодательство
в области обращения
стандартизацию в
области качества
порядок лабораторных и клинических испытаний при создании лекарственных препаратов;
порядок регистрации
фармацевтических продуктов;
систему научных центров и институтов;
надзор и контроль
за условиями производства
надзор и контроль за импортом, оптовой и розничной торговлей и этап лицензирования, как мера допуска к виду деятельности;
систему контрольных
лабораторий, независимых от
инспекторат (инспекция);
специфические меры по обеспечению качества в сети распределения лекарств.
Система регулирования
отношений в сфере допуска
и контроля лекарственных
1. Стандартизации в области контроля качества лекарственных средств (развитие института Фармакопеи).
2. Системы надлежащих практик разработки, исследований, производства и продажи (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP).
3. Фармацевтической инспекции.
4. Контроля за обращением продукции на рынке.
Основной акцент государственного регулирования и контроля в этих странах направлен на этапы надзора за разработкой лекарственного препарата, исследований клинической эффективности и безопасности, контроль за производством и допуска препарата на рынок в виде торговой лицензии. Надзор за качеством продукта, находящегося в обращении, осуществляется в рамках фармаконадзора, который представляет собой сбор информации об эффективности препарата и его побочных эффектах, а также контроля на стадии обращения (в розничной сети).
Важно отметить, что система контроля качества в этих странах выходит на принципиально новый уровень, который включает требования к качеству не только активных фармацевтических субстанций, но и требования к вспомогательным веществам. К примеру, Европейская Фармакопея содержит 1800 монографий к вспомогательным веществам и реактивам, используемых в производстве лекарственных средств.
В большинстве развитых стран Европы, США, Японии и др. функции по формированию и проведению политики в области обращения лекарственных средств (включая такие аспекты как контроль качества, контроль доклинических и клинических исследований, регистрация и выдача разрешений на выпуск лекарственных средств в обращение, мониторинг побочных эффектов) возложены на специальные надзорные организации (так называемые, Drug Regulation Agencies), такие как FDA в США, Lakemedelsverket в Швеции, DRA в Великобритании и др., являющиеся, по сути, фармацевтическим инспекторатом и действующие независимо от других государственных организаций. При этом в своей работе основной акцент делается на оценке условий производства лекарственных средств и надзоре за условиями производства в последующий период, когда препарат зарегистрирован и поставляется на рынок. Такая оценка обеспечивается государственным инспекторатом, имеющим соответствующую подготовку и полномочия по осуществлению инспекционной деятельности.
Помимо национальных фармацевтических инспекторатов, инспекционной деятельностью за производством лекарственных средств занимаются уполномоченные инспекторы международных организаций, таких как ВОЗ.
Для примера приведем бюджет в настоящее время самой крупной надзорной организации – Администрации США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (FDA USA; Food and Drug Administration) (табл. 1).
Таблица 1
Бюджет Федеральной администрации по контролю за лекарственными средствами и продуктами питания (Food and Drug Administration, FDA) США (за 2007 год).
Расходы |
$ |
Расходы на контрольно-надзорные функции (включая заработную плату): |
|
Контроль пищевых продуктов |
$449 687 000 |
Контроль лекарственных средств |
$305 003 000 |
Контроль иммунобиологических препаратов |
$150 582 000 |
Контроль ветеринарных лекарственных средств и кормов |
$95 494 000 |
Контроль радиологических препаратов, изделий и обеспечение радиационной безопасности |
$229 334 000 |
Национальный центр токсикологических исследований |
$34 240 000 |
Другие сферы деятельности |
$88 236 000 |
Расходы на переезд в новое здание |
$25 552 000 |
Аренда |
$162 271 000 |
Содержание зданий и оборудования |
$4 950 000 |
Всего расходов |
$1,545,349 |
Доходы |
|
Федеральный бюджет США |
$1 143 000 000 (73%) |
Пошлина за исполнение государственных функций |
$402 000 000 (27%) |
По данным официального сайта FDA
Система государственного контроля в Российской Федерации представляет иную модель, в которой базисными элементами являются:
1. Регулирование на этапе регистрации препаратов в виде экспертиз качества, эффективности и безопасности препарата, заявленных к регистрации.
2. Контроль качества лекарственных средств в виде:
– предварительного контроля на этапе вывода лекарственных средств на рынок (впервые производимые, впервые ввозимые);
– выборочного контроля (на этапе обращения на рынке).
3. Лицензирование российских производителей лекарственных средств в соответствии с законодательными требованиями.
4. Лицензирование фармацевтических дистрибьюторов (опт, розница).
Очевидно, что система государственного контроля в Российской Федерации смещена на контроль готового продукта, а не на этапы его создания и производства.
Кроме того, в систему государственного контроля не включен такой важный элемент, как стандартизация качества лекарственных средств, представленная институтом Государственной Фармакопеи и контроль условий его производства на этапе регистрации.
2. Состояние
дел в российской
В последние годы наблюдается динамический рост российского фармацевтического рынка. Темпы его развития в 2006 году были самыми высокими в мире. Анализ происходящих на рынке изменений показал, что рост рынка в денежном выражении обусловлен качественным развитием рынка, т.е. увеличение рынка вызвано не ростом потребления ЛС в упаковках, а смещением спроса в сторону более дорогих, т.е. качественных и более безопасных препаратов. За 2007 год цена за упаковку в госпитальном сегменте рынка выросла на 5,6%, а в аптечном сегменте – на 4,7%.
Структура рынка в
соотношении присутствия
Анализ выявленной в обращении недоброкачественной продукции показывает, что доля забракованных лекарственных средств отечественного производства превышает аналогичные показатели импортной продукции. При этом, несмотря на то, что доля продукции российского производства в объеме фармацевтического рынка постоянно снижается, количество выявляемого брака среди отечественных лекарственных средств остается на прежнем уровне, что свидетельствует о необходимости изменения порядка надзора за соблюдением правил производства и контроля качества лекарственных препаратов.
Оценка качества лекарственных средств на этапе регистрации выполняется на опытных (лабораторных) образцах, которые представляют компании-заявители для проведения фармацевтической экспертизы и утверждения нормативной документации. Однако, на этапе предварительного государственного контроля, проводимого на промышленных сериях продукта, выявляется брак, связанный с невоспроизводимостью аналитических методик или потерей заявленного при регистрации качества лекарственного препарата, связанной с масштабированием.
Показатели предварительного государственного контроля
за 2004-2007 гг..
Год |
Количество серий ЛС |
Забраковано серий ЛС |
Доля брака, % |
2004 |
1534 |
174 |
10,9 |
2005 |
2383 |
129 |
5,4 |
2006 |
2442 |
86 |
3,5 |
2007 |
2567 |
96 |
3,4 |
Система государственного контроля на этапе обращения лекарственных средств, представленная в виде выборочного контроля лекарственных средств, находящихся в обращении и осуществляется ежегодно в объеме около 5000 серий лекарственных средств, из них выборочному контролю подвергаются около 2000 серий, что составляет соответственно 2,5% и 1% от общего количества серий ежегодно поступающих в обращение на территорию Российской Федерации (около 200 тысяч серий). При этом необходимо отметить, что выборочному государственному контролю фактически подвергаются только лекарственные средства из двух секторов фармацевтического рынка: лекарственные средства, отобранные со складов организаций-производителей, и препараты, отобранные со складов организаций-импортеров. В связи с отсутствием финансирования не проводится отбор препаратов из розничной торговли, несмотря на то, что именно в этом секторе происходит основной вброс на рынок фальсифицированных лекарственных препаратов
Очевидно, что выборочный
контроль не может быть реализован
в масштабе страны в полной мере
по причине состояния
В определенной мере существует обеспокоенность, связанная с поступлением на рынок фальсифицированных препаратов, которые по степени подделки достигли высокого уровня.
Период |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Количество наименований |
62 |
60 |
60 |
47 |
66 |
58 |
Количество серий |
178 |
201 |
178 |
168 |
147 |
146 |
В странах Европы и
Азии для идентификации
Высокая прибыльность теневого рынка лекарственных средств, а также развитие информационных технологий, не позволяют в будущем ожидать снижения объема фальсифицированных лекарственных средств. По данным экспертов ВОЗ доля фальсифицированных лекарственных средств составляет до 1% (США, страны Совета Европы, Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия) в развитых странах и до 50% (Индонезия, Кения, Перу, Ангола, Колумбия, Нигерия, Филиппины) в развивающихся странах.