Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
Центральный банк создается и в
определенной степени контролируется
Государственной думой. Государственная
дума назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Центрального
банка РФ. По Конституции только Президент
РФ представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка, и он
же может поставить перед Государственной
думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка. Государственная
дума назначает также членов совета директоров
Центрального банка. И хотя в назначении
и освобождении от должности Председателя
Центрального банка участвует Президент
и Государственная дума, Центральный банк
по своему правовому положению является
абсолютно автономным и самостоятельным
органом государственной власти, не являясь
органом ни законодательной, ни исполнительной
власти. Его правовое положение определяется
Конституцией РФ и Федеральным законом
"О Центральном банке РФ" от 26 апреля
1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Центральный банк представляет Государственной
думе годовой отчет о своей деятельности
и заключение аудиторской проверки.
Центральный банк тесно взаимодействует
с правительством по различным направлениям
финансово-денежной политики, но ни правительство
РФ, ни другие органы государственной
власти или органы местного самоуправления
не имеют права вмешиваться в функции
и полномочия Центрального банка РФ или
оказывать какое-либо влияние на его деятельность.
Закон прямо устанавливает, что в пределах
своих полномочий Центральный банк РФ
независим с своей деятельности, хотя
вся его деятельность должна осуществляться
в рамках действующего законодательства,
и только федеральный закон может внести
изменение в статус банка.
Основная функция банка - защита и обеспечение
устойчивости рубля, которую он осуществляет
независимо от других органов государственной
власти. Кроме того, Конституция (ч. 1 ст.
75) устанавливает, что денежная эмиссия
осуществляется исключительно Центральным
банком РФ, а введение и эмиссия других
денег, кроме рубля, не допускаются.
Нормативные акты Центрального банка
РФ, издаваемые им в порядке осуществления
своих полномочий, обязательны для всех
органов государственной власти РФ, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления; всех
физических и юридических лиц.
Центральная избирательная комиссия
РФ является постоянно действующим
коллегиальным органом
Центральная избирательная комиссия РФ
осуществляет свою деятельность на основе
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями
от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство
деятельностью избирательных комиссий
по выборам Президента РФ, депутатов Государственной
думы, а также иных федеральных государственных
органов, предусмотренных Конституцией
РФ и по проведению референдума Российской
Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит
из пятнадцати членов, и срок ее полномочий
- четыре года. Формируется она особым
способом. Пять членов Центральной избирательной
комиссии назначаются Государственной
думой. Кандидатуры на эти должности предлагают
депутатские объединения. Пять членов
назначаются Советом Федерации. Кандидатуры
на эти должности предлагают законодательные
и исполнительные органы субъектов РФ,
и пять членов Центральной избирательной
комиссии назначает персонально Президент
РФ. Из своего состава Центральная избирательная
комиссия путем тайного голосования избирает
председателя, заместителя председателя
и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная
комиссия полностью самостоятельна, она
неподконтрольна и неподотчетна никакому
органу государственной власти. Центральная
избирательная комиссия издает инструкции
и разъяснения по вопросам единообразного
применения избирательного законодательства,
вопросам подготовки и проведения выборов,
определения их результатов и т.д. Документы,
издаваемые Центральной избирательной
комиссией, регулируют практически все
сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной
избирательной комиссии довольно значительны.
Центральная избирательная комиссия
утверждает персональный состав территориальных
избирательных комиссий краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов. Центральная
избирательная комиссия осуществляет
меры по организации единообразной
системы подведения итогов голосования,
используя в том числе и систему "ГАС
- выборы". Члены Центральной избирательной
комиссии работают под руководством председателя
и могут быть досрочно освобождены от
своих должностей только по решению органа,
назначившего их на эту должность. Более
конкретно и детально полномочия Центральной
избирательной комиссии определяются
в законах о выборах Президента РФ, выборах
депутатов Государственной думы, проведении
референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной
комиссии могут быть внесены только в
связи с принятием новых федеральных избирательных
законов.
Конституция закрепляет положение
о том, что Уполномоченный по правам
человека назначается на должность
и освобождается от должности Государственной
думой. Более детально порядок его назначения,
полномочия и порядок их осуществления
регулируются Федеральным конституционным
законом "Об Уполномоченном по правам
человека" от 27 февраля 1997 г.
Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации назначается на свою должность
Государственной думой сроком на пять
лет в целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения
и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными
лицами.
Для гарантий его деятельности устанавливается
принцип неприкосновенности Уполномоченного,
принцип несовместимости его
поста с участием в качестве депутата
законодательного органа, государственного
служащего, члена общественного объединения,
преследующего политические цели, с занятием
любой другой оплачиваемой должности,
а также членством в политических партиях.
Предложения о кандидатах на должность
Уполномоченного могут быть внесены в
Государственную думу Президентом РФ,
Советом Федерации, депутатами Государственной
думы, депутатскими объединениями Государственной
думы. Назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного осуществляется
большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной думы. Включение
в список для тайного голосования производится
двумя третями голосов от общего числа
депутатов. Уполномоченный вступает в
должность с момента принесения присяги
на заседании Государственной думы.
Компетенция Уполномоченного включает
в себя рассмотрение жалоб граждан России,
а также находящихся на территории Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства. Уполномоченный вправе обжаловать
решения или действия (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих.
Жалоба, подаваемая Уполномоченному, должна
быть предварительно рассмотрена в судебном
или административном порядке. Уполномоченный
не вправе обжаловать решения Государственной
думы и Совета Федерации, а также решения
законодательных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
По собственной инициативе Уполномоченный
может принять меры по защите прав и свобод
граждан в случае грубого и массового
их нарушения, а также в случае необходимости
защиты интересов лиц, по тем или иным
причинам не способных защищать свои права.
При проверке полученных на его имя жалоб
Уполномоченный имеет право посещать
все органы государственной власти, присутствовать
на заседаниях коллегиальных органов;
беспрепятственно посещать предприятия,
учреждения и организации, независимо
от их организационно-правовых форм и
форм собственности, воинские части, общественные
объединения; получать объяснения должностных
лиц и государственных служащих, включая
результаты аудита по вопросам конкретной
жалобы; получать от должностных лиц и
государственных служащих необходимые
сведения, документы и материалы, самостоятельно
или совместно с компетентными органами
проводить необходимые проверки, поручать
компетентным органам проведение экспертных
исследований и подготовку заключений
по вопросам, связанным с рассматриваемой
жалобой.
В связи с проведением проверки по жалобе
Уполномоченный имеет право знакомиться
с уголовными, гражданскими делами и делами
об административных правонарушениях,
решения по которым вступили в законную
силу, а также с материалами, по которым
отказано в возбуждении уголовного дела.
При проверке жалобы руководители организаций
обязаны принимать Уполномоченного безотлагательно.
О результатах рассмотрения жалобы он
должен известить заявителя и направить
в государственные органы или должностным
лицам, нарушившим права и свободы конкретного
гражданина, свое заключение, которое
должно содержать рекомендации по восстановлению
нарушенных прав и свобод.
В случае неоднократных нарушений
прав и свобод граждан по результатам
изучения и анализа информации о
подобных нарушениях и обобщения
итогов рассмотрения жалоб, Уполномоченный
имеет право направить соответствующим
органам и должностным лицам свои замечания
и предложения общего характера, обратиться
к субъектам права законодательной инициативы
с предложениями об изменении и дополнении
федерального законодательства и законодательства
субъектов РФ; выступить с докладом на
очередном заседании Государственной
думы в случае массового нарушения прав
и свобод граждан, а также обратиться в
Государственную думу с предложением
о создании парламентской комиссии по
расследованию фактов нарушений прав
и свобод граждан и о проведении парламентских
слушаний.
По окончании календарного года Уполномоченный
направляет доклад о своей деятельности
Президенту РФ, палатам Федерального Собрания,
Правительству; в Конституционный, Верховный,
Высший арбитражный суды и в Генеральную
прокуратуру. Ежегодно итоговый доклад
Уполномоченного по правам человека публикуется
в официальных государственных изданиях
для всеобщего сведения.
Российская академия наук в соответствии
с Федеральным законом "О науке и государственной
научно-технической политике" от 23 августа
1996 г. имеет государственный статус, учреждается
федеральными органами власти, финансируется
из федерального бюджета.
По закону структура Российской академии
Наук и отраслевых академий наук, порядок
деятельности и финансирования входящих
в их состав научных организаций устанавливаются
ими самостоятельно. Во главе академий
стоят избираемые ими самостоятельно
путем тайного голосования президиумы
и президенты академий. Академии создаются,
реорганизуются и упраздняются по представлению
Правительства РФ законодательными органами
РФ. К отраслевым академиям наук относятся
Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных
наук, Академия образования, Академия
архитектуры и строительных работ, Академия
художеств, которые вместе с Российской
академией наук являются самоуправляемыми
организациями, действующими на основе
законодательства Российской Федерации
и на основе собственных уставов.
Российская академия наук и отраслевые
академии представляют Президенту РФ
и Правительству РФ отчеты о научных исследованиях,
проводимых академиями и их научными организациями,
и о результатах этих исследований.
Правительство РФ заинтересовано в дальнейшем
совершенствовании деятельности Российской
академии наук и отраслевых академий,
повышении эффективности их исследований
и скорейшем внедрении их в практическую
сферу, поскольку это будет способствовать
развитию научно-технического прогресса.
Система органов государственной власти
Российской Федерации находится в стадии
развития и дальнейшего совершенствования,
требуемого усложнением условий общественно-политической
и государственной жизни Российской Федерации
и ее субъектов. Происходит процесс укрепления
вертикали исполнительной власти, совершенствование
структуры законодательных органов, в
том числе и Совета Федерации, реформа
судебной системы. Эти государственно-правовые
процессы проходят сложно, иногда встречают
серьезное противодействие со стороны
отдельных государственных органов, должностных
лиц, общественных объединений, определенных
категорий граждан, особенно в субъектах
Российской Федерации.