Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:
- власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим)
- государственная власть
- власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров
В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества.
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками:
1.Власть – это явление социальное, т.е. общественное.
2.Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть.
3.Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти
всегда представляет собой
5. Общественные отношения,
в рамках которых существует
и реализуется власть, являются
разновидностью общественных
6. Власть всегда базируется
на силе. Это является ее важнейшим
признаком, так как именно
В этой связи не стоит путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. В чем же тогда различие? Думается, характерная особенность процесса принуждения заключается в осознании подвластным того, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный предполагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.
7.Из-за того, что власть
может иметь место только в
сознательно-волевом отношении
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть
демократической и недемократической
Причем это деление касается не только государственной власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Государственная власть в обществе может быть
легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной)
Носителями последней могут являться неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.
При этом не следует
Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах и признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством; во-вторых, то, что государство и государственная власть – это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой – они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.
Особо остановимся на таком свойстве государственной власти как суверенитет.
Суверенитет государственной власти внутри страны выражается:
Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Верховенство государственной власти означает:
- ее безусловное
- монопольную возможность
применения таких средств
- осуществление властных
полномочий в специфических
- прерогативу государства
отменять, признавать ничтожными
акты других субъектов политики
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Способы осуществления государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.
К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
Превращение идей, взглядов
в убеждения связано с
Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
Государственное принуждение
- это психологическое, материальное
или физическое (насильственное) воздействие
полномочных органов и
Само по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.