Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:38, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека.
5. РОССИЯ КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Если
говорить о России, то в ч. 1 ст. 1 Конституции
РФ закреплено, что Российская Федерация
— Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления». И хотя в данной статье
прямо указывается, что призовое государство
уже «есть» в России, думается, это скорее
пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности
занимает длительное историческое время.
Он совершается вместе с формированием
гражданского общества и требует целенаправленных
усилий. Правовое государство не вводится
единовременным актом (даже если этот
акт является демократической Конституции)
и не может стать результатом чистого
законодательства. Весь процесс должен
быть органически пережит обществом, если
оно для этого созрело. Проблема здесь
не только и не столько юридическая (хотя
создание совершенной законодательной
системы, способной «связать» государство,
и формированию которой мы всего лишь
приступили, первостепенной важности).
Необходимо коренное преобразование социально–экономической
и политической систем, в первую очередь
преобразование собственности, ибо при
безраздельном господстве монопольной
бюрократической государственной собственности
неизбежно требующей жёсткой административно–командной
власти, правовое государство в принципе
невозможно. Россия же в современный период
находится в состоянии кризиса, что обостряет
те трудности и препятствия, которые стоят
на пути движения к правовому государству.
Среди них особое беспокойство у общественности
вызывает положение в области прав человека,
рост преступности, коррупция, расцвет
бюрократизма и т.п. Уполномоченный по
придам человека С.А. Ковалёв в своём докладе
о соблюдении человека и формировании
правового государства в России сказал
следующее: «Ни о какой федеральной программе,
ни о каком прогрессе в области прав человека
не приходится говорить, если властью
и обществом по прежнему будет стаять
стеной отчуждённая от общества бюрократия,
озабоченная лишь удержанием в своих руках
рычагов власти. Россия никогда не станет
ни правовой, ни демократической, если
власть по прежнему останется неким таинством,
а не понятным для каждого рабочим механизмом
общих задач».
Вместе с тем нельзя думать, что чисто
механическое заимствование сугубо западных
(а идея правового государства западного
происхождения) привнесёт в Россию согласие,
порядок, демократию. С одной стороны,
этого, бесспорно, не произойдет, если
рассматриваемые нами теоретические конструкции
не адаптировать к российской действительности,
характеризующейся невысоким уровнем
политической и парламентской культуры,
правовой нигилизмом, слабостью демократических
традиций и навыков, чиновничье–аппаратным
засильем, если и можно для России признать
пригодной концепцию правового государства
западного образца, то, разумеется, с целым
рядом оговорок, учитывая отношение россиян
к праву, как к социальному инструменту,
историческую приверженность к сильному
государству, низкую «природную» правовую
активность и инициативу.
С другой стороны, не абсолютизируя роли
права, следует «реальное» относиться
и к самой идее правового государства,
ибо «в действительности политическая
власть всегда стремится вырваться из
правовых рамок и «правовое государство»
— это скорее идеальный тип…».
Поэтому, рассматривая современное состояние
идей правового государства, следует избегать
преувеличения их роли и степени распространении.
Заключение
Таким
образом, в настоящее время правовое
государство выступает
больше конституционным принципом, лозунгом
и не получает пока своего полного воплощения
в какой–либо стране. Ближе других к реализации
данной идеи на практике подошли, например,
такие государства, как Германия,Франция,
Швейцария, США и другие. Нынешнему же
российскому обществу еще далеко до достижения
идеалов правового государства, но двигаться
в этом направлении необходимо. Преодолевая
различные трудности и препятствия, Россия
найдёт именно свой образ правового государства,
который будет соответствовать ее истории,
традициям и культуре, что и позволит ей
стать подлинно свободным демократическим
обществом.
Итак, принципами правового государства,
отличающими его от государства неправового,
выступают: 1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и гражданина; 2)
наиболее последовательное связывание
с помощью права политической власти,
формирование для государственных структур
режима правового ограничения; 3) разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную; 4) федерализм; 5) верховенство
закона; 6) взаимная ответственность государства
и личности; 7) высокий уровень правосознания
и правовой культуры в обществе; 8) наличие
гражданского общества и осуществление
контроля с его стороны за выполнением
законов всеми субъектами права и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колихин
И.Ю. Идея правового государства: история
и современность. СПб., 1993;
2. Козлихин И.В. Право и политика. СПб.,
1996;
3. Нерсесянц B.C. История идей правовой
государственности. М., 1996;
4. Нерсесянц B.C. Право–математика свободы.
М., 1996;
5. Омельченко О.А. Идея правового государства:
истоки, перспективы, причины. М., 1994;
6. Основы государства и права /А.В. Ильин,
О.Н. Карамышев, С.П. Маврин и др. Под ред.
Н.И. Мацнева. 2–е изд. СПб., 1996. С. 15–17;
7. Правовое государство в России: замысел
и реальность. М., 1995;
8. Право и власть. М., 1990;
9. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство.
Уфа, 1994;
10. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея,
теория, практика. Курск, 1994.
11. Социалистическое правовое государство:
концепция и пути реализации. М., 1990;
12. Теория государства и права. Курс лекций
/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов,
1995;
13. Четвернин В.А. Демократическое конституционное
государство. Введение в теорию. М., 1993.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.
Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов государственной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий характер - как экономических, так и социальных, моральных, а также других факторов.
Актуальность моей работы велика, так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
Таким образом, рассмотрев в
общем некоторые аспекты
"Ожидать
прихода к власти
Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.
Признаки власти:
Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.
Государственная власть является разновидностью социальной власти.
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
Признаки государственной власти:
Всеобъемлющий характер (универсальность).
Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.
Структуру государственной власти составляют:
Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.
Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Категория «власть» имеет ряд родственных понятий.
1)Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. С другой стороны, категория господства уже категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.
2)Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)
3)Авторитет рассматривается
как возможная форма и
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать власть:
-в масштабе всего общества;
-внутри того или иного коллектива (организации)
-в отношениях между двумя индивидами
Т.е. власть может выступать как социальная - присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.)
Социальная власть может проявляться в политической и неполитической формах.