Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы понятия толерантность в психологической литературе ………………………………………………………………………...7
1.1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы ………………7
1.2. Основные критерии и показатели толерантности………………………...22
1.3. Психологические основания исследования толерантности ……………..23
2. Описание методов исследования….………………………………………...26
3. Результаты исследования…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65
Введение

Работа содержит 1 файл

Толерантность.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
 

     По результатам опроса:

     У 14 человек – средний уровень конфликтности;

     У 10 человек – выше среднего;

     У 4 человек – чуть ниже среднего;

     У 2 человека – четь выше среднего.

     Чем меньше суммарное число балов, тем ниже уровень конфликтности и наоборот.

     Рисунок 5. Зависимость толерантности от личной конфликтности

     С увеличением количества баллов оценки личностной конфликтности толерантность понижается. 

     Таблица 7. Результаты ранговой корреляции 

 Параметр Возраст Стаж Личная креативность Коммутативная агрессивность
Толерантность

Общая

-0,9 -0,85 0,7 -0,9
Толерантность

мужчины

-0,8 -0,75 0,7 -0,8
Толерантность

женщины

-0,8 -0,7 0,7 -0,8
Толерантность

высшее  обр.

-0,65 -0,6 0,7 -0,65
Толерантность

ср. спец. обр.

-0,95 -0,95 0,7 -0,95
 

     Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

     У людей более старшего возраста толерантность ниже, чем у людей более молодого возраста. Толерантность зависит от стажа работы, чем больше стаж работы, тем ниже толерантность для данной выборки. Эти результаты подтверждаются анализом ранговой корреляции Спирмена для всех групп ранг отрицательный и больше либо равен -0,6 по модулю, из чего следует обратная зависимость. То есть чем больше стаж работы и больше возраст, тем значения показателей толерантности ниже и наоборот.

     У людей имеющих высшее образование толерантность выше, чем у группы людей имеющих среднее образование.

     Толерантность в группе, в зависимости от социальной креативности личности не меняется.

     Чем больше оценка личностной креативности тем толерантность выше. Что подтверждается показателями ранговой корреляции Спирмена. R=0,7 для всех групп, и больше 0,6, что означает прямую зависимость, чем выше Креативность, тем выше толерантность.

     Коммуникативная агрессивность влияет на толерантность, что мы наблюдаем из Рисунка 4. С увеличением количества баллов оценки личностной конфликтности толерантность понижается. Эти же выводы подтверждаются исследованием ранговой корреляцией Спирмена. для всех групп ранг отрицательный и больше либо равен -0,6 по модулю, из чего следует обратная зависимость. Чем выше коммутативная агрессивность, тем толерантность ниже и наоборот, чем меньше показатели коммутативной агрессивности, тем выше толерантность для данной выборки.

     Заключение 

     В среднем по результатам исследования у группы толерантность находится на низком уровне. Люди более старшие по возрасту менее толерантны, соответственно и люди с большим стажем работы менее толерантны. Из этого можно сделать вывод: Образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.

     Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, поэтому я считаю, что демократия в России еще слишком молода, для того, чтобы люди ощутили себя более свободными, могли в полной мере развивать свой творческий потенциал.

     Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры.

     В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. Происходит это потому, что в этих обществах граждане, выражающие противоположные точки зрения по таким, казалось бы, важным проблемам, например связанным с экономическим и политическим курсом, религией и пр., имеют одну и ту же точку зрения на такие вопросы, как свобода, дисциплина, рабочая этика, то есть преобладает согласие по главным, базовым социальным вопросам. В дни острейшего политического кризиса никто не подвергнет сомнению необходимость существованию в стране правового порядка и демократического политического режим, не усомниться в «американском образе жизни», «Франции для французов», «особенности японцев». Люди воспринимают других членов общества как таких же людей, как они сами, достойных уважения и поддержки.

     Россияне еще не достигли того уровня демократической культуры, поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне. Все это в целом подтверждает мою гипотезу.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Альфред Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии» («Сны и их толкование»), Москва, 1995 г.;
  2. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. — Век толерантности, 2005, № 1
  3. Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. с. 5-7.
  4. Адорно Т. Исследования авторитарной личности. М., 2001.
  5. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. Дисс. …канд. психол. наук. СПб., 2002
  6. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы. // Человек. — 1997. №3.
  7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 2003.
  8. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 2007. С.201-222.
  9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Наука,2006. – 154 с.
  10. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.
  11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
  12. Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 2006
  13. Вильянс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -   М.: 1990. – с.93.
  14. Годфруа Ж. Что такое психология; В2х томах Издательство 2е , перевод с французского – М: Мир 2006г.
  15. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
  16. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02г
  17. В.В. Давыдов. Психологический словарь под редакцией. 2006 г
  18. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997
  19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  20. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза. Автореф. … канд. пед. наук. Курган. 2000.
  21. Кристалл Г. Аффективная толерантность. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. №3.
  22. Крылов А.А. Психология. – М: «проспект» 2008 г;
  23. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия "Учебник нового века")
  24. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 11.– С. 2 - 16.
  25. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. // Вопросы философии 1995. № 2. с. 110-121.
  26. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.
  27. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  28. Никольсон П., Толерантность как моральный идеал «Вестник» УрМИОН 2002г;
  29. Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.
  30. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  31. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002
  32. Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. — Вопросы психологии, 2006.
  33. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – № 3. – 2001.
  34. Петровский А.В. Общая психология. Учебник для студентов пед. Институтов. М «Просвещение»2007г.
  35. Петровский А.В. Психологический словарь под редакцией М «Просвещение»2008.г.
  36. Петтай И. Взаимная толерантность эстонцев и неэстонцев // Интеграция эстонского общества. Мониторинг 2000. Таллинн, 2000, с. 6-10.
  37. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  38. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
  40. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования. // Человек. 2005. № 2-4.
  41. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2.
  42. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.: ил.
  43. Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
  44. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Кострома, 2000.
  45. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  46. Уолцер Майкл. О терпимости. М., 2000.
  47. Фетискин И.П.; Миронова Т.И., Социально-психологическая диагностика личности и группы: ГГУ им. Н.А. Некрасова, 2001 г;
  48. Федеральная целевая программа, «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»: М 2000г.
  49. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы )”. М., 2000.
  50. Фрейд Зигмунд Собрание сочинений, М, 1998 г.;
  51. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
  52. Хасан Б.И., СЕРГОМАНОВ П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.
  53. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. 2002 г.

Приложение №1

Тест  Самооценки коммуникативной толерантности  В.В. Бойко, 1998г.

Девять  ситуаций:

     1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

     Меня  раздражают суетливые, непоседливые люди

     Шумные  детские игры переношу с трудом

     Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно

     Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

     2) Меня обычно выводит из равновесия  несообразительный собеседник

     Меня  раздражают любители поговорить

     Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

     Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

     Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

     3) Современная молодежь вызывает  неприятные чувства своим внешним  видом (прическа, косметика, наряды)

     Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

     Представители некоторых национальностей в  моем окружении откровенно несимпатичны мне

     Есть  тип мужчин ( женщин), который я не выношу

     Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

     4) Считаю, что на грубость надо  отвечать тем же

     Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен

     Меня  раздражают люди, стремящиеся в споре  настоять на своем

     Мне неприятны самоуверенные люди

     Обычно  мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

     5) Я имею привычку поучать окружающих

     Невоспитанные люди возмущают меня

     Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь  воспитывать кого-либо

     Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

     Я люблю командовать близкими

     6) Меня раздражают старики, когда  они в час пик оказываются  в городском транспорте или  в магазинах

     Жить  в номере гостиницы с посторонним  человеком для меня просто пытка

     Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

     Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

     Меня  раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как мне этого  хочется

     7) Обычно я надеюсь, что моим  обидчикам достанется по заслугам

     Меня  часто упрекают в ворчливости

     Я долго помню нанесенные мне обиды  теми, кого я ценю или уважаю

     Нельзя  прощать сослуживцам бестактные шутки

     Если  деловой партнер непреднамеренно  заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь

     8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

     Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

     Я стараюсь уходить от разговора, когда  кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

     Обычно  я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

     Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей

     9) Обычно мне трудно идти на  уступки партнерам

     Мне трудно ладить с людьми, у которых  плохой характер

     Обычно  я с трудом приспосабливаюсь к  новым партнерам по совместной работе

     Я воздерживаюсь поддерживать отношения  с несколько странными людьми

     Обычно  я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав 

     Приложение  №2

Бланк ответов

Информация о работе Толерантность