Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы понятия толерантность в психологической литературе ………………………………………………………………………...7
1.1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы ………………7
1.2. Основные критерии и показатели толерантности………………………...22
1.3. Психологические основания исследования толерантности ……………..23
2. Описание методов исследования….………………………………………...26
3. Результаты исследования…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65
Введение
Обработка данных исследования:
Средний балл:
а) всей группы – 67,33
б) группы имеющей высшее образование – 64,2
в) группы имеющей среднее образование – 74,4
г) группы состоящей из мужчин – 67,1
д) группы состоящей из женщин – 66,78 (б)
Подгруппа | Количество человек | Средний балл |
С высшим образованием | 20 | 64,2 |
Со средним образованием | 10 | 74,4 |
Мужчины | 18 | 67,1 |
Женщины | 12 | 66,7 |
Из таблицы мы видим, что у группы людей имеющих высшее образование на 10 баллов (используя опросник) толерантность выше, чем у группы людей имеющих среднее образование.
Составим график отношений толерантности к возрасту опрашиваемых.
Рисунок 1. Зависимость толерантности от возраста
Линия тренда (аппроксимации) на графике показывает, что у людей более старшего возраста толерантность ниже, чем у людей более молодого возраста.
Составим график отношений толерантности к стажу опрашиваемых.
Рисунок 2. Зависимость толерантности от стажа
Линия
тренда (аппроксимации) на графике показывает,
что у людей с большим стажем толерантность
ниже ниже, чем у людей с меньшим стажем.
Таблица 2. Результаты теста влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность.
№ п/п | Ф.И.О. | Пол | возраст | образование | Сумма баллов | Уровни социальной креативности |
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 124 | Выше среднего |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 51 | Низкий |
3 | Иван Б. | М | 27 | Н. В | 130 | Высокий |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | Ср. т | 92 | Средний |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 87 | Средний |
6 | Кирилл И. | М | 32 | Ср | 145 | Очень высокий |
7 | Лев К. | М | 53 | Ср. т | 119 | Выше среднего |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 103 | Чуть выше среднего |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 91 | Средний |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 111 | Чуть выше среднего |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 86 | Средний |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 114 | Чуть выше среднего |
13 | Олег О. | М | 37 | Ср. сп. | 105 | Чуть выше среднего |
14 | Артем П. | М | 24 | В | 84 | Чуть ниже среднего |
15 | Станислав П. | М | 26 | В | 83 | Чуть ниже среднего |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 124 | Выше среднего |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 51 | Низкий |
18 | Николай С. | М | 27 | Н. В | 130 | Высокий |
19 | Александра С. | Ж | 25 | Ср. т | 92 | Средний |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 87 | Средний |
21 | Роман С. | М | 32 | Ср | 145 | Очень высокий |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | Ср. т | 119 | Выше среднего |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 103 | Чуть выше среднего |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 91 | Средний |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 111 | Чуть выше среднего |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 86 | Средний |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 114 | Чуть выше среднего |
28 | Аслан Х. | М | 37 | Ср. сп. | 105 | Чуть выше среднего |
29 | Арзу Х. | М | 24 | В | 84 | Чуть ниже среднего |
30 | Александр Я. | М | 26 | В | 83 | Чуть ниже среднего |
Обработка данных исследования:
Уровень социальной креативности мужчин и женщин:
пол | Средний балл | Уровень социальной
креативности
личности |
мужчины | 107 | Чуть выше среднего |
женщины | 92 | средний |
Рисунок 2. Зависимость толерантности от социальной креативности личности.
Линия
тренда на графике показывает, что толерантность
в группе, в зависимости от социальной
креативности личности не меняется.
Таблица
3. Результаты теста 3 определение личностной
креативности
№ п/п | Ф.И.О. | Пол | Возраст | Образование | Факторыкреативности |
Общий балл | |||
(Р) | (Л) | (С) | (В) | ||||||
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 13 | 14 | 12 | 3 | 42 |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 15 | 9 | 7 | 12 | 43 |
3 | Иван Б. | М | 27 | Н. В | 19 | 16 | 14 | 3 | 52 |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | Ср. т | 17 | 20 | 2 | -3 | 36 |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 12 | 18 | 12 | 9 | 51 |
6 | Кирилл И. | М | 32 | Ср. | 20 | 23 | 23 | 17 | 83 |
7 | Лев К. | М | 53 | Ср. т | 14 | 20 | 22 | 14 | 70 |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 14 | 18 | 10 | 8 | 50 |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 17 | 19 | 15 | 5 | 56 |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 17 | 19 | 15 | 5 | 56 |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 15 | 10 | 9 | 5 | 39 |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 14 | 14 | 11 | 8 | 47 |
13 | Олег О. | М | 37 | Ср. сп. | 17 | 18 | 15 | 10 | 60 |
14 | Артем П. | М | 24 | В | 14 | 17 | 15 | 8 | 54 |
15 | Станислав П. | М | 26 | В | 9 | 12 | 15 | 0 | 36 |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 13 | 14 | 12 | 3 | 42 |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 15 | 9 | 7 | 12 | 43 |
18 | Николай С. | М | 27 | Н. В | 19 | 16 | 14 | 3 | 52 |
19 | Александра С. | Ж | 25 | Ср. т | 17 | 20 | 2 | -3 | 36 |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 12 | 18 | 12 | 9 | 51 |
21 | Роман С. | М | 32 | Ср. | 20 | 23 | 23 | 17 | 83 |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | Ср. т | 14 | 20 | 22 | 14 | 70 |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 14 | 18 | 10 | 8 | 50 |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 17 | 19 | 15 | 5 | 56 |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 17 | 19 | 15 | 5 | 56 |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 15 | 10 | 9 | 5 | 39 |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 14 | 14 | 11 | 8 | 47 |
28 | Аслан Х. | М | 37 | Ср. сп. | 17 | 18 | 15 | 10 | 60 |
29 | Арзу Х. | М | 24 | В | 14 | 17 | 15 | 8 | 54 |
30 | Александр Я. | М | 26 | В | 9 | 12 | 15 | 0 | 36 |
Обработка
данных исследования:
Факторы креативности | Вся группа, ср. | Стандартное отклонение, D | Среднее, мужчины | D | Среднее, женщины | D |
Любознательность | 16,2 | 4,2 | 17 | 2,4 | 14,1 | 4,3 |
Воображение | 6,8 | 5,2 | 7,6 | 5,2 | 5 | 5,3 |
Сложность | 12,4 | 5,3 | 15,4 | 4,5 | 10,6 | 7,6 |
Склонность к риску | 16,2 | 2,9 | 15,2 | 3,4 | 14,3 | 2,3 |
Суммарный | 51,6 | 11,9 | 55,2 | 13,3 | 44 | 10,8 |
По данным таблицы факторы креативности мужчин по всем 4 факторам выше женщин.
Рисунок 3. Зависимость толерантности от социальной креативности личности.
Из
графика мы видим по линии тренда, чем
больше балл (оценка) личностной креативности
тем толерантность выше.
Таблица 4. Результаты теста стратегия самоутверждения личности
№ п/п | Ф.И.О. | Пол | Возраст | Образование | Сумма балов по опроснику | Группы | Границы групп | ||
Р1 | Р2 | Р3 | |||||||
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 110 | 1 | 12 | 63 | 71 |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 104 | 1 | 22 | 57 | 61 |
3 | Иван Б. | М | 27 | Н. В | 107 | 1 | 18 | 59 | 50 |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | Ср. т | 116 | 2 | 16 | 65 | 67 |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 105 | 1 | 18 | 47 | 60 |
6 | Кирилл И. | М | 32 | Ср. | 128 | 3 | 11 | 57 | 96 |
7 | Лев К. | М | 53 | Ср. т | 94 | 1 | 20 | 54 | 44 |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 105 | 1 | 18 | 57 | 54 |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 110 | 1 | 14 | 51 | 69 |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 101 | 1 | 19 | 52 | 54 |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 106 | 1 | 18 | 43 | 61 |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 116 | 2 | 11 | 50 | 87 |
13 | Олег О. | М | 37 | Ср. сп. | 119 | 2 | 18 | 36 | 89 |
14 | Артем П. | М | 24 | В | 118 | 2 | 7 | 84 | 84 |
15 | Станислав П. | М | 26 | В | 107 | 1 | 19 | 52 | 75 |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 110 | 1 | 12 | 63 | 71 |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 104 | 1 | 22 | 57 | 61 |
18 | Николай С. | М | 27 | Н. В | 107 | 1 | 18 | 59 | 50 |
19 | Александра С. | Ж | 25 | Ср. т | 116 | 2 | 16 | 65 | 67 |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 105 | 1 | 18 | 47 | 60 |
21 | Роман С. | М | 32 | Ср. | 128 | 3 | 11 | 57 | 96 |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | Ср. т | 94 | 1 | 20 | 54 | 44 |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 105 | 1 | 18 | 57 | 54 |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 110 | 1 | 14 | 51 | 69 |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 101 | 1 | 19 | 52 | 54 |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 106 | 1 | 18 | 43 | 61 |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 116 | 2 | 11 | 50 | 87 |
28 | Аслан Х. | М | 37 | Ср. сп. | 119 | 2 | 18 | 36 | 89 |
29 | Арзу Х. | М | 24 | В | 118 | 2 | 7 | 84 | 84 |
30 | Александр Я. | М | 26 | В | 107 | 1 | 19 | 52 | 75 |
Обработка данных исследования:
При обработке данных используются два критерия:
1.Оценка принадлежности к группе
2.Оценка, полученная на основе сравнения трех количественных характеристик «дискриминирующих признаков»
В соответствии с полученными данными из группы опрошенных определились 3 группы:
1 группа – 20 человек с ориентацией на стратегию самоподавления;
2 группа – 8 человек с преобладанием конструктивной стратегии;
3
группа – 2 человека с предпочтением агрессивной
стратегии самоутверждения.
Таблица 5. Результаты теста определение интегральных форм коммуникативной агрессивности.
№ | ФИО |
Пол | Возраст | Образование |
Спонтанность агрессии |
Несп. тормозить агрессию | Не умен. перекл. агрессию | Анонимная агрессия | Провокация агрессии | Склонность к отр. агрессии | Аутоагрессия | Ритуализация агрессии | Скл. зараж. агрессией толпы | Удовольствие от агрессии | Расплата за агрессию | Общ |
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 26 |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 17 |
3 | Иван Б. | М | 27 | С | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 13 |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | С | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 31 |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 18 |
6 | Кирилл И. | М | 32 | С | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 |
7 | Лев К. | М | 53 | С | 1 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 31 |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 1 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 16 |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 1 | 1 | 5 | 1 | 3 | 5 | 0 | 0 | 3 | 2 | 2 | 23 |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 3 | 0 | 4 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 20 |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 13 |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 41 |
13 | Олег О. | М | 37 | С | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 40 |
14 | Артем П. | М | 26 | В | 2 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 13 |
15 | Станислав П. | М | 24 | В | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 14 |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 5 | 26 |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 17 |
18 | Николай С. | М | 27 | С | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 13 |
19 | Александра С. | Ж | 25 | С | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 31 |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 | 2 | 18 |
21 | Роман С. | М | 32 | С | 1 | 0 | 1 | 0 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | С | 1 | 0 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 31 |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 1 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 16 |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 1 | 1 | 5 | 1 | 3 | 5 | 0 | 0 | 3 | 2 | 2 | 23 |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 3 | 0 | 4 | 2 | 1 | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 20 |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 3 | 1 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 13 |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 2 | 2 | 0 | 2 | 41 |
28 | Аслан Х. | М | 37 | С | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 5 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 40 |
29 | Арзу Х. | М | 26 | В | 2 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 13 |
30 | Александр Я. | М | 24 | В | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 14 |
По результатам опроса:
У 14 человек – невысокий уровень агрессии;
У 8 человек – средний уровень агрессии;
У 8 человек – повышенный уровень агрессии.
Рисунок 4. Зависимость толерантности от коммутативной агрессивности
Коммуникативная
агрессивность влияет на толерантность,
что мы наблюдаем из графика.
Таблица 6. Результаты исследования по 6 тесту диагностика уровня личной конфликтности
№ п/п | Ф.И.О. | Пол | Возраст | Образование | Сумма по опроснику | Уровень конфликтности |
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 27 | Средн |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 24 | Чуть ниж. средн |
3 | Иван Б. | М | 27 | Н. В | 31 | Чуть выш. средн |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | Ср. т | 33 | Выше средн |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 28 | Средн |
6 | Кирилл И. | М | 32 | Ср. | 29 | Средн |
7 | Лев К. | М | 53 | Ср. т | 27 | Средн |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 27 | Средн |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 35 | Выше средн |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 33 | Выше средн |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 28 | Средн |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 35 | Выше средн |
13 | Олег О. | М | 37 | Ср. сп. | 33 | Выше средн |
14 | Артем П. | М | 24 | В | 27 | Средн |
15 | Станислав П. | М | 26 | В | 25 | Чуть ниж. средн |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 27 | Средн |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 24 | Чуть ниж. средн |
18 | Николай С. | М | 27 | Н. В | 31 | Чуть выш. средн |
19 | Александра С. | Ж | 25 | Ср. т | 33 | Выше средн |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 28 | Средн |
21 | Роман С. | М | 32 | Ср. | 29 | Средн |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | Ср. т | 27 | Средн |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 27 | Средн |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 35 | Выше средн |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 33 | Выше средн |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 28 | Средн |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 35 | Выше средн |
28 | Аслан Х. | М | 37 | Ср. сп. | 33 | Выше средн |
29 | Арзу Х. | М | 24 | В | 27 | Средн |
30 | Александр Я. | М | 26 | В | 25 | Чуть ниж. Средн |