Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы понятия толерантность в психологической литературе ………………………………………………………………………...7
1.1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы ………………7
1.2. Основные критерии и показатели толерантности………………………...22
1.3. Психологические основания исследования толерантности ……………..23
2. Описание методов исследования….………………………………………...26
3. Результаты исследования…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65
Введение
1.3. Психологические основания исследования толерантности
Одной из ключевых компетентностей является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечества в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна в психологии. Работ по толерантности огромное число и их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны – это теоретические разработки, с другой – прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности (а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных – педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений. Большинство работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: такую правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить – и это само себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать»… При этом выпадает очень важное звено - психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития хотя бы в самом общем виде трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и необходимости толерантности. (Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. 2002.)
Не претендуя на полноту и однозначность и осознавая предварительный и открытый для дальнейшего развития характер предлагаемых положений, рискну предпринять попытку сформулировать исходные идеи для построения ПСИХОЛОГИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ( точнее – межличностной толерантности ).
Итак выводы - изложенный подход к пониманию психологии межличностной толерантности может служить основой для разработки различных программ – как педагогических по развитию толерантности, так и исследовательских и диагностических.
2.
Методы исследования
Целью исследования являлось выявить и проанализировать данные, полученные в результате опроса, сделать выводы, опровергнуть или подтвердить свою гипотезу.
Базой исследования стали работники двух смен менеджеров одной из компаний по продаже бытовой техники города Краснодара. В каждой смене работает по 15 человек разного возраста, с разным стажем и опытом работы, всего 30 человек – 12 женщин и 18 мужчин в возрасте от 23 до 53 лет, 20 из них имеют высшее образование, 10 среднее техническое (специальное).
В ходе исследования им были предложены следующие тесты:
Тест 1. Показатели коммуникативной толерантности группы оценивались по «Самооценки коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998г.)». Группе предлагалось оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях по взаимодействию с другими людьми. Вопросы приведены в Приложении 1.
Максимальное
количество балов в данном тесте составляло
135. Чем выше количество баллов, тем личность
нетерпимее к окружающим и наоборот чем
ниже, тем человек терпимее относится
ко многим типам партнеров, во многих ситуациях,
т.е. толерантнее. (Бойко В. В. Энергия эмоций
в общении: взгляд на себя и на других.
,2006. – 154 с.)
Все
следующие тесты подобраны в
книге «Социально-
Тест 2. Влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность
Определение социальной креативности личности.
Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. На основе суммарного числа баллов набранных испытуемыми определяем уровень их творческого потенциала. Вопросы приведены в Приложении 2.
Тест 3. Определение личностной креативности.
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (с); склонность к риску (Р). Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Тест 4. Стратегия самоутверждения личности
Феномен
самоутверждения
Тест 5 Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности.
Отличием данной методики является не только доступность. но и широта диагностического диапазона. Она позволяет определить по мимо тонких форм проявлений агрессивности и потребности в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Вопросы приведены в Приложении 5.
Тест 6. Диагностика уровня личной конфликтности:
Данная методика позволяет проверить умение разрешения конфликтных ситуаций с учетом уровня собственной конфликтности.
Вопросы приведены в Приложении 6. (Фетискин И.П.; Миронова Т.И., Социально-психологическая диагностика личности и группы, 2001 г)
Для анализа данных был выбран метод варианса – построения линии тендра. Чаще всего для оценки разброса данных определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-M/) (обозначенная буквой d), а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений, чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка и наоборот, если средняя не велика, то данные более сконцентрированы и выборка более однородна.
среднее отклонение
где S(сигма) означает сумму |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней;
n – число данных.
Статистики решили возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число данных. В результате такого подсчета получают так называемую вариансу (в отечественной литературе ее называют дисперсией.
Формула вычисления вариансы:
Варианса
Стандартное отклонение
Для того чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых выборок (с n <30) в знаменателе под корнем используют n-1.
Стандартное отклонение:
Для анализа зависимости данных был выбран метод ранговой корреляции Спирмена.
Результаты нормировались. По формуле вычислялся коэффициент ранговой корреляции
R=1-((6*SNDi2)/(N*(N2-1))
где R- - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
Di – разность рангов сравниваемых объектов;
N – число сравниваемых объектов.
Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от –1 до +1. Результат больший 0,6 признается достоверным, что говорит о прямой зависимости одного сравниваемого объекта от другого. А в случае независимости признаков (т.е. полного “хаоса” среди рангов) R =0. Если число R отрицательное, то говорят об отрицательной корреляции, т.е. при возрастании одного признака второй в основном убывает. (А.Д. Мышкис. Лекции по высшей математике. 2003 г. с.598)
Таким
образом мы определили
базу и методы исследования.
2.2.
Результаты исследования
Таблица 1. Результаты самооценки коммуникативной толерантности.
№ | ФИО | Пол | Возраст | Образование |
Стаж | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Общ |
1 | Алла А. | Ж | 30 | В | 9 | 10 | 7 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 71 |
2 | Алина А. | Ж | 24 | В | 3 | 7 | 6 | 1 | 9 | 0 | 7 | 12 | 1 | 7 | 50 |
3 | Иван Б. | М | 27 | С | 9 | 6 | 3 | 6 | 4 | 7 | 4 | 8 | 7 | 5 | 50 |
4 | Ирина В. | Ж | 25 | С | 7 | 11 | 10 | 10 | 11 | 8 | 7 | 11 | 9 | 11 | 88 |
5 | Катерина Д. | Ж | 31 | В | 10 | 5 | 3 | 9 | 4 | 6 | 4 | 8 | 4 | 6 | 49 |
6 | Кирилл И. | М | 32 | С | 14 | 2 | 2 | 3 | 5 | 7 | 3 | 4 | 0 | 4 | 31 |
7 | Лев К. | М | 53 | С | 34 | 12 | 15 | 14 | 9 | 7 | 12 | 11 | 12 | 10 | 102 |
8 | Петр К. | М | 38 | В | 17 | 0 | 1 | 6 | 0 | 1 | 0 | 4 | 0 | 1 | 13 |
9 | Василий К. | М | 45 | В | 24 | 15 | 11 | 7 | 14 | 13 | 10 | 9 | 12 | 9 | 100 |
10 | Сергей К. | М | 25 | В | 7 | 10 | 7 | 12 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 69 |
11 | Светлана М. |
Ж | 24 | В | 3 | 0 | 9 | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 | 9 | 6 | 45 |
12 | Ульяна Н. | Ж | 29 | В | 8 | 14 | 11 | 9 | 12 | 9 | 11 | 14 | 12 | 12 | 104 |
13 | Олег О. | М | 37 | С | 19 | 13 | 11 | 12 | 13 | 11 | 9 | 9 | 10 | 10 | 95 |
14 | Артем П. | М | 26 | В | 5 | 6 | 3 | 5 | 11 | 5 | 8 | 10 | 4 | 9 | 61 |
15 | Станислав П. | М | 24 | В | 3 | 8 | 11 | 11 | 11 | 3 | 11 | 7 | 10 | 10 | 82 |
16 | Зинаида Р. | Ж | 30 | В | 9 | 10 | 7 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 71 |
17 | Полина Р | Ж | 24 | В | 3 | 7 | 6 | 1 | 9 | 0 | 7 | 12 | 1 | 7 | 50 |
18 | Николай С. | М | 27 | С | 9 | 6 | 3 | 6 | 4 | 7 | 4 | 8 | 7 | 5 | 50 |
19 | Александра С. | Ж | 25 | С | 7 | 11 | 10 | 10 | 11 | 8 | 7 | 11 | 9 | 11 | 88 |
20 | Маргарита С. | Ж | 31 | В | 10 | 5 | 3 | 9 | 4 | 6 | 4 | 8 | 4 | 6 | 49 |
21 | Роман С. | М | 32 | С | 14 | 2 | 2 | 3 | 5 | 7 | 3 | 4 | 0 | 4 | 31 |
22 | Дмитрий С. | М | 53 | С | 34 | 12 | 15 | 14 | 9 | 7 | 12 | 11 | 12 | 10 | 102 |
23 | Михаил С. | М | 38 | В | 17 | 0 | 1 | 6 | 0 | 1 | 0 | 4 | 0 | 1 | 13 |
24 | Евгений Т. | М | 45 | В | 24 | 15 | 11 | 7 | 14 | 13 | 10 | 9 | 12 | 9 | 100 |
25 | Сурен Ф. | М | 25 | В | 7 | 10 | 7 | 12 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 8 | 69 |
26 | Жанна Ф. |
Ж | 24 | В | 3 | 0 | 9 | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 | 9 | 6 | 45 |
27 | Карина Х. | Ж | 29 | В | 8 | 14 | 11 | 9 | 12 | 9 | 11 | 14 | 12 | 12 | 104 |
28 | Аслан Х. | М | 37 | С | 19 | 13 | 11 | 12 | 13 | 11 | 9 | 9 | 10 | 10 | 95 |
29 | Арзу Х. | М | 26 | В | 5 | 6 | 3 | 5 | 11 | 5 | 8 | 10 | 4 | 9 | 61 |
30 | Александр Я. | М | 24 | В | 3 | 8 | 11 | 11 | 11 | 3 | 11 | 7 | 10 | 10 | 82 |