Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы понятия толерантность в психологической литературе ………………………………………………………………………...7
1.1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы ………………7
1.2. Основные критерии и показатели толерантности………………………...22
1.3. Психологические основания исследования толерантности ……………..23
2. Описание методов исследования….………………………………………...26
3. Результаты исследования…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….65
Введение

Работа содержит 1 файл

Толерантность.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

     1.3. Психологические основания исследования толерантности

     Одной из ключевых компетентностей является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее развитие превращается для отечества в стратегически значимую цель и потому эта проблема в последние годы стала чрезвычайно популярна в психологии. Работ по толерантности огромное число и их тематика весьма разнообразна, однако большинство из них можно отнести к двум большим группам: с одной стороны – это теоретические разработки, с другой – прикладные. При этом среди «теоретических» преобладают философские, культурологические и социологические тексты достаточно высокого уровня абстрактности (а зачастую и вовсе умозрительно-публицистические и даже спекулятивные), а среди прикладных – педагогические разработки сугубо технологически-методического характера. Это само себе вполне естественно и даже полезно; проблема, однако, в том, что образовался некий «разрыв» и очевидна нехватка теорий «среднего уровня». В результате многие авторы пытаются практико-ориентированные подходы «выводить» напрямую из философских, этических, культурологических и т.п. построений. Большинство работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: такую правильную идею толерантности и ненасилия достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить – и это само себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать»… При этом выпадает очень важное звено - психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития хотя бы в самом общем виде трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. В этом случае возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и необходимости толерантности. (Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. 2002.)

     Не претендуя на полноту и однозначность и осознавая предварительный и открытый для дальнейшего развития характер предлагаемых положений, рискну предпринять попытку сформулировать исходные идеи для построения ПСИХОЛОГИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ( точнее – межличностной толерантности ).

  1. Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ).
  2. Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» ( ДИВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД ).
  3. В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки ( ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ).
  4. Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия…общения с Другим, как межличностный диалог ( ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ).
  5. Полноценная толерантность –и прежде всего в своей личностной основе – не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития ( ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД ). (Уолцер Майкл. О терпимости. 2000г.)

     Итак  выводы - изложенный подход к пониманию  психологии межличностной толерантности  может служить основой для  разработки различных программ –  как педагогических по развитию толерантности, так и исследовательских и  диагностических.

2. Методы исследования 

       Целью исследования являлось выявить и  проанализировать данные, полученные в результате опроса, сделать выводы, опровергнуть или подтвердить свою гипотезу.

       Базой исследования стали работники двух смен менеджеров одной из компаний по продаже бытовой техники города Краснодара. В каждой смене работает по 15 человек разного возраста, с разным стажем и опытом работы, всего 30 человек – 12 женщин и 18 мужчин в возрасте от 23 до 53 лет, 20 из них имеют высшее образование, 10 среднее техническое (специальное).

     В ходе исследования им были предложены следующие тесты:

     Тест  1. Показатели коммуникативной толерантности группы оценивались по «Самооценки коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998г.)». Группе предлагалось оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях по взаимодействию с другими людьми. Вопросы приведены в Приложении 1.

     Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше количество баллов, тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже, тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих ситуациях, т.е. толерантнее. (Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. ,2006. – 154 с.) 

     Все следующие тесты подобраны в  книге «Социально-психологическая  диагностика личности и группы» Фетискина И.П.; Мироновой, 2001г.

     Тест  2. Влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность

     Определение социальной креативности личности.

     Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности. На основе суммарного числа баллов набранных испытуемыми определяем уровень их творческого потенциала. Вопросы приведены в Приложении 2.

     Тест  3. Определение личностной креативности.

     Данная  методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (с); склонность к риску (Р). Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  1. Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач.
  2. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  3. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений: проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым, ему нравятся сложные задания.
  4. Склонность к риску. Проявляются в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибки и провалов; любит изучать новые вещи и идеи и не поддаются чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтоб узнать что из этого получится. Вопросы приведены в Приложении 3.

     Тест  4. Стратегия самоутверждения личности

     Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждения личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и агрессивность. Вопросы приведены в Приложении 4.

     Тест  5 Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности.

     Отличием  данной методики является не только доступность. но и широта диагностического диапазона. Она позволяет определить по мимо тонких форм проявлений агрессивности и потребности в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Вопросы приведены в Приложении 5.

     Тест  6. Диагностика уровня личной конфликтности:

     Данная методика позволяет проверить умение разрешения конфликтных ситуаций с учетом уровня собственной конфликтности.

     Вопросы приведены в Приложении 6. (Фетискин И.П.; Миронова Т.И., Социально-психологическая диагностика личности и группы, 2001 г)

     Для анализа данных был выбран метод варианса – построения линии тендра. Чаще всего для оценки разброса данных определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-M/) (обозначенная буквой d), а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений, чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка и наоборот, если средняя не велика, то данные более сконцентрированы и выборка более однородна.

     среднее отклонение

     где S(сигма) означает сумму |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней;

     n – число данных.

     Статистики  решили возводить все значения в  квадрат, а затем делить сумму  квадратов на число данных. В результате такого подсчета получают так называемую вариансу (в отечественной литературе ее называют дисперсией.

     Формула вычисления вариансы:

     Варианса 

     Стандартное отклонение

     Для того чтобы более точно оценить  стандартное отклонение для малых выборок (с n <30) в знаменателе под корнем используют n-1.

     Стандартное отклонение:

       

     Для анализа зависимости данных был выбран метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты  нормировались. По формуле вычислялся коэффициент ранговой корреляции

     R=1-((6*SNDi2)/(N*(N2-1)))

     где R- - коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

           Di – разность рангов сравниваемых объектов;

           N – число сравниваемых объектов.

     Значение  коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть получено в пределах от –1 до +1. Результат больший 0,6 признается достоверным, что говорит о прямой зависимости одного сравниваемого объекта от другого. А в случае независимости признаков (т.е. полного “хаоса” среди рангов) R =0. Если число R отрицательное, то говорят об отрицательной корреляции, т.е. при возрастании одного признака второй в основном убывает. (А.Д. Мышкис. Лекции по высшей математике. 2003 г. с.598)

     Таким образом мы определили базу и методы исследования. 

       2.2. Результаты исследования 

       Таблица 1. Результаты самооценки коммуникативной толерантности.

ФИО Пол Возраст

Образование

Стаж 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общ
1 Алла А. Ж 30 В 9 10 7 6 7 8 9 9 7 8 71
2 Алина А. Ж 24 В 3 7 6 1 9 0 7 12 1 7 50
3 Иван Б. М 27 С 9 6 3 6 4 7 4 8 7 5 50
4 Ирина В. Ж 25 С 7 11 10 10 11 8 7 11 9 11 88
5 Катерина Д. Ж 31 В 10 5 3 9 4 6 4 8 4 6 49
6 Кирилл И. М 32 С 14 2 2 3 5 7 3 4 0 4 31
7 Лев К. М 53 С 34 12 15 14 9 7 12 11 12 10 102
8 Петр К. М 38 В 17 0 1 6 0 1 0 4 0 1 13
9 Василий К. М 45 В 24 15 11 7 14 13 10 9 12 9 100
10 Сергей К. М 25 В 7 10 7 12 7 7 6 6 6 8 69
11
Светлана  М.
Ж 24 В 3 0 9 6 3 3 3 6 9 6 45
12 Ульяна Н. Ж 29 В 8 14 11 9 12 9 11 14 12 12 104
13 Олег О. М 37 С 19 13 11 12 13 11 9 9 10 10 95
14 Артем П. М 26 В 5 6 3 5 11 5 8 10 4 9 61
15 Станислав П. М 24 В 3 8 11 11 11 3 11 7 10 10 82
16 Зинаида Р. Ж 30 В 9 10 7 6 7 8 9 9 7 8 71
17 Полина Р Ж 24 В 3 7 6 1 9 0 7 12 1 7 50
18 Николай С. М 27 С 9 6 3 6 4 7 4 8 7 5 50
19 Александра  С. Ж 25 С 7 11 10 10 11 8 7 11 9 11 88
20 Маргарита С. Ж 31 В 10 5 3 9 4 6 4 8 4 6 49
21 Роман С. М 32 С 14 2 2 3 5 7 3 4 0 4 31
22 Дмитрий С. М 53 С 34 12 15 14 9 7 12 11 12 10 102
23 Михаил С. М 38 В 17 0 1 6 0 1 0 4 0 1 13
24 Евгений Т. М 45 В 24 15 11 7 14 13 10 9 12 9 100
25 Сурен Ф. М 25 В 7 10 7 12 7 7 6 6 6 8 69
26
Жанна Ф.
Ж 24 В 3 0 9 6 3 3 3 6 9 6 45
27 Карина Х. Ж 29 В 8 14 11 9 12 9 11 14 12 12 104
28 Аслан Х. М 37 С 19 13 11 12 13 11 9 9 10 10 95
29 Арзу Х. М 26 В 5 6 3 5 11 5 8 10 4 9 61
30 Александр Я. М 24 В 3 8 11 11 11 3 11 7 10 10 82

Информация о работе Толерантность