Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:04, контрольная работа
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Что
же нам дают такие знания? Во-первых,
такая характеристика типов имеет
лишь предположительный характер о
действиях и эмоциях, которые человек
может совершить. Но раскрывает ли такое
разделение характер человека и способы
изменения? Очевидно, нет. У меланхолика
иногда могут появится черты и холерика,
и сангвиника. Как же уловить связь, и что
самое главное – определить, к какому
типу относится человек после короткого
взгляда на него? Особо не определишь.
Можно только предположить, и не факт что
правильно. Человек может себя вести совершенно
по-разному, в зависимости от обстоятельств,
сегодня он будет холериком, а завтра флегматик!!!
2.2. Характер
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.
Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки.
Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.
В
разных же формах характера выражаются
различные способы проявления отношений,
темперамента, закрепившиеся эмоционально-
Кроме
содержания и формы в отечественной
психологии в структуре характера
представлены индивидуальные особенности
личности: интеллектуальные, волевые
и эмоциональные. В связи с
этим исследователи выделяют в структуре
характера темперамент, волю, убеждения,
потребности, интересы, чувства и
интеллект.
2.3. Способности
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности.
Эти
возможности приводят как к значительным
успехам в овладении
В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
Задатки
– это врожденные анатомо-физиологические
особенности мозга, нервной системы,
органов чувств и движения, функциональные
особенности организма
Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способности – это
Имеется
такая структуризация способностей,
как выделение общих и
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.
К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность.
Память, воображение, речь, ручные
движения, работоспособность. Специальные
– это способности к определенным видам
деятельности, таким, как музыкальные,
лингвистические, математические.
2.4. Чувства и эмоции
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства
и эмоции – взаимосвязанные, но различные
явления эмоциональной сферы
личности. Эмоциями считают более
простое, непосредственное переживание
в данный момент, связанное с удовлетворением
или неудовлетворением
Чувство
– это наиболее сложной, чем эмоции,
постоянное, устоявшееся отношение
личности к тому, что она познает
и делает, к объекту своих потребностей.
Чувство характеризуется
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические
чувства переживаются в связи
с восприятием предметов, явлений
и отношений окружающего мира
и отражают отношение субъекта к
различным фактам жизни и их отображению
в искусстве. В эстетических чувствах
человеком переживаются красота
и гармония (либо, наоборот, дисгармония)
в природе, в произведениях искусства,
в отношениях между людьми.
2.5. Воля
Воля
это сознательное регулирование
человеком своих действий и поступков,
требующих преодоления
Воля – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения, и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик. Как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.
Человек,
желающий владеть собой и
3. Типы личности
Мы рождаемся с предпочтением к определенным свойствам личности. В типологии есть четыре пары альтернативных предпочтений. Вы — или экстраверт или интроверт, и так далее для иных пар. С течением жизни ваше окружение неоспоримо влияет на формирование вашей личности.
Если вы предпочтены к экстраверсии, то вы станете экстравертом (если только обстановка, окружающая вас в детстве, не окажется исключительно враждебной к экстравертной модели поведения), но вам все-таки следует рассматривать это свойство в контексте обстоятельств вашей жизни. Наличие старших и младших братьев и сестер, поведение других членов семьи и иные особенности вашего окружения — все это часть жизненных условий, влияющих на этот контекст. Например, если вы экстраверт, но выросли в семье интровертов — вы, вероятно, не тот человек, каким могли бы стать в семье экстравертов, где работало правило «выживает тот, кто громче кричит». Вы все равно были бы экстравертом, но — другим.
Вы растете и развиваетесь, и ваша экстраверсия тоже растет и совершенствуется. Идут годы, она проявляется в самых разных формах; может показаться, что вы совсем не тот, каким были десять лет назад. И хотя вы по-прежнему остаетесь экстравертом, сила или качество этого свойства может придать ему разные «оттенки» на разных этапах жизни.
Согласно теории Юнга, наши предпочтения формируются очень рано и в течение жизни больше не меняются. И чем больше мы применяем предпочитаемый инструмент в жизни — намеренно или случайно, — тем больше мы полагаемся на него, тем сильнее и увереннее себя чувствуем. Это не означает, что мы никогда не сможем воспользоваться альтернативным инструментом. Наоборот, чем взрослее и опытнее мы становимся, тем больше глубины и разнообразия привносят в нашу жизнь эти альтернативы. Но они никогда не заменят нам наши истинные предпочтения. Так, экстраверт никогда не станет интровертом, и наоборот. Вот еще один способ понять суть типоведения: сравним развитие типа личности с домом. Ваш тип подобен фундаменту здания: на протяжении жизни он почти не подвергается изменениям. Другие части дома, в особенности его фасад, на который так часто смотрят люди, можно сравнить с вашим поведением, внешними проявлениями вашего типа. Со временем дом заметно изменяется — появляется новая комната, новый слой краски, новые цветы в саду, новая мебель и т. д. Теперь дом явственно отличается от того, каким его построили, но фундамент остается нетронутым. То же происходит с человеческой личностью и поведением. С годами мы меняемся и можем показаться человеку, который не видел нас много лет, совсем не такими, как прежде. Но, подобно фундаменту дома, наша личность остается почти неизменной; изменения касаются в основном только поведения.
Это
не исключает возможности
3.1. Кто вы - экстраверт или интроверт?
Давайте выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).
Если вы экстраверт (E), вы, вероятно:
- сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;
-
знаете множество людей и
-
можете читать или
-
легко знакомитесь и заводите
разговор, вы одинаково открыты
с приятелями и незнакомцами,
хотя иногда несколько
-
воспринимаете телефонные
-
любите вечеринки,
-
предпочитаете генерировать