Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:56, доклад
Классификации конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Межличностный конфликт.
Групповой конфликт.
Конфликты в различных сферах социального взаимодействия.
· когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;
· когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;
· когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.
Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т.д.
Сегодня организация, как
и общество в целом, постепенно выходят
из кризиса и переходят в
Такой конфликт является необходимым
для развития любой организации.
Подобные конфликты чаще всего проявляют
себя в виде несоответствия между
стоящими перед коллективом задачами
и устаревшими формами
По мере развития процессов приватизации предприятия преобразуются в организационно-правовые формы, свойственные рыночной экономике. Любая из этих организаций формирует органы, необходимые для ее управления, обеспечивающие ее работу и представляющих ее интересы.
Так, в акционерном обществе реальное право на ведение хозяйства, распоряжение и пользование собственностью имеет правление во главе с председателем. Здесь в качестве причин конфликтов могут выступать: различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов; случаи рассогласования интересов правления и совета директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности; искусственное рассогласование интересов производства и управления, когда возникают трения между руководителями цехов, участков, служб и членами правления по вопросам участия членов правления в заседаниях в рабочее время; рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района.
3.2 Производственные
конфликты
Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:
I. Конфликты внутри малых производственных групп.
Внутригрупповые конфликты возникают в малых группах, между людьми, осуществляющими совместную деятельность.
1. Конфликт между рядовыми работниками.
Это могут быть сотрудники
одного отдела, занимающие одинаковые
должности, но стремящиеся к продвижению
по службе и получению более высокой
зарплаты. Например, сотрудники отдела
конкурируют между собой, стараясь
произвести благоприятное впечатление
на своего начальника. Борьба между
ними происходит весьма завуалировано,
используются при этом разные приемы:
тонкие намеки; стремление в глазах
окружающих создать о себе впечатление
способных и ответственных
Можно выделить конфликты, возникающие как реакция на препятствия в достижении личных целей работников в рамках совместной трудовой деятельности, возникающих, например, из-за распределения производственных заданий, недовольства графиком отпусков, начисления премий и т.д.
Конфликты могут возникать из-за восприятия поведения членов малой группы как не соответствующего принятым в коллективе нормам. Так, при работе на один наряд зарплата каждого зависит от успешной работы всех. Нарушение же одним работником дисциплины труда может привести к лишению премии всех остальных участников трудовой деятельности и вызвать конфликт.
2. Конфликт между руководителями и подчиненными.
В их основе чаще всего лежат
отношения, определяемые должностным
распределением служебных ролей. Если
между членами коллектива установились
отношения взаимопонимания –
это способствует гармоничному функционированию
группы. Но между ними могут возникать
и противоречия, порождаемые личностными
особенностями людей и
Конфликты могут возникать и тогда, когда цели, мотивы поведения, интересы, социальные ожидания у руководителя и подчиненных не совпадают. Так, руководитель не обеспечивает условия для успешной производственной деятельности подчиненных, нарушается ритмичность их работы, это приводит к простоям и влияет на заработную плату рабочих. Возникает неудовлетворенность, вызванная тем, что работник не получает того, что ему полагается.
В обыденной жизни возникают
обстоятельства, при которых в
отношениях между руководителем
и подчиненным появляется напряженность,
способная перерасти в
Предпосылкой столкновений
и напряженности могут служить
несоответствие между стилем работы
руководителя, игнорирующего условия
деятельности коллектива, его производственными
потребностями и ожиданиями подчиненных.
Это может произойти, например, если
в коллектив, ориентированный на
личные интересы и цели, придет руководитель
требовательный, принципиальный, с
социально-ценностными
Среди наиболее распространенных факторов, вызывающих обострение между руководителем и подчиненными, можно выделить следующие: взаимная неприязнь сторон; нарушение единства общественных и личных интересов; игнорирование норм законодательства; несоблюдение моральных принципов; игнорирование требований трудовой и производственной дисциплины.
3. Конфликт между работниками
различной квалификации и
Представителям различных
возрастных групп свойственны особые
причины конфликтов. Например, для
юношей и девушек, начинающих свой трудовой
путь, наиболее остро стоит проблема
адаптации в трудовом коллективе,
взаимоотношений с коллегами. Молодой
сотрудник, не имеющий опыта работы
в коллективе, может вступить в
конфликт потому, что не знает традиций
коллектива, его моральных норм,
не принимает требований коллектива,
стиля руководства. В период адаптации
работники оказываются
II. Конфликты между малыми производственными группами.
В основе межгрупповых конфликтов
лежат самые разнообразные
Межгрупповые конфликты способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, сплочению всех членов групп. Это часто используется руководителями для сохранения внутригруппового единства и укрепления своей личной власти.
Но отрицательные последствия конфликта ухудшают отношения между членами группы, могут привести к расчленению групп на новые подгруппы и даже к распаду группы. Представители администрации обязаны грамотно решать не только инженерные, технические, но и экономические и социальные проблемы.
1. Конфликты между
Конфликты между производственным группами и администрацией являются следствием неопределенной позиции администрации по вопросам социальной защищенности работников.
Росту напряженности в трудовых коллективах в большей степени способствует обман со стороны представителей администрации. Примером может служить инцидент, случившийся в АО «Осинникишахтострой». Летом 1996 г. во время предвыборной президентской кампании, чтобы показать достижения жилищного строительства в шахтерском регионе, бригаде отделочников пообещали заплатить не только за работу по отделке дома, но и погасить долг по зарплате. Бригада работала почти без выходных. Дом сдали в срок. Бригаде за работу не заплатили, долг не вернули. укоренилась во многих коллективах организаций, что и приводит к острым конфликтам.
2. Конфликты между совладельцами предприятий.
3.3 Трудовые конфликты
В условиях перехода к рыночному типу экономики и, следовательно, частного предпринимательства, немаловажное значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта.
В зависимости от количества участников, трудовые конфликты делятся на индивидуальные и коллективные.
Под коллективным трудовым конфликтом
понимаются неурегулированные разногласия
между работниками и
Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, скалывающегося между работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта осуществляется представителями той и другой стороны. Такими представителями являются:
· представители работников
– органы профессиональных союзов
и их объединений, уполномоченные на
представительство в
· представители работодателя – руководители организации и другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Именно эти организации,
структуры, лица являются легальными,
т.е. законными представителями
Коллективные трудовые конфликты обычно бывают двух видов:
1) конфликты, возникающие в связи с установлением и изменением условий труда.
Они, в свою очередь, подразделяются
на споры, связанные с заключением
или изменением ранее заключенного
коллективного договора, и споры,
возникающие при разработке других
нормативных актив или
2) конфликты по поводу выполнения уже заключенных коллективных договоров и соглашений.
К этому виду коллективных трудовых конфликтов следует отнести также споры, которые возникают при толковании содержания коллективно-договорных актов, поскольку они возникают в процессе их реализации, в процессе выполнения содержащихся в них требований.
Предметом споров, связанных с этим видом конфликтов, могут быть не только проблемы труда и его условия, но и различного рода социально-бытовые проблемы, связанные, например, с установлением льгот для определенной категории работников и др.
Экономическая ситуация в
стране влияет и на динамику трудовых
конфликтов, и на их особенности. Если
в 80-е годы в основном выдвигались
социально-экономические
Сегодня основными причинами
трудовых конфликтов являются: задержка
выплаты заработной платы; отсутствие
индексации заработной платы в связи
с нарастающей инфляцией; неудовлетворенность
размером оплаты труда; взаимные неплатежи
между предприятиями-