Типы конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:56, доклад

Описание работы

Классификации конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Межличностный конфликт.
Групповой конфликт.
Конфликты в различных сферах социального взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

к.docx

— 88.13 Кб (Скачать)

Тема 4 Типы конфликтов.

Классификации конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Межличностный конфликт.

Групповой конфликт.

Конфликты в различных сферах социального  взаимодействия. 

 

Классификация — научный метод, заключающийся в разъединении всего  множества изучаемых объектов и  последующем их объединении в  группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень  выраженности которого выступает критерием  отнесения объекта к той или  иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п.

Классификация — это не только приведение в систему определенной суммы понятий, характеризующих  объект науки, хотя данная задача и  занимает достаточно важное место в  исследовательской деятельности. Это  получение новых знаний об объекте  науки, расширение понятийно-категориального  аппарата конфликтологии, приведение его в более полное соответствие объективным законам развития конфликтов. Основная задача классификации — выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Основные виды классификации.

Типология — в ее основе лежит  существенный признак конфликта. Это  наиболее ценный и сложный вид  классификации. В результате типологии  выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения  множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Систематика — приведение в систему  представлений о некоторой совокупности конфликтов. Основанием для классификации  служит менее существенный признак  конфликта, нежели тип. Частные систематики  конфликтов созданы. Полная систематика  конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижима. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно.

Таксономия — теория классификации  и систематизации деятельности, имеющей  обычно иерархическое строение.

В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов называется таксоном.

Важнейшей особенностью конфликта  является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и защищенности; социальные; потребности в уважении; потребности самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. Можно использовать более обобщенную градацию блокированных потребностей — материальные, социальные и духовные.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить на возникшие  как результат антагонистического противоречия и вследствие неантагонистического противоречия.

Важной характеристикой конфликта  является острота противодействия  участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности — спор между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сфер жизнедеятельности  человека, в которой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

Существенной количественной характеристикой  конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность.

Конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости  от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят  на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.

Американские конфликтологи (Р. Даль и др.) классифицируют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям.

Конфликты можно классифицировать по степени разработанности нормативных  способов их разрешения. Существуют конфликты, для разрешения которых не разработано  никаких нормативных механизмов. Примером такого конфликта может  быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью  институционализированные конфликты, например дуэль. Между этими крайними полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично.

Внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

Психоаналитическое  направление — биопсихологическая трактовка: столкновение желаний (3. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики (К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» (К. Хорни).

Бихевиоризм — плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинep); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард).

Гуманистическая психология — противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу).

Когнитивная психология — когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

Теория поля — ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин).

Логотерапия — потеря смысла жизни (В. Франкл).

Интеракционизм — конфликт ролей (А. Голднер).

Психосинтез — острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджиоли).

Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличносгного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Российская школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др.

Внутриличностный конфликт — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Сферы внутриличностного конфликта: когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера, интегральные показатели.

Для того чтобы построить типологию  внутриличностного конфликта, нужно основание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет вылечить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. И. Шипилов).

    • Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
    • Ценности как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).
    • Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

Виды внутриличностного конфликта.

    1. Мотивационный конфликт — между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями (К. Левин) или как столкновение различных мотивов.
    2. Нравственный конфликт — моральный или нормативный конфликт (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина); конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).
    3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
    4. Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегия ми или смыслами жизни.
    5. Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адаптации (в узком смысле).
    6. Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой своих возможностей (А. Петровский, М. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений, между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — это восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:

    • глубинные мировоззренческие установки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;
    • развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов, воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания;
    • тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, интенсивность и т. п.;
    • половозрастные особенности личности.

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (психологической защиты):

    • отрицание — подмена принятия решения на их игнорирование;
    • проекция — приписывание источнику трудностей негативных качеств как основа для его неприятия и самопринятия на этом фоне;
    • регрессия — возвращение к детским стереотипам поведения;
    • замещение — снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объект или на самого себя;
    • подавление — сдерживания страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;
    • изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;
    • интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;
    • интеллектуализация — произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;
    • аннулирование — поведение, мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;
    • сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социально одобряемыми альтернативами;
    • рационализация — нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;
    • реактивное образование — выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки;
    • компенсация — сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;
    • идентификация — моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;
    • фантазия — уход в воображение от реальных проблем.

При рассмотрении механизмов возникновения  межгрупповых конфликтов необходимо учитывать  следующие обстоятельства:

    • в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;
    • межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.

Среди основных механизмов возникновения  межгрупповых конфликтов выделяют такие, как

    1. межгрупповая враждебность,
    2. объективный конфликт интересов,
    3. внутригрупповой фаворитизм.

1. Межгрупповая враждебность. Впервые  описана 3. Фрейдом, который опирался  на работы Г. Лебона и У. Мак-Дугалла. Им постулирован факт универсальности межгрупповой враждебности в любом взаимодействии групп. Он определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы.

Данный механизм получил развитие в работах Д. Долларда, Н. Миллера и Л. Берковитца. Так, Л. Берковитц обосновал неизбежность переноса человеком агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие в прошлом в процессе «социального научения».

Последователи теории «фрустрация-агрессия»  показали возможность возникновения  агрессии в том случае, когда человек  непосредственно не испытывал фрустрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем.

2. Объективный конфликт интересов.  Наиболее полно данный механизм  описан в реалистической теории  группового конфликта Д. Кэмпбеллом.

Ее суть сводится к следующим  позициям:

    • конфликт интересов, присущих различным группам, способен вызвать межгрупповой конфликт;
    • межгрупповой конфликт, имевший место в прошлом, обусловливает восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;
    • угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и внутригрупповую солидарность;
    • угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности и непроницаемость групповых границ;
    • угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм, приводит членов группы к необходимости их наказания и увеличивает меру наказания.

Информация о работе Типы конфликтов