Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа
И так, основная цель данной курсовой работы – определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ситуацией. Поставленная цель обуславливает необходимость разрешения взаимозависимых задач:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт»;
- изучить структуру, этапы и периоды конфликтов;
- определить типологию конфликтов;
- исследовать методы управления конфликтными ситуациями;
Введение…………………………………………………………………………...…5
Понятие конфликта. Социальный конфликт……………………………..…8
Структура конфликта……………………………………..…………..10
Периоды и этапы развития конфликта………………..………….….12
Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов……………....13
Управление конфликтной ситуацией.
Принципы управления конфликтом……………………………………..…29
Исследовательская работа по выявлению методов
управления конфликтами в трудовом коллективе
на примере ООО «Веселая Затея»………………………………………….31
Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе…………………………………………………………………....31
Результаты исследовательской работы………..…………………….34
Выводы по исследовательской работе………..……………………..38
Заключение……………….…………………………………………………………39
Список используемой литературы…………….…………………
В таблице 2 представлен анализ стилей поведения членов трудового коллектива организации в конфликте в зависимости от возраста.
Таблица 2 - Сводная таблица по тесту К. Томаса. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста. (ООО «Веселая Затея»)
Меньше 30 лет |
30-50 лет |
Больше 50 лет | ||||
Кол-во выборов |
% |
Кол-во выборов |
% |
Кол-во выборов |
% | |
Соперничество |
13 |
15 |
9 |
6 |
7 |
8 |
Сотрудничество |
22 |
25 |
25 |
17 |
17 |
19 |
Компромисс |
21 |
23 |
44 |
30 |
21 |
23 |
Избежание |
13 |
15 |
40 |
27 |
30 |
34 |
Приспособление |
20 |
22 |
30 |
20 |
14 |
16 |
Таким образом, в возрасте
до 30 лет преобладает
Анализ стилей поведения в конфликтной ситуации работников трудового коллектива в зависимости от возраста представлен на гистограмме:
Рисунок 2 - Гистограмма распределения стилей поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста. (ООО «Веселая Затея»)
Можно сделать вывод, что в организации в возрасте до 50 лет поведение в конфликтах не сводится ни к прямой конфронтации, ни к уходу от него, а сводится к непосредственному разрешению «здесь и сейчас». А вот в возрасте после 50 лет преобладает стиль поведения избегание конфликтов, о чем можно судить, что самооценка в этом возрасте начинает понижаться, что может привести к внутриличностным конфликтам.
Таблица 3 - методика определения уровня конфликтности личности. (ООО «Веселая Затея»)
ООО «Веселая Затея» | |
Низкий уровень |
- |
Средний уровень |
100% |
Высокий уровень |
- |
После обработки результатов по определению уровня конфликтности трудового коллектива в ООО «Веселая Затея» получилось, что у 100% опрошенных педагогов средний уровень конфликтности.
Таблица 4 - Результаты исследования социально-психологического климата в педагогическом коллективе. (ООО «Веселая Затея»)
№ п/п |
ООО «Веселая Затея» |
1 |
+24 |
2 |
+14 |
3 |
+17 |
4 |
+30 |
5 |
+27 |
6 |
+23 |
7 |
+12 |
8 |
+32 |
9 |
+35 |
10 |
+12 |
11 |
+28 |
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
∑= 254, 254/11=23 |
При анализе результатов по исследованию психологического климата в коллективе мы выявили, что данный педагогический коллектив имеет высокую степень благоприятности социально-психологического климата (средний показатель равен +23).
Исследование
показало, что преобладающими стилями
поведения в конфликтных
Уровень управленческого руководства подразумевает преобладание стиля избегания у администрации и стиля компромисс у работников. Это можно объяснить особенностями профессионального общения с представителями различных возрастных категорий.
Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов трудового коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов.
Уровень благоприятности социально-психологического климата в трудовых коллективах растет от профессиональной подготовленности работников по данному вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели курсовой
работы были выполнены следующие
задачи: была рассмотрена сущность
понятия «конфликт»; изучена структура,
этапы и периоды конфликтов; определена
типология конфликтов; были исследованы
методы управления конфликтными ситуациями;
было проведено исследование по выявлению
способов реагирования в конфликте,
оценке социально-психологического климата
в трудовом коллективе, стилей поведения
в конфликте в зависимости
от возраста на примере организации
Конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны – участники конфликта в своих действиях ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны.
Структура конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет, объект, участников, социальную микро и макросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятия конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты.
Основная типология конфликтов основывается на понятии субъектов конфликта. На основании субъекта конфликты можно разделить на внутриличностные, межличностные, конфликты в рамках «личность-группа», межгрупповые и межгосударственные. Самой важной является типология конфликтов по субъектам, так как именно они формируют характер, содержание, динамику самого конфликта, а, следовательно, и дают возможность составить прогноз его развития и построить стратегию разрешения и урегулирования. Также существуют и другие типологии конфликтов, они приведены в работе.
Также одной из задач при написании курсовой работы было поставлено рассмотрение управления конфликтной ситуацией. Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса, которые также описаны в курсовой работе.
Практическая часть работы заключалась в проведении исследования по по выявлению методов управления конфликтами в трудовом коллективе на примере ООО «Веселая Затея». Было проведено исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе на основе специальных методик.
Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в трудовом коллективе является избегание и компромисс.
Я считаю, что все поставленные передо мной задачи были выполнены. Практическое исследование прошло успешно, были сделаны соответствующие выводы. Цель написания курсовой работы была достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
12. Пономоренко В.А. Управление кофликтами. – М: Аст, 2008. – 384 с.;
13. Мириманова М.С. Конфликтология – М.: Academia, 2005. - 320 с.;
14. Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 312 с.;
15. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник - М.: Инфра-М, 2006. – 240 с.;
16. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Схема 1 - Общая модель динамики конфликта
Приложение 2
№ п/п |
Основание типологии |
Конфликты, входящие в данную типологию |
1 |
Субъект конфликта |
|
2 |
Характер возникновения |
|
3 |
Характер объектов конфликта |
|
4 |
Сферы жизнедеятельности людей |
|
5 |
Направленность воздействия и распределение полномочий |
|
6 |
Степень проявления |
|
Продолжение приложения 2 | ||
7 |
Результат |
|
8 |
Длительность протекания |
|
9 |
Адекватность |
|
10 |
Территория охвата |
|
Таблица 1- Типологии конфликтов
Приложение 3
Тест по методике К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации
Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».
1. а) Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить
решение спорного вопроса,
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Продолжение приложения 3
9. а) Я думаю, что
не всегда следует волноваться
из-за каких-то возникших
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
Информация о работе Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией