Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

И так, основная цель данной курсовой работы – определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ситуацией. Поставленная цель обуславливает необходимость разрешения взаимозависимых задач:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт»;
- изучить структуру, этапы и периоды конфликтов;
- определить типологию конфликтов;
- исследовать методы управления конфликтными ситуациями;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…5
Понятие конфликта. Социальный конфликт……………………………..…8
Структура конфликта……………………………………..…………..10
Периоды и этапы развития конфликта………………..………….….12
Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов……………....13
Управление конфликтной ситуацией.
Принципы управления конфликтом……………………………………..…29
Исследовательская работа по выявлению методов
управления конфликтами в трудовом коллективе
на примере ООО «Веселая Затея»………………………………………….31
Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе…………………………………………………………………....31
Результаты исследовательской работы………..…………………….34
Выводы по исследовательской работе………..……………………..38
Заключение……………….…………………………………………………………39
Список используемой литературы…………….…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 107.00 Кб (Скачать)

- Внутриполитический конфликт

Политический конфликт представляет собой борьбу за политическое влияние  в обществе или на международном  уровне. Это столкновение противоположных  общественных сил, и его причиной являются противоположные или разнонаправленные  политические цели и интересы. Выделяются внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические конфликты.

Д) межгосударственные

Межгосударственные конфликты  являются разновидностью международных  конфликтов, когда обе конфликтующие  стороны представлены государствами, имеют свою специфику. Основой таких  конфликтов выступает столкновение национально-государственных интересов  противоборствующих сторон. Межгосударственный конфликт отражает политику государств-участников.

Важнейшая особенность межгосударственных конфликтов заключается в том, что  они тесно связаны с внутриполитическими.

 

2)  По характеру возникновения:

А) объективные

Объективный конфликт - порожден объективными причинами, такой конфликт чаще всего разрешается конструктивно. Существуют объективно-целенаправленные и объективно-нецеленаправленные конфликты;

Б) субъективные

Субъективный конфликт порожден субъективными причинами, иным словами, личностными. В отличие от объективного конфликта, субъективный конфликт, напротив, разрешается деструктивно. Выделяют субъективно-направленные и субъективно нецеленаправленные конфликты.

3) По характеру объектов конфликта

А) ресурсные

Ресурсный конфликт – это  конфликт, объектом которого являются материальные или духовные ресурсы;

Б) статусно-ролевые

Статусно-ролевой конфликт – это межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе;

В) социокультурные

Социокультурный конфликт - это конфликт, основанный на неприятиях других культур разными социумами. Выделяют следующие виды социокультурных конфликтов:

- Конфликт интерпретаций, то есть столкновение между фактами настоящего и прошлого, который интерпретируется как несоответствие базовым основам культуры;

- Нормативно-ценностный конфликт, то есть столкновение между местной и иностранной культурой, которое воспринимается как культурно пагубное явление;

- Депривационный конфликт, когда происходит обновление образа жизни под влиянием изменения технологий, экономики, политических условий (в рамках неизменной или медленно изменяющейся культуры). Новый образ действий, появившийся спонтанно, вступает в конфликт со старой, традиционной культурой;

- Цивилизационный конфликт, порождаемый исторической  эволюцией культуры — от ее архаической формы к современной;

Г) идеологические

Идеологический конфликт - это борьба за принципы и идеи, чаще всего такой конфликт возникает  на уровне руководителей. Не сошлись  в видении перспектив развития –  начинается противостояние.

 

4) В зависимости от сферы жизнедеятельности людей:

А) бытовые

- Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.;

- Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни;

Б) семейные

Семейный конфликт - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Сюда относятся: супружеские конфликты, конфликт между родителями и детьми (Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор) и конфликт родственников (авторитарное вмешательство родственников);

В) трудовые

Трудовой конфликт – это  особый вид социального конфликта, в котором в качестве объекта  выступают трудовые отношения и  условия их обеспечения;

Г) воинские

Война и вооруженный конфликт - это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Причинами этого являются разного рода противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.д.

В зависимости от характера  и сторон противоречий, порождающих  войну и вооружённый конфликт, последние подразделяются на гражданские  и межгосударственные, религиозные  и экономические, справедливые и  несправедливые и т.д. По своим масштабам  войны делятся на мировые, региональные и внутригосударственные (гражданские). Последние могут иметь в качестве своих причин межклассовые, религиозные или межэтнические противоречия;

Д) учебно-педагогические

К таким конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали".

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем  виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых  позиций, целей, интересов; психологическая  несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной  культуры и т.д.

Еще одной причиной конфликта  между учителем и учеником может  быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в  адрес другой стороны и т.д. Так  как социальный статус учителя в  традиционной школе существенно  выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны  ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя.

Исходя из современных  представлений об образовании как  о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

- Системный конфликт - конфликт, в основе которого лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы;

- Процессуальный конфликт - педагогический конфликт, в основе которого лежат противоречия, возникающие в образовательном процессе;

- Результативный конфликт - возникает на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта;

Е) экономические

Противоречие экономических интересов и столкновение групп людей, выражающих эти интересы. На уровне людей и предприятий такие противоречия неизбежно. Но возможность столкновения групп людей с противоположными интересами разные направления экономической мысли оценивают по-разному.

Основными субъектами экономических  конфликтов являются государства, экономические  союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.

Экономические конфликты  могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и  вовлекать в свои орбиты тысячи и  миллионы людей, политические партии и  государства.

Экономические конфликты  отличаются и по формам своего проявления. Такими формами могут быть: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.;

 

Ж) политические

Политический конфликт представляет собой борьбу за политическое влияние  в обществе или на международном  уровне. Это столкновение противоположных  общественных сил, и его причиной являются противоположные или разнонаправленные  политические цели и интересы. Выделяются внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические конфликты;

З) социальные

Социальный конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны – участники  конфликта в своих действиях  ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и  индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны. То есть необходимым  условием возникновения социального  конфликта является наличие двух противоборствующих сторон.

5) В соответствии с направленностью воздействия и распределением полномочий

А) вертикальные

- Вертикальный конфликт «высший против низшего», как правило, возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.

Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Руководитель должен использовать разные стили лидерства; необходимо заменить личную власть через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала; личную власть можно подменить корпоративной культурой;

- Вертикальный конфликт «высший против среднего и против низшего»

     "Средний" (мастер, начальник отдела, иногда  менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и    благодатная почва для конфликтов.  Как можно изменить систему "высший – средний - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Необходимо:  установить более открытую коммуникацию между всеми; более четко определить задачи и распределить полномочия; обсуждать расхождение во мнениях; соблюдать дистанцию в системе "средний - низший";

Б) горизонтальные

Принцип этого конфликта: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты -  конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством; между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии; между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта. 

В системе “равный-равный”  наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям: распределение задач и ответственности; разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки; зависимость от общих служб и ресурсов; различия в престижности работы.

 

6)  В зависимости от степени проявления

А) явные – латентные

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся  открыто и осознаваемый в качестве такового.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный  конфликт не осознается конфликтующими сторонами;

Б) случайные – хронические

Случайный конфликт – это  такой конфликт, когда основное влияние  на его возникновение оказывают  второстепенные причины, которые могут  и не зависеть от главных причин.

Хронический конфликт –  это такой конфликт, при котором  конфликтующие стороны не меняют тактику взаимоотношений, в связи с чем такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным;

7) По степени результата

А) конструктивные – деструктивные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений;

Б) позитивные – негативные

Позитивный конфликт – конфликт, который в результате завершился положительно.

Негативный конфликт –  конфликт, который в результате завершился отрицательно;

8) По длительности протекания

А) кратковременный конфликт – это такой конфликт, продолжительность которого составляет от нескольких минут до нескольких часов;

Б) долговременный конфликт – это такой конфликт, продолжительность  которого составляет от нескольких часов  до нескольких суток);

9) В соответствии с адекватностью

А) реалистичный конфликт - вызван неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлен на достижение конкретного результата;

Б) нереалистичный конфликт - имеет своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью;

Информация о работе Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией