Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:19, курсовая работа
И так, основная цель данной курсовой работы – определить типологию конфликтов и понять основы управления конфликтной ситуацией. Поставленная цель обуславливает необходимость разрешения взаимозависимых задач:
- рассмотреть сущность понятия «конфликт»;
- изучить структуру, этапы и периоды конфликтов;
- определить типологию конфликтов;
- исследовать методы управления конфликтными ситуациями;
Введение…………………………………………………………………………...…5
Понятие конфликта. Социальный конфликт……………………………..…8
Структура конфликта……………………………………..…………..10
Периоды и этапы развития конфликта………………..………….….12
Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов……………....13
Управление конфликтной ситуацией.
Принципы управления конфликтом……………………………………..…29
Исследовательская работа по выявлению методов
управления конфликтами в трудовом коллективе
на примере ООО «Веселая Затея»………………………………………….31
Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе…………………………………………………………………....31
Результаты исследовательской работы………..…………………….34
Выводы по исследовательской работе………..……………………..38
Заключение……………….…………………………………………………………39
Список используемой литературы…………….…………………
- Внутриполитический конфликт
Политический конфликт представляет
собой борьбу за политическое влияние
в обществе или на международном
уровне. Это столкновение противоположных
общественных сил, и его причиной
являются противоположные или
Д) межгосударственные
Межгосударственные конфликты
являются разновидностью международных
конфликтов, когда обе конфликтующие
стороны представлены государствами,
имеют свою специфику. Основой таких
конфликтов выступает столкновение
национально-государственных
Важнейшая особенность межгосударственных
конфликтов заключается в том, что
они тесно связаны с
2) По характеру возникновения:
А) объективные
Объективный конфликт - порожден объективными причинами, такой конфликт чаще всего разрешается конструктивно. Существуют объективно-целенаправленные и объективно-нецеленаправленные конфликты;
Б) субъективные
Субъективный конфликт порожден субъективными причинами, иным словами, личностными. В отличие от объективного конфликта, субъективный конфликт, напротив, разрешается деструктивно. Выделяют субъективно-направленные и субъективно нецеленаправленные конфликты.
3) По характеру объектов конфликта
А) ресурсные
Ресурсный конфликт – это конфликт, объектом которого являются материальные или духовные ресурсы;
Б) статусно-ролевые
Статусно-ролевой конфликт – это межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе;
В) социокультурные
Социокультурный конфликт - это конфликт, основанный на неприятиях других культур разными социумами. Выделяют следующие виды социокультурных конфликтов:
- Конфликт интерпретаций, то есть столкновение между фактами настоящего и прошлого, который интерпретируется как несоответствие базовым основам культуры;
- Нормативно-ценностный конфликт, то есть столкновение между местной и иностранной культурой, которое воспринимается как культурно пагубное явление;
- Депривационный конфликт, когда происходит обновление образа жизни под влиянием изменения технологий, экономики, политических условий (в рамках неизменной или медленно изменяющейся культуры). Новый образ действий, появившийся спонтанно, вступает в конфликт со старой, традиционной культурой;
- Цивилизационный конфликт, порождаемый исторической эволюцией культуры — от ее архаической формы к современной;
Г) идеологические
Идеологический конфликт - это борьба за принципы и идеи, чаще всего такой конфликт возникает на уровне руководителей. Не сошлись в видении перспектив развития – начинается противостояние.
4) В зависимости от сферы жизнедеятельности людей:
А) бытовые
- Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.;
- Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни;
Б) семейные
Семейный конфликт - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Сюда относятся: супружеские конфликты, конфликт между родителями и детьми (Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор) и конфликт родственников (авторитарное вмешательство родственников);
В) трудовые
Трудовой конфликт – это особый вид социального конфликта, в котором в качестве объекта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения;
Г) воинские
Война и вооруженный конфликт - это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Причинами этого являются разного рода противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.д.
В зависимости от характера
и сторон противоречий, порождающих
войну и вооружённый конфликт,
последние подразделяются на гражданские
и межгосударственные, религиозные
и экономические, справедливые и
несправедливые и т.д. По своим масштабам
войны делятся на мировые, региональные
и внутригосударственные (гражданские).
Последние могут иметь в
Д) учебно-педагогические
К таким конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали".
Конфликт между учителем
и учеником может быть обусловлен
множеством различных причин. В общем
виде эти причины являются сходными
для любых межличностных
Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя.
Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:
- Системный конфликт - конфликт, в основе которого лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы;
- Процессуальный конфликт - педагогический конфликт, в основе которого лежат противоречия, возникающие в образовательном процессе;
- Результативный конфликт - возникает на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта;
Е) экономические
Противоречие экономических интересов и столкновение групп людей, выражающих эти интересы. На уровне людей и предприятий такие противоречия неизбежно. Но возможность столкновения групп людей с противоположными интересами разные направления экономической мысли оценивают по-разному.
Основными субъектами экономических конфликтов являются государства, экономические союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.
Экономические конфликты могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства.
Экономические конфликты отличаются и по формам своего проявления. Такими формами могут быть: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.;
Ж) политические
Политический конфликт представляет
собой борьбу за политическое влияние
в обществе или на международном
уровне. Это столкновение противоположных
общественных сил, и его причиной
являются противоположные или
З) социальные
Социальный конфликт понимается
как такой вид противостояния,
при котором стороны –
5) В соответствии с направленностью воздействия и распределением полномочий
А) вертикальные
- Вертикальный конфликт «высший против низшего», как правило, возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.
Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Руководитель должен использовать разные стили лидерства; необходимо заменить личную власть через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала; личную власть можно подменить корпоративной культурой;
- Вертикальный конфликт «высший против среднего и против низшего»
"Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов. Как можно изменить систему "высший – средний - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Необходимо: установить более открытую коммуникацию между всеми; более четко определить задачи и распределить полномочия; обсуждать расхождение во мнениях; соблюдать дистанцию в системе "средний - низший";
Б) горизонтальные
Принцип этого конфликта: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством; между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии; между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе “равный-равный” наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям: распределение задач и ответственности; разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки; зависимость от общих служб и ресурсов; различия в престижности работы.
6) В зависимости от степени проявления
А) явные – латентные
Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.
Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами;
Б) случайные – хронические
Случайный конфликт – это такой конфликт, когда основное влияние на его возникновение оказывают второстепенные причины, которые могут и не зависеть от главных причин.
Хронический конфликт – это такой конфликт, при котором конфликтующие стороны не меняют тактику взаимоотношений, в связи с чем такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным;
7) По степени результата
А) конструктивные – деструктивные
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений;
Б) позитивные – негативные
Позитивный конфликт – конфликт, который в результате завершился положительно.
Негативный конфликт – конфликт, который в результате завершился отрицательно;
8) По длительности протекания
А) кратковременный конфликт – это такой конфликт, продолжительность которого составляет от нескольких минут до нескольких часов;
Б) долговременный конфликт – это такой конфликт, продолжительность которого составляет от нескольких часов до нескольких суток);
9) В соответствии с адекватностью
А) реалистичный конфликт - вызван неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлен на достижение конкретного результата;
Б) нереалистичный конфликт - имеет своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью;
Информация о работе Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией