Типы характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок

Содержание

1. Введение.
2. Гипертимный тип
3. Циклоидный тип
4. Лабильный тип
5. Астено-невротический тип
6. Сенситивный тип
7. Психастенический тип
8. Шизоидный тип
9. Эпилептоидный тип
10. Истероидный тип
11. Неустойчивый тип
12. Конформный тип
13. Смешанные типы.
14. О динамике акцентуаций характера
15. Литература

Работа содержит 1 файл

реферат1.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно.

    Самооценка  отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки  хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. 
 

    АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ  ТИП

    У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п.

    Главными  чертами астено-невротической акцентуации  являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.

    В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспышек вовсе  не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.

    Наиболее  частым источником ипохондрических  переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).

    Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и  другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.

    Самооценка  астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также. что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо.  
 

    СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

    С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто  боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни.

    Отличаются  послушанием, часто слывут "домашним ребенком".

    Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом,

    Начало  пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности" (Ганнушкин, 1964).

    Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность.

    Рано  формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.

    В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических  и волевых. Источником угрызений  у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в "гнусности" и "распутстве".

    Чувство собственной неполноценности у  сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.

    В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.).

    В отличие от шизоидов сенситивные  подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе.

    Ни  к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят.

    Самооценка  сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности.

    Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ  предпочитают неправде.

    Слабым  звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой  для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.  
 

    ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ  ТИП

    Психастенические  проявления в детстве незначительны  и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".

    Иногда  уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии.

    Реже  можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т.п.

    Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей  полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.

    Главными  чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

    Тревожная мнительность психастенического подростка  отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственно беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих.

    У подростков особенно характерной бывает тревога за мать – как бы она  не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом.

    Защитой от постоянной тревоги за будущее  становятся специально выдуманные приметы  и ритуалы.

    Другой  защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.

    Нерешительность и рассуждательство у психастенического  подростка идут рука об руку. Такие  подростки бывают сильны на словах, но не в действиях.

    Всякий  самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, – например, какой фильм  пойти посмотреть в воскресенье, – может стать предметом долгих и мучительных колебаний.

    Постигающие вследствие этого неудачи еще  более усиливают нерешительность  и сомнения.

    Склонность  к самоанализу более всего  распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.

    Физическое  развитие психастеников обычно оставляет  желать лучшего.

    Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.

    Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные).  
 

    ШИЗОИДНЫЙ ТИП

    Название "шизоид" обычно приписывается Kretschmer (1921), хотя впервые было употреблено в 1917 г. Эльмигером (цит. по Т.И. Юдину, 1926), но именно благодаря первому оно стало наиболее распространенным для обозначения этого типа характера.

    Наиболее  существенной чертой данного типа считается  замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

    Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности  характера всех других типов.

    Подростковый  период является самым тяжелым для  шизоидной психопатии.

    С наступлением полового созревания все  черты характера выступают с  особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя.

    Недостаток  интуиции проявляется отсутствием "непосредственного чутья действительности" (Ганнушкин, 1933).

    К дефициту интуиции следует добавить тесно с ним связанный недостаток сопереживания – неумение разделять радость и печаль другого, понять обиду, прочувствовать чужое волнение и беспокойство.

    Внутренний  мир почти всегда закрыт от посторонних  взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда не до конца, и столь же нежданно вновь упасть. Шизоид нередко раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору.

    Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым.

    Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они  не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.

    Реакция эмансипации нередко проявляется  весьма своеобразно.

    Вместе  с тем эмансипационные устремления  легко могут оборачиваться социальной нонконформностью – негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными вокруг идеалами, духовными ценностями, интересами, злопыхательством по поводу "отсутствия свободы".

    Как правило, шизоидные подростки стоят  особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей.

    Реакция увлечения у шизоидных подростков выступает обычно ярче, чем все  другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью.

    Чаще  всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби.

    На  втором месте стоят хобби мануально-телесного  типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизоидам, встречается далеко не всегда, а упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить эти недостатки.

    Самооценка  шизоидов отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения они обычно не замечают или не придают ей значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность. 
 

Информация о работе Типы характера