Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:35, реферат
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок
1. Введение.
2. Гипертимный тип
3. Циклоидный тип
4. Лабильный тип
5. Астено-невротический тип
6. Сенситивный тип
7. Психастенический тип
8. Шизоидный тип
9. Эпилептоидный тип
10. Истероидный тип
11. Неустойчивый тип
12. Конформный тип
13. Смешанные типы.
14. О динамике акцентуаций характера
15. Литература
Реакция
эмансипации у лабильных
Самооценка
отличается искренностью (Ефременкова,
Иванов, 1971). Лабильные подростки
хорошо знают особенности своего
характера, знают, что они – "люди
настроения" и что от настроения у них
все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах
своей натуры, они не пытаются что-либо
скрыть или затушевать, а как бы предлагают
окружающим принимать их такими, какие
они есть.
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п.
Главными
чертами астено-невротической
В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.
Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце (Кургановский, 1965).
Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.
Самооценка
астено-невротических
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни.
Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком".
Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом,
Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации чаще возникают в 16-19 лет. Именно в этом возрасте выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П. Б. Ганнушкиным, – "чрезвычайная впечатлительность" и "резко выраженное чувство собственной недостаточности" (Ганнушкин, 1964).
Реакция
эмансипации у сенситивных
Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.
В
себе же видится множество недостатков,
особенно в области качеств морально-
Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.
В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т. п.).
В отличие от шизоидов сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть "белой вороной" в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе.
Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят.
Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности.
Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде.
Слабым
звеном сенситивных личностей является
отношение к ним окружающих. Непереносимой
для них оказывается ситуация,
где они становятся объектом насмешек
или подозрения в неблаговидных поступках,
когда на их репутацию падает малейшая
тень или когда они подвергаются несправедливым
обвинениям.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".
Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии.
Реже
можно наблюдать появление
Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.
Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.
Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов. Если астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственно беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих.
У подростков особенно характерной бывает тревога за мать – как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом.
Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.
Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм.
Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действиях.
Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, – например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, – может стать предметом долгих и мучительных колебаний.
Постигающие
вследствие этого неудачи еще
более усиливают
Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.
Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего.
Все
описанные формы проявления подростковых
нарушений поведения
Самооценка,
несмотря на склонность к самоанализу,
далеко не всегда бывает правильной. Часто
выступает тенденция находить у себя самые
разнообразные черты характера, включая
совершенно несвойственные (например,
истероидные).
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Название "шизоид" обычно приписывается Kretschmer (1921), хотя впервые было употреблено в 1917 г. Эльмигером (цит. по Т.И. Юдину, 1926), но именно благодаря первому оно стало наиболее распространенным для обозначения этого типа характера.
Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.
Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера всех других типов.
Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии.
С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте ("не знаю о чем еще говорить") нередко побуждают к еще большему уходу в себя.
Недостаток
интуиции проявляется отсутствием
"непосредственного чутья
К
дефициту интуиции следует добавить
тесно с ним связанный
Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда не до конца, и столь же нежданно вновь упасть. Шизоид нередко раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым.
Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.
Реакция
эмансипации нередко
Вместе
с тем эмансипационные
Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяют ни слиться с группой, ни подчиниться ей.
Реакция
увлечения у шизоидных
Чаще
всего приходится встречать интеллектуально-
На
втором месте стоят хобби мануально-
Самооценка
шизоидов отличается констатацией того,
что связано с замкнутостью, одиночеством,
трудностью контактов, непониманием со
стороны окружающих. Отношение к другим
проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости
своего поведения они обычно не замечают
или не придают ей значения. Любят подчеркивать
свою независимость и самостоятельность.