Содержание
Введение
3 стр.
1. Темперамент: понятие,
основные типы темперамента
1.1 Общее понятие
темперамента
4 стр.
1.2 Основные типы темперамента
5 стр.
2. Характер: понятие
и черты
2.1 Общее понятие характера
8 стр.
2.2 Основные черты
характера
10 стр.
Заключение
13 стр.
Список литературы
15 стр.
Введение.
Темперамент
— система показателей, характеризующих
динамические особенности психики
и поведения индивида. В этом определении
содержатся, по существу, два информативных
слова: "система" и "динамические",
выделяющие темперамент из конструкции
других составляющих психологической
структуры личности. Темперамент описывает
динамические, но не содержательные, не
результативные стороны человеческой
психики и поведения. Динамика — это темп,
быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда
и ряд других признаков движения в зависимости
от его предметной специфики. Темперамент
принципиально отличается от характера,
описывающего содержательные, качественные
аспекты выражения отношений человека
к миру. Люди по-разному относятся к окружающему
миру - к другим людям, к природе, к труду,
к самим себе. Различные отношения выражаются
в поведении, в поступках человека. Свойства
личности, выражающие отношение человека
к действительности, всегда образуют некоторое
своеобразное сочетание, представляющее
не сумму отдельных особенностей данного
человека, а единое целое, которое называют
характером. Характер — это совокупность
устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой
работе. Характер проявляется в деятельности
и общении (как и темперамент) и включает
в себя то, что придает поведению человека
специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название "характер").
1.
Темперамент: понятие, основные типы
темперамента
1.1
Общее понятие темперамента
Среди множества
психологических особенностей, характеризующих
человека, категория темперамента является
одной из наиболее распространенных.
Деление людей по "типам темперамента"
является, по-видимому, одним из древнейших.
Почти каждый, получивший школьное образование,
знает, например, что, согласно Гиппократу
(IV в. до н.э.), люди бывают холериками, меланхоликами,
сангвиниками и флегматиками. Причем такие
решительные градации окружающих людей
устанавливаются индивидом, как правило,
очень быстро, почти по первому впечатлению
и являются для него субъективно довольно
устойчивыми.
Развивая
мысль о специфичности свойств
темперамента, которые характеризуют
динамику психической деятельности, B.C.
Мерлин использовал такое сравнение: течение
психической жизни подобно водному потоку
- у одних как в горной реке, образы и мысли,
чувства и настроения стремительно и быстро
сменяют друг друга; у других - подобно
широкой, многоводной реке в устье, психическая
жизнь течет медленно с большим внутренним
напором.
Темперамент
- система показателей, характеризующих
динамические особенности психики
и поведения индивида. В этом определении
содержатся, по существу, два информативных
слова: "система" и "динамические",
выделяющие темперамент из конструкции
других составляющих психологической
структуры личности. Темперамент описывает
динамические, но не содержательные, не
результативные стороны человеческой
психики и поведения. Динамика - это темп,
быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда
и ряд других признаков движения в зависимости
от его предметной специфики. Темперамент
принципиально отличается от характера,
описывающего содержательные, качественные
аспекты выражения отношений человека
к миру.
1.2
Основные типы темперамента
Идея и
учение о темпераменте в своих
истоках восходят к работам древнегреческого
врача Гиппократа. Он описал основные
типы темпераментов, дал им характеристики,
однако связывал темперамент не со
свойствами нервной системы, а с соотношением
различных жидкостей в организме: крови,
лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов
предложил Гален, и она в относительно
малоизмененном виде дошла до наших дней.
Последнее из известных ее описаний, которое
используется и в современной психологии,
принадлежит йеменскому философу И.Канту.
И.Кант разделял темпераменты человека
(проявления темперамента можно заметить
и у высших животных) на два типа:
темпераменты
чувства и темпераменты деятельности.
В целом же "можно установить
только четыре простых темперамента:
сангвинический,
меланхолический, холерический, флегматический".
Из этих четырех типов темперамента
к темпераментам чувства относятся
сангвинический и его противоположность
- меланхолический. Первый характеризуется
тем, что при нем ощущения возникают в
нервной системе и в сознании человека
довольно быстро и внешне проявляются
сильно, но внутренне бывают недостаточно
глубокими и продолжительными. При меланхолическом
темпераменте внешние проявления ощущений2
бывают менее яркими, но зато внутренне
достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический
темперамент деятельности характеризует
человека весьма веселого нрава. Он представляется
оптимистом, полным надежд, юмористом,
шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется,
но столь же быстро остывает, теряет интерес
к тому, что совсем еще недавно его очень
волновало и притягивало к себе. Сангвиник
много обещает, но не всегда сдерживает
свои обещания. Он легко и с удовольствием
вступает в контакты с незнакомыми людьми,
является хорошим собеседником, все люди
ему друзья. Его отличает доброта, готовность
прийти на помощь. Напряженная умственная
или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический
темперамент деятельности, по Канту,
свойствен человеку противоположного,
в основном мрачного настроя. Такой
человек обычно живет сложной и напряженной
внутренней жизнью, придает большое значение
всему, что его касается, обладает повышенной
тревожностью и ранимой душой. Такой человек
нередко бывает сдержанным и особенно
контролирует себя при выдаче обещаний.
Он никогда не обещает того, что не в состоянии
сделать, весьма страдает оттого, что не
может выполнить данное обещание, даже
в том случае, если его выполнение непосредственно
от него самого мало зависит.
Холерический
темперамент деятельности характеризует
вспыльчивого человека. О таком человеке
говорят, что он слишком горяч, несдержан.
Вместе с тем такой индивид быстро остывает
и успокаивается, если ему уступают, идут
навстречу. Его движения порывисты, но
непродолжительны.
Флегматический
темперамент деятельности относится к
хладнокровному человеку. Он выражает
собой скорее склонность к бездеятельности,
чем к напряженной, активной работе. Такой
человек медленно приходит в состояние
возбуждения, но зато надолго. Это заменяет
ему медлительность вхождения в работу.
Заметим,
что в данной классификации темпераментов
по Канту неоднократно упоминаются
свойства, относящиеся не только к
динамическим особенностям психики
и поведения человека, но и к
характеру совершаемых им типичных
поступков. Это не случайно, так как в психологии
взрослого человека трудно разделить
между собой темперамент и характер. Кроме
того, свойства темперамента существуют
и проявляются не сами по себе, а в поступках
человека в различных социально значимых
ситуациях. Темперамент человека определенно
влияет на формирование его характера,
но сам характер выражает человека не
столько как физическое, сколько как духовное
существо.
Каждый
из представленных типов темперамента
сам по себе не является ни хорошим,
ни плохим (если не связывать темперамент
и характер). Проявляясь в динамических
особенностях психики и поведения человека,
каждый тип темперамента может иметь свои
достоинства и недостатки. Люди сангвинического
темперамента обладают быстрой реакцией,
легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся
условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью,
особенно в начальный период работы, но
зато к концу снижают работоспособность
из-за быстрой утомляемости и падения
интереса. Напротив, те, кому свойствен
темперамент меланхолического типа, отличаются
медленным вхождением в работу, но зато
большей выдержкой. Их работоспособность
обычно выше в середине или к концу работы,
а не в начале. В целом же производительность
и качество работы у сангвиников и меланхоликов
примерно одинаковы, а различия касаются
в основном только динамики работы в разные
ее периоды.
Холерический
темперамент имеет то достоинство,
что позволяет сосредоточить
значительные усилия в короткий промежуток
времени. Зато при длительной работе
человеку с таким темпераментом
не всегда хватает выдержки. Флегматики,
напротив, не в состоянии быстро собраться
и сконцентрировать усилия, но взамен
этого обладают ценной способностью долго
и упорно работать, добиваясь поставленной
цели. Тип темперамента человека необходимо
принимать в расчет там, где работа предъявляет
особые требования к указанным динамическим
особенностям деятельности.
2.Характер:
понятие и черты
2.1.Общее
понятие характера
Характер
- это индивидуальное сочетание существенных
свойств личности, выражающих отношение
человека к действительности и проявляющихся
в его поведении, в его поступках.
Характер,
как и темперамент, является достаточно
устойчивым и малоизменяемым. Темперамент
на форме проявления характера, своеобразно
окрашивает те или иные его черты.
Так, настойчивость у холерика выражается
в кипучей деятельности, у флегматика
- в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой
стороны, и сам темперамент перестраивается
под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером
неразрывно связаны и способности. Высокий
уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм -
чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением
настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности. Например,
в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой
- трудолюбие как черта характера.
Существует
разделение черт личности человека на
мотивационные и инструментальные. Мотивационные
побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный
стиль. Характер можно отнести к числу
инструментальных личностных свойств.
От него больше зависит не содержание,
а манера выполнения деятельности. Правда,
как было сказано, характер может проявляться
и в выборе цели действия. Однако, когда
цель определена, характер выступает больше
в своей инструментальной роли, т.е. как
средство достижения поставленной цели.
Перечислим
основные черты личности, которые
входят в состав характера человека.
Во-первых, это те свойства личности,
которые определяют поступки человека
в выборе целей деятельности (более
или менее трудных). Здесь как
определенные характерологические черты
могут проявиться рациональность, расчетливость
или противоположные им качества. Во-вторых,
в структуры характера включены черты,
которые относятся к действиям, направленным
на достижение поставленных целей: настойчивость,
целеустремленность, последовательность
и другие, а также альтернативные им (как
свидетельство отсутствия характера).
В этом плане характер сближается не только
с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, с состав характера входят чисто
инструментальные черты, непосредственно
связанные с темпераментом: экстраверсия
- интроверсия, спокойствие – тревожность,
сдержанность – импульсивность, переключаемость
– ригидность и др. своеобразное сочетание
всех этих черт характера у одного человека
позволяет отнести его к определенному
типу.
2.2 Основные
черты характера
Черты характера
выражают отношение человека к другим
людям, к самому себе, к окружающему
миру и деятельности.
Черты характера
- это индивидуальные привычные формы
поведения человека в соответствующих
ситуациях, в которых реализуется его
отношение к действительности.
Черт характера,
или качеств личности, очень много.
Весьма условно их можно разделить
на две группы, которые тесно между
собой связаны, влияют друг на друга,
но все-таки отражают отношение человека
к разным сторонам жизни.
Группа
первая - черты характера, в которых
выражены убеждения и идеалы, направленность
личности.
Вторая
группа - волевые черты характера.
Они выражаются в умении и привычке
сознательно регулировать свое поведение,
свою деятельность в соответствии с определенными
принципами, преодолевать препятствия
на пути к поставленной цели. Волю называют
основой характера, его становым хребтом.
Говоря о ком-либо "человек с характером",
подчеркивают выраженность волевых черт
характера: целеустремленности, решительности,
самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности,
мужества, смелости.
Но эти
черты характера ценны только
тогда, когда проявляются у человека
нравственного, воспитанного. Важно
знать, к каким целям стремится
человек, и какие средства выбирает он
для их достижения. Не только цели, но и
средства деятельности должны быть честными,
гуманными. Целеустремленность и настойчивость
диктатора или карьериста, смелость хулигана
или глупца не могут быть положительными
качествами. Волевые черты и поступки
ценны не сами по себе, а лишь вместе с
нравственной направленностью личности.
Особенности
характера не только проявляются
в действиях, поступках, отношениях,
но и формируются в них. Так, мужество
появляется в процессе совершения мужественных
поступков, а чертой характера становится
только тогда, когда такие поступки перестают
быть случайными эпизодами в жизни человека
и превращаются для него в привычку.
Каждая
черта характера проявляется
не изолированно от других, а связана с
ними. В зависимости от этого у различных
людей одна и та же черта характера может
проявляться по-разному. Например, смелый
поступок может быть разумным и безрассудным,
моральным и аморальным. Такая черта, как
мужество, включает в себя не только волевую
сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную.
Мужество одновременно является и моральной
чертой. Характер каждого человека - это
своеобразное сочетание различных черт,
объединяемых в человеческой личности.
Черты характера,
проявляющиеся у человека в его деятельности,
в чувствах, в речи, в отношении к другим
людям, к самому себе, приобретают положительное
или отрицательное значение в зависимости
от того, какими целями человек руководствуется
в своей жизни, ради чего он живет, как
осмысливает свою жизнь и свои поступки.
Формируясь
под влиянием окружающей среды, жизненного
опыта человека, его воспитания,
характер каждого человека представляет
собой единство индивидуального
и типичного, возникающее под
влиянием как общественно-исторических
условий (определенный общественно-исторический
строй, социальная среда), так и индивидуальных
условий жизни и деятельности (жизненный
путь человека).
Не все
особенности человека можно считать
чертами его характера, а только
существенные и устойчивые. Например,
смел тот, для кого такая форма поведения
постоянна, типична. Конечно, он тоже может
иногда испытывать чувство страха, но
трусом его не назовешь.
Чтобы узнать
характер человека, требуется время
и постоянное общение с ним. С
незнакомым человеком трудно общаться
и иметь дело прежде всего потому, что
не знаешь, чего от него ожидать и что он
ждет от тебя. Зная характер человека,
мы можем предвидеть, предсказать, как
он поведет себя в той или иной ситуации,
как поступит при данных обстоятельствах,
что сделает, что и как скажет.
Вспомним
своих друзей, знакомых, однокурсников,
сослуживцев. По отношению почти
к каждому из них можно предвидеть,
как они отнесутся к той
или иной проблеме, как поведут
себя при определенных обстоятельствах,
какое примут решение...
Характер
человека может быть определенным или
неопределенным, цельным или противоречивым.
Определенность
характера зависит от того, насколько
ясно выражены доминирующие, стержневые
черты.
Цельный
характер - это единство мыслей, чувств
и поведения, действий, поступков.
Если же
индивидуальность человека лишена внутренней
определенности, его поступки зависят
не столько от него самого, сколько
от внешних обстоятельств, мы говорим
о "бесхарактерности" человека.
Но "бесхарактерность"
часто бывает только внешней: внутренне,
для себя, человек строго придерживается
определенной линии, но его линия, если
можно так сказать, принципиально неопределенная
- как выгодно, так и поступает: он может
быть бессердечным, жестоким или добрым
в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти
глаза принадлежат). Смелым или трусливым,
бороться с жаром то за эту идею, то за
противоположную идею.
Характер,
как и сама личность, - очень сложное
явление, не застывшее раз и навсегда.
Он развивается и формируется
в течение всей жизни человека.
Наиболее
привлекательны в человеке такие черты
характера, как доброжелательность, чувство
достоинства и справедливости, душевная
чуткость, простота в общении с людьми,
оптимизм, преданность своему делу, смелость,
принципиальность, юмор. К. Паустовский
писал, что самая глубокая, самая напряженная
деятельность человека может и даже должна
сопровождаться юмором. Отсутствие юмора
свидетельствует не только о равнодушии
ко всему окружающему, но и об известной
умственной тупости. Культурный, воспитанный
человек разрешит неожиданный житейский
конфликт скорее с юмором, чем с досадой.
Заключение
Чтобы завершить
изложение теории темперамента и
характера, необходимо ещё раз вспомнить
основные понятия и характеристику
темперамента и характера.
Свойства
личности, выражающие отношение человека
к действительности, всегда образуют некоторое
своеобразное сочетание, представляющее
не сумму отдельных особенностей данного
человека, а единое целое, которое называют
характером. В своем формировании, развитии
и функционировании характер человека
тесным образом связан с темпераментом.
Черты характера
выражают отношение человека к другим
людям, к самому себе, к окружающему
миру и деятельности.
Черты характера
- это индивидуальные привычные формы
поведения человека в соответствующих
ситуациях, в которых реализуется его
отношение к действительности.
Черт характера,
или качеств личности, очень много.
Весьма условно их можно разделить
на две группы, которые тесно между
собой связаны, влияют друг на друга,
но все-таки отражают отношение человека
к разным сторонам жизни.
Группа
первая - черты характера, в которых
выражены убеждения и идеалы, направленность
личности.
Вторая
группа - волевые черты характера.
Они выражаются в умении и привычке
сознательно регулировать свое поведение,
свою деятельность в соответствии с
определенными принципами, преодолевать
препятствия на пути к поставленной цели.
Темперамент
- система показателей, характеризующих
динамические особенности психики
и поведения индивида.
В целом
же "можно установить четыре простых
темперамента: сангвинический, меланхолический,
холерический, флегматический". Из этих
четырех типов темперамента к темпераментам
чувства относятся сангвинический и его
противоположность - меланхолический.
Холерический
темперамент деятельности характеризует
вспыльчивого человека.
Флегматический
темперамент деятельности относится
к хладнокровному человеку. Он выражает
собой скорее склонность к бездеятельности,
чем к напряженной, активной работе.
Характер,
как и темперамент, является достаточно
устойчивым и малоизменяемым.
Темперамент
надо строго отличать от характера. Темперамент
ни в коей мере не характеризует
содержательную сторону личности (мировоззрение,
взгляды, убеждения интересы и т.п.),
не определяет ценность личности или
предел возможных для данного
человека достижений. Он имеет лишь отношение
к динамической стороне деятельности.
Список
литературы
1) Белоус
В.В. Тип темперамента как симптомокомплекс
и кар. инварианта // "Проблемы экспериментальной
психологии личности". Вып. 6. Пермь,
1968.
2) Дубровина,
Е. Е.Данилова, А. М. Прихожан.- 5-е изд., стер.
– М.: Издательский центр "Академия",
2007. С 237.
3) Кант И.
О темпераменте // Психология индивидуальных
различий: Тексты. - М., 1982. - С. 149
4) Котова
И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология.
Серия "Среднее профессиональное образование".
Ростов-на-Дону - Изд-во "Феникс", 2004.
С. 394.
5) Мерлин
B.C. Психология индивидуальности. - М.: Изд.
"Институт практической психологии".
Воронеж: НПО "Модэк", 1996.
6) Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студентов высш.
пед. учеб. заведений. — 3-е изд. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1997.
7) Павлов
И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951
. - Т. 3.
8) Рогов Е.И.
Общая психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического образования
/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
|