Тип личности и конфликтное поведение в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Конфликты в жизни отдельных сотрудников и организации в целом играют значительную, очень часто негативную роль. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. Однако конфликт может быть нужен, необходим для развития организации, помогать решить руководителю различные социальные задачи в организации.

Содержание

Введение……………………………………………..………….……3
Глава 1. Исследование сущности личности…………….…….....5
1.1. Понятие личности……………………..………………………...….5
1.2. Личность и организация……………………….………….....….….8
1.3. Психологические особенности различных типов
личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс…………………………...…...9
1.4. Типы личности в организации………………………….……........11
Глава 2. Исследование сущности конфликта……...….…..……13
2.1. Парадигма исследования конфликтов…………………....……....13
2.2. Определение конфликта и конфликтной ситуации…...………….14
2.3. Понятие организационного конфликта……………………….…..16
2.4. Пути устранения конфликтных ситуаций…….……………….…..18
2.4.1. Профилактика конфликтных ситуаций…………………...…18
2.4.2. Методы управления конфликтными ситуациями………...…23
Глава 3. Исследование конфликтных ситуаций в
ООО «Стаун»………………………………………………………..26
3.1. Процедура и методика исследования конфликтных ситуаций
в ООО «Стаун»……………………………………………………….…26
3.2. Обсуждение результатов исследования конфликтных ситуаций
в ООО «Стаун»………………………………………………….………30
3.3. Способы устранения конфликтных ситуаций
в ООО «Стаун»…………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………..………..…..…39
Список литературы……………………………………............……42

Работа содержит 1 файл

Тип личности и конфликтное поведение в организации.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 3.1 Классификация  и ранжирование причин конфликтов в  общестроительной бригаде.

Причины

Количество  рабочих, отметивших причину (%)

Ранг причины по мнению рабочих

Ранг причины  по мнению мастеров

Ранг причины  по мнению руководителя

1

2

3

4

5

6

1

Задержка выплат по заработной плате

100

1

1

1

2

Неправильная  организация труда (несвоевременное  обеспечение стройматериалами и  техникой;

Много неоправданных ручных работ и др.)

88

2

2

4

3

Не достаток информации о времени выдачи и  размере заработной платы

60

3

6

2

4

Низкая заработная плата

36

4

3

3

5

Плохие санитарно-гигиенические  условия на участке

36

4

4

7

6

Отсутствие  внимания и чуткости руководства к рабочим

26

5

6

8

7

Творческая  инициатива работников не приветствуется

26

5

5

12

8

Использование рабочих не по квалификации

26

5

7

9

9

Недостаток  качественной спец.одежды

16

6

2

6

10

Частое выполнение недоделок

12

7

8

10

11

Низкий уровень дисциплины среди рабочих

12

7

8

5

12

Другие причины (сжатые сроки работы, нестабильность будущего, малый объём работ)

от 4 до 6 (по каждой причине)

8

9

11


 

Таблица 3.2 Классификация  и ранжирование причин конфликтов в  отделочной бригаде.

Причины

Количество рабочих, отметивших причину (%)

Ранг причины  по мнению рабочих

Ранг причины  по мнению мастеров

Ранг причины  по мнению руководи

теля

1

2

3

4

6

8

1

Задержка выплат по заработной плате

97,5

1

1

1

2

Недостаток  качественной спец.одежды

75

2

3

3

3

Неправильная организация труда (частая смена заданий, требующая от работника быстрой переключаемости; несвоевременное обеспечение стройматериалами и техникой и др.)

72,5

3

2

4

4

Плохие санитарно-гигиенические  условия

30

4

5

6

5

Отсутствие  внимания и чуткости руководства к рабочим

15

5

5

7

6

Недостаток  информации о времени выдачи и  размере заработной платы

10

6

4

2

7

Низкий уровень  дисциплины среди рабочих

7,5

7

7

5


 

 

3.2. Обсуждение результатов исследования конфликтных ситуаций в ООО «Стаун»

 

Проведенное исследование причин конфликтов в ООО «Стаун» позволило нам установить их структуру и степень значимости каждой из них.

Проанализируем  сначала причины, названные рабочими в общестроительной бригаде. В качестве самой важной и насущной проблемы все опрошенные выделили задержание выплат по заработной плате, при этом все выразили своё единодушие. Говоря об этой проблеме, рабочие были возмущены и негодовали, например: «Как подумаешь, что заработную плату увидишь неизвестно когда, так и работать не хочется», руководитель же напротив, признавая данную проблему, винил заказчика, а именно: «Они Вам уже нажаловались, а ведь я не причём. Заказчик не платит, а я откуда деньги возьму?» Такое положение дел сказывается на продуктивности качестве выполняемой работы. Руководитель же, зная о проблеме, пытается распределить ответственность за происходящее и делегировать её часть заказчику.

Далее рабочими была названа причина - «неправильная организация труда», можно привести в пример следующие высказывания рабочих: «Бывает, целый день ждёшь, когда привезут строительные материалы. Работа стоит. Много неоправданного ручного труда из-за отсутствия штукатурной станции. Работа часто однообразная, монотонная». Мнение мастеров о ранге причины совпадает с мнением рабочих. Руководитель в свою очередь придаёт этой проблеме меньшее значение: «Что строительные материалы иногда ждём это верно, а вот, что рабочие не довольны однообразием – в первый раз слышу. Работа есть работа, тут не до развлечений». Можно говорить о том, что в организации нет чёткой системы, обеспечивающей поставку строительных материалов и плохо поставлена организация труда в целом.

«Недостаток информации о времени выдачи и размере  заработной платы», эта причина коррелирует  с причиной, занявшей первое место  «задержание выплат по заработной плате». Отсюда, исходя из логического мышления, осмелюсь предположить, что в организации вообще не налажена система информированности работников. Очевидно, что мастера общестроительной бригады не придают информированности рабочих достаточного значения. Руководитель организации признаёт важность этой проблемы, но не решает её.

Далее выделяются причины конфликтов связанные с  размером заработной платы, а именно: низкая заработная плата. Высказывания рабочих по этому поводу были следующими: «Конечно, зарплата у нас низкая, но главное её вовремя получать». Эту причину мастера и руководитель оценили немного выше, чем рабочие. Руководитель связывал эту причину с низким уровнем дисциплины среди рабочих: «Я знаю из-за чего с дисциплиной проблемы – зарплата низкая, кто за такие деньги будет хорошо работать?». Могу говорить о том, что приоритетным для рабочих является получение заработной платы в срок, что зависит от руководителя. Руководитель же считает, что вопросы размера заработной платы стоят более остро, чем вопросы неправильной организации труда.

Необходимо  обратить внимание на такую сугубо психологическую причину конфликтов, как отсутствие внимания и чуткости руководства к рабочим. Отношение  к этой причине таково, что чем  выше по иерархии руководитель, тем меньшее значение он ей придаёт. Те рабочие, которые называли данную причину, говорили так: «Наши проблемы никого не интересуют», другие просто отказывались обсуждать эту проблему в интервью, хотя их предупредили, что оно анонимно. По этим высказываниям можно судить, что психологический климат в организации достаточно неблагополучен.

Разошлись мнения работников организации и руководителя по поводу причины «низкий уровень  дисциплины среди рабочих». Очевидно, что руководитель больше других сотрудников не доволен уровнем дисциплины.

Теперь обратимся  к анализу данных таблицы 3.2. вы можем видеть, что в отделочной бригаде самой важной причиной конфликтов, по мнению рабочих, является задержка выплат по заработной плате. «Заработную плату задерживают, от этого желания работать нет никакого». В то же время такая причина, как недостаток информации о времени выдачи и размере заработной платы, поставлена рабочими на предпоследнее место, что говорит о том, что работницы отделочной бригады не осознают важности информированности их по вопросам заработной платы. Руководитель считает, что большинство конфликтных ситуаций так или иначе связано с неудовлетворённостью работников вопросами о заработной плате, а именно: задержка выплат по заработной плате и недостаток информации о времени выдачи и размере заработной платы; соответственно эти причины имеют, по мнению руководителя, самые высокие ранги.

Следующая по значимости идет причина «недостаток качественной спец.одежды», здесь мнения рабочих, мастеров и руководителя схожи. Далее была названа причина «неправильная организация труда», где было сказано о частой смене заданий, требующей от работника быстрой переключаемости, работницы говорили об этом так: «Не успел закончить один объект, как тебя посылают на другой, где работа совершенно иная». Эта причина раскрывает специфику работы в отделочной бригаде, те трудности, с которыми сталкиваются работницы. Также к этой причине было отнесено несвоевременное обеспечение стройматериалами и техникой, что свидетельствует, что система поставки строительных материалов не налажена. Мнения мастеров и рабочих по этой проблеме схожи, а руководитель придаёт ей меньшее значение.

Отсутствие  внимания и чуткости к рабочим  не заняло первых позиций, однако, те работницы, которые называли эту причину, отмечали, что эта проблема стоит достаточно остро: «Мы никому не нужны». Ранг причины, по мнению работниц и мастеров совпадает, руководитель же явно недооценивает данную причину.

Проводя сравнительный  анализ полученных результатов по отделочной и общестроительной бригадам, можно отметить следующее:

- Первое место в иерархии причин конфликтов в общестроительной и отделочной бригадах занимает «задержка выплат по заработной плате», отсюда можно сделать вывод о том, что в организации существует проблема с регулярностью выплат заработной платы, которую осознают не только рабочие, но и мастера с руководителем.

- Следующие по значимости были выделены в общестроительной бригаде такие причины как «неправильная организация труда», а отделочной бригаде она немного ниже рангом, но также достаточно весома. Здесь видно отражение специфики работ в каждой бригаде, а именно: рабочие общестроительной бригады жалуются на монотонность работы, а работницы отделочной – на частую смену заданий, требующую от работника быстрой переключаемости. Однако существует и сходство – рабочие обеих бригад выделяют несвоевременное обеспечение стройматериалами и техникой, как достаточно важную причину конфликтов в организации.

- На третьем месте в общестроительной бригаде был выделена причина конфликта – «не достаток информации о времени выдачи и размере заработной платы». В отделочной же бригаде работницы не придают этой причине должного значения, так как не осознают важности данной проблемы, в то время как мастера и руководитель говорят о ней.

- Причина конфликта, заключающаяся в недостатке качественной спец.одежды, имеет высокий ранг в отделочной бригаде и достаточно низкий в общестроительной. Руководитель также оценил эту причину в отделочной бригаде выше, а в общестроительной ниже. Отсюда следует, что в отделочной бригаде гораздо сильнее чувствуется недостаток спецодежды.

- «Отсутствие внимания и чуткости к рабочим» было выделено в качестве причины возникновения конфликтных ситуаций в обеих бригадах, однако здесь сыграла свою роль гендерная специфика бригад: в отделочной бригаде, где работают женщины, эта причина занимает пятое место, а в общестроительной бригаде, где работают мужчины – шестое. Причём, во время интервью высказывания женщин были более эмоционально насыщены. Можно говорить о том, что работницы отделочной бригады придавали большее значение «отсутствию внимания и чуткости к рабочим», чем рабочие общестроительной бригады. В целом же об этой причине многие работники обеих бригад избегали заводить разговор и делиться своими мнениями, что говорит о довольно напряженной психологической атмосфере в организации.

 

3.3 Способы устранения конфликтных ситуаций в ООО «Стаун»

Проанализировав результаты исследования причин возникновения  конфликтных ситуаций в организации ООО «Стаун», я разработал некоторые рекомендации по их устранению.

Для ликвидации конфликтных ситуаций предлагаю систему предупреждения конфликтных ситуаций, её основными элементами являются: определение ответственных за конкретную причину конфликтных ситуаций, распределение ответственности в соответствии с группами причин, разработка мер по устранению конфликтных ситуаций.

Для устранения конфликтных ситуаций в организации я предлагаю заранее договариваться с заказчиком о сроках оплаты выполненной работы, а также выстроить систему информированности о заработной плате в бригадах: назначить ответственных за информированность мастеров в каждой бригаде, работники отдела кадров обязаны информировать ответственных мастеров по всем вопросам оплаты труда. В свою очередь, ответственные за информирование мастера должны отчитываться перед руководителем о том, как работники восприняли новую информацию. Мастеров ответственных за информированность предлагаем стимулировать в виде надбавки к заработной плате. Кроме того, мастера и бригадиры должны отвечать за своевременное ознакомление рабочих с нарядами-заданиями, за информированность рабочих по возникшим изменениям в нарядах. Сообщать новую информацию работником можно на ежедневных утренних собраниях по обсуждению планов работы.

Чтобы устранить  конфликтные ситуации, я рекомендую наладить систему поставки строительных механизмов и строительных материалов. Для этого нужно разработать сетевой график, который предусматривает взаимозаменяемость рабочих на объекте, учитывает сроки выполняемых работ, расход строительных материалов. Кроме того, назначить ответственного мастера за выполнение плана сетевого графика в каждой бригаде, он также должен следить за износом строительных механизмов и поставкой их на объект. При возникновении какого-либо рода трудностей по выполнению плана сетевого графика и по окончании определённого вида работ ответственный мастер должен отчитываться перед руководителем. Мастеров следящих за износом строительных механизмов и ответственных за выполнение плана сетевого графика предлагаем стимулировать в виде надбавки к заработной плате.

Предлагаю также руководителю разъяснять требования посредством составления соответствующих должностных инструкций (описание должности) и разработки документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности по уровням управления. Самым эффективным является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и бригады в целом. Кроме того, нужно привести в соответствие ролевое ожидание организации и ролевое поведение сотрудника при выполнении поставленной задачи. Организация должна чётко оговорить, что специалист должен делать на конкретном рабочем месте, какими методами трудового процесса владеть, как он будет оцениваться в будущем, какая от него требуется компетенция.

Информация о работе Тип личности и конфликтное поведение в организации