Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 08:54, реферат

Описание работы

Считают, что понятия «интеллект» и «интеллигентность» если и не имеют одинаковое значение, то уж во всяком случае между ними есть прямая взаимосвязь.

Содержание

2.Введение……………………………………………………..3
3.Стации развития интеллекта……………………………...4
4.Теория множественных интеллектов …………………... 5
5.Измерение интеллекта……………………………………..6
6.Тесты интеллекта…………………….. …………………...7
7. Назначение теста ………………………………………..…9
8 Виды тестов……………………………………………….10
9. Тест Бине…………………….………….…………………11
10.Тест Амтхауэра……………………………………………13
11.Тест интеллекта «Аист»………………………………….14
12. Психологические тесты (субтесты) пакета «Аист»……15
13.Тест Айзенка ………………………………………………18
14.Коэффициент интеллектуальности (IQ)…………………19
15. Факторы, влияющие на IQ………………………………20
16. Критика IQ…………………………………………………24
17. Заключение ………………………………………………..25
18.Список литературы………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 

  Содержание.

  1.Содержание  …………………………………………………2

  2.Введение……………………………………………………..3

  3.Стации  развития  интеллекта……………………………...4

  4.Теория  множественных  интеллектов …………………... 5

  5.Измерение  интеллекта……………………………………..6

  6.Тесты   интеллекта…………………….. …………………...7

  7. Назначение теста ………………………………………..…9

  8  Виды  тестов……………………………………………….10

    9. Тест  Бине…………………….………….…………………11

  10.Тест Амтхауэра……………………………………………13

  11.Тест интеллекта  «Аист»………………………………….14

  12. Психологические  тесты (субтесты) пакета «Аист»……15

  13.Тест  Айзенка ………………………………………………18

  14.Коэффициент   интеллектуальности (IQ)…………………19

  15. Факторы, влияющие  на  IQ………………………………20

  16. Критика IQ…………………………………………………24

  17. Заключение ………………………………………………..25

  18.Список  литературы………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

           Считают, что понятия  «интеллект» и «интеллигентность» если и не имеют  одинаковое  значение, то уж во всяком случае между ними есть прямая взаимосвязь.

     Но  очень  часто  присутствует  такой  факт, что низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности - не такая уж редкость. Оказывается, что интеллигентнейшие профессора и даже академики с сотнями печатных работ просто не умеют вчитаться в тексты Пушкина, Булгакова, Шекспира, не замечают массу важных моментов, с глубокомысленным видом пишут откровенные глупости.

     Интеллект человека представляет собой чрезвычайно  многофакторную величину, который определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. Интеллект это то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

            Многие считают, что интеллект  – это то же самое, что  ум. Психологи трактуют интеллект  шире. Это не только способность  к логическому мышлению, но и  умение правильно оценивать ситуацию  и находить верные решения. 

         Интеллект – это также умение приспосабливаться к жизни и не теряться, когда она подкидывает сюрпризы. Что же касается логики и интуиции, это верные помощники интеллекта в решении различных проблем. И именно интеллект устанавливает, чему отдать предпочтение. 
 
 

     Стадии  развития  интеллекта.

        Швейцарский психолог Ж.Пиаже исследовал стадии развития интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, что позволило ему вскрыть специфику мышления детей разного возраста.

          Ж.Пиаже придумал так называемый, "клинический" метод исследования, который состоял в том, что он давал ребенку задание, близкое к игровому, и наблюдал за его действиями. При этом он разговаривал с ребенком по поводу его действий, спрашивал его мнение о разных явлениях. В таком наблюдении он провел огромное число часов, но только такой метод сбора информации позволил ему выйти на открытые им закономерности.

        С помощью традиционного тестирования  этот материал невозможно собрать,  поскольку тестирование ограничивает  возможности ребенка, а также отстраняет его от экспериментатора.

        Ж.Пиаже выделил четыре основных стадии развития интеллекта.

     1.Стадия  сенсомоторного интеллекта (от  рождения до 2-х  лет).

       Ее содержание составляет овладение  ребенком операциями с реальными  объектами (игрушками и вещами). Ребенок научается манипулировать с ними, тем самым, развивая "ручной" интеллект.

     2.Стадия  допонятийного интеллекта (от 2-х  до 6-7 лет).

       Главные достижения этой стадии - овладение речью и с ее  помощью формирование предпонятий.  От понятий они отличаются неполнотой заложенных в них представлений.

     3.Стадия  конкретных операций (от 6-7 до 10-11 лет).

        На этой стадии, которая совпадает  с началом обучения в школе,  ребенок начинает осваивать простые  мыслительные операции с объектами  (классификации, сериации, нахождение соответствий между объектами).

     4.Стадия  формальных операций (от 10-11 до 13-14 лет).

       На этой стадии подросток уже  овладевает логическими операциями. Он научается обратным операциям  (сложение - вычитание, умножение  -деление), благодаря чему овладевает способностью к прослеживанию хода своего мышления и проверке полученных результатов.

        По его мнению, последовательность  прохождения этих стадий у  всех детей одна и та же. Ребенок не может пропустить  одну из стадий, так как каждая  предыдущая стадия подготавливает наступление последующей. Но сроки прохождения стадий могут быть разными. Более развитые в интеллектуальном отношении дети могут переходить на следующую стадию на один два года раньше.

        Между стадиями существует преемственность, которая состоит в том, что более поздние стадии интегрируют достижения предыдущих стадий, а не отменяют их. Развитие интеллекта идет от внешнего манипулирования с объектами к анализу проблемной ситуации во внутреннем плане, а также от взаимодействия с конкретными предметами к оперированию абстрактными понятиями.

     Заслуга Ж.Пиаже состоит в том, что он показал, что развитие интеллекта идет по пути формирования все более сложных  мыслительных операций, которые закрепляются и становятся надежным инструментом адаптации к среде на протяжении всей жизни человека. 

Теория  множественных интеллектов  .

       Рассмотрим современную теорию американского психолога Говарда Гарднера, называемую теорией множественных интеллектов, основанную на представлении о том, что интеллект слишком сложен, чтобы его можно было представить как некую единую для всех сущность.

       Теория множественных интеллектов Гарднера заключается в следующем: у человека имеется небольшое количество видов интеллектуального потенциала; разные индивиды из-за наследственности, ранней тренировки развивают у себя определённые виды интеллекта в большей степени, чем другие.

       Каждый человек развивает свой вид интеллекта настолько, насколько позволяют его генетические факторы; обучение должно строиться с учётом знания интеллектуальных возможностей каждого и степени их максимальной изменчивости и пластичности.  

     Измерение интеллекта

     С конца 19 века для оценки интеллекта человека стали использовать различные  стандартные психологические тесты, которые сводились к вычислению показателей умственной одаренности — коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуального развития.

     Одна  из основных теорий интеллекта — теория Спирмена основывалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами исполнения различных интеллектуальных тестов.

     Основа  этой связи — наличие в каждом из тестов общего начала, названного им "общий фактор интеллекта" (фактор "G"). Кроме фактора "G", Спирмен выделил фактор "S", характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания. В целом данная теория получила название двухфакторной теории интеллекта.

     В дальнейшем в развитии идеи "общего интеллекта" появилось представление  о возможности оценки общего интеллекта, суммированием результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов. При использовании таких шкал индивидуальная оценка "уровня общего интеллекта" определяется как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов.

     В настоящее время среди исследователей все большей поддержкой пользуется шкала измерения интеллекта, разработанная  Спирменом. Важным оказалось его  представление об интеллекте как  едином образовании, не распадающемся на отдельные не связанные друг с другом способности.

     В России особенно широко применяется  тест структуры интеллекта, разработанный  Р. Амтхауэром (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST). Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

     У каждого человека есть возможность  заняться развитием своего интеллекта, именно той части его, которая  ему особенно необходима в учебе, либо работе. В последнее время реализовать такую возможность для любого образованного человека становится гораздо легче благодаря наличию специального программного обеспечения, основанного на методических разработках истории развития цивилизации вообще и практико-теоретических исследований механизмов мышления, которые проводились на протяжении 20го века и продолжают проводиться сейчас, в начале 21го. 

Тесты  интеллекта.

         Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание) — тесты общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития, являются наиболее распространенными в психодиагностике.

         Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что  позволяет отличить их от других  особенностей поведения. Любой  интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций обеспечивает познание окружающего мира. Под интеллектом подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

         Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.). Этот  образовавшийся ряд тестов   достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

          Первые  тесты   интеллекта  были созданы Ф. Гальтоном  (1879г.), стремившимся охватить "измерением и числом операции ума". Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анамнеза данных по индивидуальным различиям.

         Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию "умственных тестов". Им были заложены основы современных тестов  интеллекта, прообразом которых является широко известная шкала умственного развития Бинэ-Симона, разработанная в 1905 г.

         Из последующих работ Ч. Спирмена (1904, 1927), Л. Терстоуна (1931, 1947) родился факторный анализ, способствующий появлению комплексных тестовых батарей. 

        Ученные Бинэ и Симоно, которые создали первые тесты, считали, что человек, обладающий интеллектом, это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто благодаря своему "здравому смыслу" и "инициативности" может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни".

         Полученные с помощью  тестов  интеллекта  результаты выражались  в виде коэффициента интеллекта (IQ). В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных тестов  интеллекта . Это   тесты  Айзенка, шкала измерения интеллекта Векслера, школьный тест умственного развития и др.

      Любой тест на интеллект состоит из некоторого количетсва заданий: обычно от 40 до 200. Тесты на интеллект проводятся с ограничением времени. Редко - просто фиксируется время, которое Вы потратили. Совсем редко - время не фиксируется.

       Часто тест на интеллект разбивается  на отдельные блоки, называемые  субтесты. В один субтест обычно входит порядка 20 заданий, которые надо решить за время порядка 5-10 минут. Перед каждым субтестом   дается отдельная инструкция; психолог засекает время перед выполнением вами каждого субтеста, говорит что-нибудь вроде "поехали", а в конце - "стоп". После чего Вы должны слушать (или читать) инструкцию к следующему субтесту (то есть следующему блоку заданий).

Информация о работе Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта